12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусева Тамара Юрьевна29
Учитель русского языка и литературы
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Технологическая карта урока литературы на тему «А.С.Пушкин «Анчар»»
в 7 классе

Учитель: Гусева Тамара Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Основная школа №35 имени Героя Советского Союза Н.А. Кривова»

Тема: «А.С.Пушкин «Анчар»».

Тип урока: творческое исследование поэтического произведения

Цель урока: выяснить на примере стихотворения А.С.Пушкина «Анчар» как самовластие порождает жестокость и ненависть, и что есть свобода для человека.

Задачи урока:

образовательные:

познакомить учащихся с историей написания стихотворения, сюжетом и основой;

научить определять композиционные части произведения;

обучать анализу поэтического текста;

познакомить с выразительным средством языка;

развивающие:

развивать устную речь учащихся;

учить умению и навыкам анализа поэтического текста;

формировать навыки критического мышления

воспитательные:

расширять коммуникативные способности школьников;

развивать эстетическое чувство на примере пушкинского слова;

воспитывать культуру общения при работе в группах;

закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления.

Методы обучения: проблемно – поисковый, наглядный, анализ поэтического текста

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование: ноутбук, экран, компьютерная презентация, тексты для анализа, тетрадь, «Словарь лингвистических терминов»

Приемы: анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся, работа с таблицей.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: формировать умение по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе изучения стихотворения; на основе анализа поэтического текста делать вывод.

Личностные УУД: развивать умение строить устные высказывания и выражать свое отношение к прочитанному; выражать свои чувства и эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе или в парах.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.

Приветствует обучающихся, настраивает их на работу.

Внутренняя и внешняя подготовка к уроку.


Познавательные УУД: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстраций; на основе анализа поэтического текста делать вывод.

Личностные УУД: формировать умение высказывать своё отношение к героям; выражать свои чувства и эмоции; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Работа с текстом до чтения.

Актуализация знания

Постановка учебной задачи

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о произведениях 19 века. О каком авторе пойдёт речь, вы догадаетесь (читает наизусть строчки из стихотворений А.С.Пушкина «Няне», «Руслан и Людмила», «Зимнее утро»). - Кто автор стихотворений? Слайд 1 Слайд 2

Дома я попросила вас в журнале «Детское чтение для сердца и разума» найти заметки голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П. Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии»

Прошу высказать о свои прочитанном.

В конце урока вы ответите, совпало ли ваше представление с тем, что вы сегодня узнали о древе смерти.

Учитель : Сведения о нем поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели, а в 1828 году к этому сюжету обратился А.С. Пушкин

- Что бы вы хотели узнать о нём?

- Как вы думаете, что нас ждёт сегодня на уроке?

- Что бы вы хотели о нём узнать?


Выступление ученика:

«Дерево окружено со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов сего дерева суха и не производит никаких плодов. За 6 часов езды вокруг ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного зверя там не видали. Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падет на землю и умирает»


Ученики с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.


2 этап.

Выразительно читает стихотворение

Учитель рассказывает историю написания стихотворения.

Слайды 4, 5, 6, 7

Стихотворение написано в 1828 году, опубликовано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. По словам исследователей творчества А.С.Пушкина, поэт увлёкся английским языком и читал в оригинале английскую литературу. В книге Кольриджа идёт речь о смертоносном дереве. В основу стихотворения положена легенда о ядовитом дереве анчар.

Слушают стихотворение.

Коммуникативные УУД: Формировать умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; формировать умение работать в группе или в парах.

3 этап обсуждение произведения в форме дискуссии

Чтобы познакомиться со стихотворением поближе, предлагаю вам объединиться в группы.

- Мог ли раб поступить иначе?

- Как бы вы поступили на его месте? Слайд 8

- Знал ли раб, для чего он принес яд?

- А сегодняшнее оружие несет смерть? Одинаково ли люди поступают в такой ситуации? Идут ли на смерть, защищая свободу свою и своей Родины?

Мнения в группах.

- Владыка послала раба за ядом, и он беспрекословно пошел выполнять поручение хозяина. Поступить иначе он не мог, так как был рабом с детства и другого не знал. Он мог бы протестовать, но другого пути не видел и умер покорно.

- А как же Мцыри? Он же попадает в монастырь ребенком и становится узником, но

сохраняет в душе чувство свободы и протестует, убегая из него. А в последствие умирает.

Отвечают на вопросы учителя.

Одна группа высказала предположение, что раб мог не знать, для чего нужен яд владыке, а другая группа решила, что раб должен был знать, что этим ядом властитель напитает стрелы для убийства народа, так как его владыка завоеватель.

Вывод: лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Покорность ведет к жестокости властителя. Самовластие сеет смерть и ненависть вокруг, является разрушением в общечеловеческом плане.

(вывод учащиеся записывают в тетрадь)


3 этап Работа над языком стихотворения.































Учитель:проверьте свою работу по образцу.

1 группа – находит в тексте эпитеты и метафоры: пустыня какая: чахлая, скупая, зной, раскаленная почва, жаждущие степи.

Анчар: грозный часовой, один во всей вселенной, зелень мертвая ядовитая ,ядовитые корни, ядовитая смола на коре.

Владыка: властный взгляд, непобедимый, послушливые стрелы.

Раб: бледное чело, бедный раб.

2 группа работает над синонимами:

владыка, властитель, хозяин, царь, властелин, государь.

Стрелы: напоил, напитал, насытил.

Обе группы ищут олицетворения, выясняют их роль.

1 группа – эпитетами создаёт новые образы знакомых предметов; 2 группа – наделяет образ пустыни отрицательными качествами;обилие глаголов в 1 части показывает, как природа восстаёт против анчара; во 2 части - беспрекословное подчинение раба своему господину. … матушка, кормилица, сыра – земля. … даёт жизнь, кормит. … жизни нет на ней. Консультант зачитывает определение. Мир природы избегает зла, даже «тигр нейдёт».

Обе группы находят слова, созвучные слову «анчар». Почему строфа начинается с союза но? Почему два раза использует слова человека – человек?

Заполняют таблицу

Проверяю работу по образцу, сверяют со слайдом.

Вывод: Язык Пушкина яркий, выразительный, помогает понять стихотворение, почувствовать и откликнуться на его содержание.


4 этап Работа над выразительным чтением стихотворения.


Учитель задает вопросы в процессе выразительного чтения:

- Почему у Пушкина слово «почва»?

- У христиан гнев считается одним из грехов человека. Анчар появился «в день гнева», природа «породила» его для смерти. Есть здесь оксюморон «зелень мёртвая»?

- Как поэт показал одиночество анчара.


учащиеся по группам находят логические ударения и паузы выразительного чтения.

Каждая группа представляет свое прочтение стихотворения.


5 этап.Рефлексия





Учитель: вернемся к началу нашего разговора «Анчар» - это легенда.

- Вспомните, почему мы относим его к этому жанру?.

- как можно назвать эту легенду?

Спасибо за серьезный сегодняшний разговор.


Дети высказывают своё мнение.

Одни – считают, что раб правильно делает , другие, что он должен был бороться за свою свободу. Единое мнение – власть несет сметь и жестокость людям.

Ответ: эту легенды можно назвать философской, потому что там поднимаются вопросы о зле, власти, свободе- несвободе.


Домашнее задание: по желанию можно выучить стихотворение или написать сочинение – рассуждение на тему «Откуда берется зло?»

Записывают домашнее задание


Итог урока.

Оценивание работ учащихся.

Дают самооценку успешности достижения цели, сдают листы с заполненными таблицами и выводами


Опубликовано


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 29.07.23 в 22:24 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс! Заходите в гости!
Селиванова Галина Геннадьевна, 07.08.23 в 09:57 0Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Тамара Юрьевна,за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.