12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Габура Светлана Анатольевна20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60» г. Брянска

 

Урок литературы

в 10 классе

(По рассказу

В. Дегтева «Псы войны»)

 

Учитель МБОУ СОШ №60

Габура С.А.

 

Тема нравственного выбора

(По рассказу В. Дегтева «Псы войны»).

Он рассказчик от Бога,

взявший на себя смелость

и ответственность

«безоглядно резко» писать

об окружающих нас

трагических событиях.

Ю. Бондарев

Цели урока: формирование читательского навыка, добывание знаний учащимися на основе самостоятельной работы с текстом художественного произведения; умение учащихся интерпретировать текст, проводить анализ, мыслить, обобщать; формирование патриотизма, гражданственности, развитие способностей системного типа мышления; применение полученных правовых знаний на уроках обществознания.

Тип урока: урок – исследование

Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор

ХОД УРОКА:

I. Учитель.

Сегодня мы будем обсуждать рассказ «Псы войны» Вячеслава Дегтева, лауреата многих литературных премий, мастера короткого рассказа. Писатель рассматривает самые болевые темы нашей действительности: человек в истории России, Россия в истории конкретного человека, любовь и ненависть, мир во время войны – все это не может не волновать современного читателя.

Ребята, давайте вспомним биографию писателя.

II. Рассказ ученика о жизни и творчестве В. Дегтева.(презентация)

Учитель: Да, Дегтев – проблемный писатель, читать его рассказы интересно, потому что пишет он о нашей с вами жизни. Давайте убедимся в этом на примере его рассказа «Псы войны».

III. Аналитическая беседа.

1. О чем этот рассказ?

(О чеченской войне, смерти, чести, долге…).

2. Сформулируйте тему урока на основе высказываний?

(Тема нравственного выбора).

3. Ребята, кто из писателей обращался к данной проблеме, и в каких произведениях она просматривается?

(А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, В. П. Астафьев, В.Г. Распутин, Б.П. Екимов и другие).

4. С чего начинается рассказ?

(С городского пейзажа).

Найдите ключевые слова.

Текст: «в грязи село», «глинистой слизью», «грязевые волны», «грязевую эмульсию», «люди угрюмые, злые»…

5. О чем это говорит?

(Пейзаж подготавливает читателя к каким-то ужасным и страшным событиям).

Учитель: Итак, вы уже сказали о том, что мать солдата Альберта Букетова едет в Чечню, чтобы увезти оттуда служившего там сына.

6. Что мы узнаем о матери солдата-москвича?

Давайте рассмотрим этот персонаж в соответствии с другими: ее мужем, а также с отцом солдата, приехавшим забрать сына.

Работа с текстом. (слайд)

Элеонора (мать Альберта)

Отец Альберта

Отец солдата

1. Не брезгует никакими средствами.

1. Не отмазал сына от армии.

1. Приехал, чтобы забрать сына.

2. Совесть ее не мучила.

2. Пусть потянет лямку (о сыне).

2. Не хватило совести уехать обратно.

3. Не обязана держать ответ перед мужем.

3. По словам жены, прикрывается красивыми словами о долге

3. Записался добровольцем во взвод, где служит сын.

4. Пойдет на все…

   

Вывод учащихся: Каждый из персонажей сделал свой выбор. (Комментарий).

7. Какую синтаксическую фигуру использует автор к характеристике персонажей?

(Антитезу).

Учитель: Итак, Элеонора оказалась в роте, где служит ее Альбертик.

8. Как показана автором 3-я рота?

Текст: «Последний месяц третья рота находилась в беспрерывных боях… дни… из грязи, копоти, стонов, крови… За это время мальчишки превратились в солдат… научились различать голоса войны… стали разбираться в человеке – фронтовая поговорка «Я бы с ним в разведку не пошел…»».

9. Какие изобразительные средства, детали, лексику использует писатель в изображении солдат? Их роль? (слайд)

(Метафора: голос войны, монолит из грязи…

Метонимия: стволы стреляют

Ряды однородных членов: любили, уважали, побаивались

Градация: грязь, копоть, стоны, кровь…

Слова разговорного стиля с экспрессивно – эмоциональной окраской (фамильярные): погляда – взгляда, чмо – Альбертик, сбацать – сыграть, земы – земляки).

Вывод учащихся: Все это дает оценку происходящим событиям, страшным и жестоким, оценку поступкам персонажей.

Учитель: Текст: «Это что выходит земы, маманя его домой забирает? А нам… тут припухать? Собак своим мясом кормить?... Хазар достал гранату…легонько перекинул через мешки…» (в окоп, где находился Альбертик, Элеонора и корреспондент…)

IV. Ролевая игра.

Учитель (судья): Совершено преступление.

Уважаемые участники процесса! Мы рассматриваем сложное судебное дело, в котором практически нет свидетелей, поэтому нам необходимо обратиться к помощи суда присяжных.

Я оглашаю список (фамилии учащихся).

Председатель суда: Уважаемый суд присяжных! Совершено тяжкое преступление. От нас с вами зависят судьбы солдат, искалеченных войной, которых общество называет поколением растерянных людей, которые лишь на какое – то время потеряли ориентир в нашей непростой жизни.

Я предлагаю рассмотреть это дело, опираясь на самый древний и самый основной закон человеческого общения – мораль.

V


 

Слайд Понятие «мораль»

. Суд присяжных.

 

1. А что такое мораль для каждого из вас?

2. Как воспринимается мораль каждым участником этого события? С кого начнем? В какой последовательности мы выстроим схему?


 

 

Элеонора

Отец Альберта

Альберт

Сослуживцы отца Альберта

Солдаты

Рекс (командир)

Автор

В чем вина матери Альберта? Могло ли произойти это преступление, если бы она не приехала? (Нарушает привычный ход армейской жизни, накаляет, обостряет своим поведением и без того сложную обстановку в 3-ей роте… Текст, стр.3)

«Пусть потянет лямку…»

(Позиция отца)

«Не отмазал сына от армии… при таких-то связях…»

(Текст)

По – подлому труслив, судорожно хотел выжить, страшно… когда любой ценой…

(Текст)

У всех сотрудников дети освобождены от армии. Презрение к отцу Альберта: на родного сына поскупились… (Текст)

(Такая позиция представителей общества развращает молодое поколение, закрадывает в их душах сомнение в правильности выбора служения Отечеству)

1. Как этой моралью руководствуются главные участники события? (Текст, стр.3) («Это что ж выходит. Этот козел Миху угробил, а маманя его домой забирает?..»)

(Принцип «не убий» выступает нравственным законом во всех культурах, он абстрактен, а, следовательно, дает выбор поведения и выбор исполнения. А как же не убить, если он враг?)

2. А кто породил эту мораль? (Элеонора, Альбертик, общество, сослуживцы, продажный корреспондент)

Текст, стр.2-3

Лейтенанта Рекса в роте любили, уважали… парень, что надо, герой… имя Константин, как у Рокосовского. Офицерская честь – не пустой звук…

(Он судья солдат – высоконравственный человек. Берет на себя грех, считая, что в сложившейся ситуации только такой моральный выбор…)

На чьей стороне автор? Текст, стр.4

(Автор принимает сторону Рекса, его выбор. «О покойниках никто больше не вспоминал. Что их поминать лишний раз на ночь глядя…»)

Люди, о которых и не надо вспоминать…

Председатель суда присяжных: Итак, мы с вами все – таки рассматриваем преступление с моральной точки зрения.

3. Кто же, по – вашему, может быть моральным судьей? (Рекс, комментарий , использование текста)

Председатель суда: Господа присяжные заседатели! Вы должны вынести свой вердикт – написать только одно слово: виновны или невиновны солдаты.

(На фоне звучит стихотворение Ю. Левитанского «Каждый выбирает…»)

VI. Учитель: В чем смысл заглавия рассказа?

(Псы войны – метафора; война, кровь, смерть, обида, злость спровоцировали солдат на преступление, сделали их такими, но это непотерянное поколение – текст: «В глаза друг другу смотреть было тяжело…»).

VII. Рефлексия, отметки.

VIII. Домашнее задание: Мини – сочинение «О чем заставляет задуматься рассказ В. Дегтева «Псы войны»?».

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Белкина Надежда Владимировна, 22.02.18 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка! Очень тронула! Спасибо!!!
Никитина Людмила Анатолиевна, 22.02.18 в 20:20 0Ответить Пожаловаться
Вячеслав Дёгтев - писатель для школы "трудный", читать многие его произведения физически больно, но он необходим современным школьникам именно из-за остроты поднимаемых проблем. Жаль, что его уже нет с нами... Я беру для уроков в старших классах два рассказа В. Дёгтева: "7,62" и "Крест". Спасибо, Светлана Анатольевна, за Ваш выбор автора и интересную разработку урока.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.