12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дарьещенкова Ольга Александровна809
Учитель начальных классов МБОУ "Баскаковская средняя школа" Смоленской области Гагаринского района. Педагогический стаж - 30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Смоленская обл., Гагарин
0

Тема урока: А. Майков "Весна", Т. Белозёров "Подснежники"



 

УМК «Школа России»

Учебник «Литературное чтение» 1 класс

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

Тема: А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники»

Задачи урока

Обучающие:

  • формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;
  • совершенствовать навык чтения целыми словами;
  • упражнять в выразительном чтении стихотворения;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении.

Развивающие:

  • формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
  • развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения;
  • развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении);
  • развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь.
  • Воспитывающие:
  • пробуждать любовь к родной природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Планируемые результаты

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Регулятивные

Удерживать цель деятельности до получения её результата.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Прогнозировать содержание темы урока.

Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.

Познавательные

Осуществлять поиск и выделение информации из текста.

Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Осуществлять смысловое чтение

Коммуникативные

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Выполнять правила работы в паре.

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предметные

Находить заглавие произведения, называть автора произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.

Ход урока

I. Оргмомент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее, –

Начнём скорей урок!

II. Положительный настрой на урок

- Но я вам предлагаю выйти к доске. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите нашим гостям, мне и друг другу. Займите, пожалуйста, свои места.

- У нас замечательное настроение. Я вам предлагаю прочитать эти строки.

(Дети читают хором стихотворение за учителем) Слайд 1 

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё во мне!

- Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые. Какие ещё? Продолжите дальше (добрые, ласковые, поднимающие настроение).

III. Актуализация знаний

- Сегодня мы продолжим работу, которую начали с вами на прошлом уроке. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Читает ученик, хором досказать словечко. 

Слайд 2. Картинки о весне

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит, к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит, к нам пришла…( Некрасова Л.)

- Так о чём мы читали произведения?

- А какое время года у нас сейчас? Докажите.

- Вот и весна пришла в наши края. Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

- Как вы думаете, почему?

- С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.

- Вспомните, а как мы с вами встречали весну?

Слайд 3 . Видео, праздник Масленница

- Какое у нас было настроение?

- У вас на партах лежат карточки. Что на них написано?

- Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке.

- Проверьте друг друга, как выполнили задание.

Взаимопроверка. Проверка на слайде.

Слайд 4. Один ученик работает на интерактивной доске, выставляет по порядку весенние месяцы.

- А теперь посмотрите на доску.

- Вы согласны?

- Назовём месяцы по порядку хором.

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока

- Какие это месяцы?

- Чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке? Вы догадались?

- Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А. Майкова, Т. Белозёрова. 

Слайд 5. Портреты поэтов

- Вы хотите прочитать их произведения?

- Чему вы хотите научиться на уроке?

V. Погружение в тему

- Отгадайте загадку. Слайд 6. Читает ученик

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Слайд 7. Картинки нескольких цветов

- Назовите одним словом, что это.

- Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники.

Слайд 8. Остались картинки нескольких подснежников

- Правильно. Подумайте, почему этот цветок так назвали?

- С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которая так и называется «Подснежник».

- Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.

Слайд 9. Звучит пьеса «Подснежник» П. Чайковского

- Что представили себе, слушая музыку?

- Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

- А я знаю, что вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.

Открыть доску. Выставка рисунков на тему «Весна. Первые цветы».

- Что вы изобразили?

- Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?

- У нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?

VI. Работа над стихотворением А. Майкова «Весна»

1. Первичное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»

- Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью вы найдёте в учебнике на стр. 66. (Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»)

- Прочитайте название стихотворения.

- Кто автор?

- Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

- Прочитаем его стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором. Самостоятельное чтение шёпотом

2. Первичная беседа. Обмен впечатлениями

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам понравилось это стихотворение?

- Стихотворение, музыка души поэта.

- Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

(Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение)

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

3. Хоровое чтение

- Прочитаем стихотворение хором, передавая настроение автора.

4. Работа по содержанию. Анализ стихотворения

- Какие образы присутствуют в стихотворении? (Образы подснежника и снега.)

- Какое слово помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)

Слайд 10. Рыхлый снег

- Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный)

VII. Физкультминутка

Первый класс внезапно ожил,

На подснежники он похожий.

- Представьте, что каждый из вас подснежник. Тянитесь к солнышку, пробивайтесь из-под снега (волнообразные движения руками вверх на носочках)

5. Продолжение работы

- Посмотрите за окно. А есть ли снег во дворе?

- Как думаете, какой он?

- А хотите сквозистый снежок потрогать?

(Дети подходят к учительскому столу, трогают снежок в пластмассовой коробочке)

- Какой снег на ощупь?

- А почему он такой?

(Солнце светит, проходит сквозь, и снежок подтаивает, становится рыхлым, неплотным, крупинками)

- Теперь вы согласитесь с мнением автора, что весенний снежок сквозистый? Мы с вами это доказали?

- А как вы думаете, легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?

- А что помогает ему появиться на свет?

- Старается подснежник нас обрадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей, учителей и себя.

- Учёба – это нелёгкий труд и вы, как подснежники, пробиваетесь сквозь тернии к знаниям.

6. Выразительное чтение

- Прочитаем стихотворение выразительно.

- Постарайтесь при чтении передать чувства автора и свои, которые возникли у вас в душе. (Стихотворение читают 2-3 ученика)

VIII. Работа над стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники»

1. Первичное восприятие стихотворения Т. Белозёрова «Подснежники»

Чтение стихотворения Тимофея Белозёрова «Подснежники» учителем наизусть.

Слайд 11. Репродукция картины Васнецова «Снегурочка»

- Какое настроение возникло у вас?

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Прочитайте стихотворение и найдите, какие образы создал автор в этом стихотворении?

Самостоятельное чтение стихотворения

- Какие образы создал автор в этом стихотворении?

- Что говорится о Снегурочке?

- Почему она плакала?

- Так с кем сравнивал автор тающий снег?

- С чем сравнивает поэт подснежники?

- Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?

(Снегурочка - сказочный персонаж, произошло волшебство)

- Над этим стихотворением мы будем работать на следующем уроке.

2. Знакомство с Красной книгой

- Какой цветок заметили Майков и Белозёров?

- Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?

- Почему? 

Слайд 12. Красная книга

- Послушайте стихотворение. (Наизусть читает подготовленный ученик)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (Т. Собакин)

- Чему учит это стихотворение?

- Как нужно относиться к окружающей природе?

- Подснежник – редкое растение, многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно и занесенное в Красную Книгу - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений.

IX. Итог

- С какими произведениями познакомились на уроке?

- Какого жанра эти произведения?

- О чём эти стихотворения?

- Посмотрите на свои подснежники. Найдите строки в стихах, которые бы вы поместили под своими рисунками.

- Какое стихотворение понравилось вам больше всего? Обоснуйте свой выбор.

- Захотелось ли вам его выучить наизусть?

X. Рефлексия. Самооценка

- Какое настроение было у вас в начале урока?

- Изменилось ли оно у вас? Покажите сигнальной карточкой

- Кто на уроке чувствовал себя уверенно?

- Кто немножко волновался?

- Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.

Презентация к уроку: /data/edu/files/a1453917999.pptx ("А. Майков "Весна", Т. Белозёров "Подснежники")

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.