12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Терехова Яна Ивановна1119 Учитель начальных классов высшей квалификационной категории, стаж работы 17 лет Россия, Новосибирская обл., Новосибирск Материал размещён в группе «В помощь учителю» |
Типы восприятия информации
Общая характеристика детей.
Визуал | Аудиал | Кинестет |
Организован, наблюдателен, как правило спокойный. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом – хороший рассказчик. Хорошо помнит то, что видел. При разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Имеет живую, образную фантазию. | Легко отвлекается. Легко повторяет услышанное. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Предпочитает счет и письмо. | Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. |
Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
А теперь мы с вами поучимся определять ведущий канал восприятия у детей при помощи наблюдения и выполнения несложных экспериментов.
Параметры наблюдения: | Аудиалы | Визуалы | Кинестетики |
Направление взгляда в момент припоминания | Средняя линия | Верхняя линия | Нижняя линия |
Жесты | На уровне груди | Выше плеч | Ниже груди |
Словарь общения | Характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). | Употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.) | В основном использует слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Особенности внимания | Легко отвлекается на звуки | Шум практически не мешает, но может отвлекаться на движущиеся объекты. | Вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, не может работать в неудобной позе (мало места) |
Отдых в свободное время | Используют отдых, чтобы наговориться и пошуметь, особенно после долгого молчания. | Чаще всего остается в группе, разглядывает книжки, картины на стенах. | Отдых нужен, чтобы размяться, подвигаться. |
Внешний вид | Шумный, громкоголосый, всегда слышно только его | Опрятный, дисциплинированный | Отличается обилием движений, неопрятен, часто ходит с исписанными руками. |
Рабочее место | Все принадлежности в беспорядке разбросаны по парте. Несколько рабочих мест, организованных функционально. | Рабочее место организовано и упорядочено, вещи расположены в вертикальном порядке | Рабочее место неорганизованно, вещи расположены в горизонтальном порядке, занимает много места |
Речь | Говорит быстро, использует визуальные указатели, смотрит поверх голов | Говорит медленно, использует манипуляции и жесты, вовлекает учеников в игры, проекты, сценарии | Говорит монотонно, любит дискуссии в классе. Организует чтение на уроке |
Почерк | Окончание слов или строчки уходит вверх. | Письмо ровное. | Окончание слов или строчки уходит вниз, все буквы кривые, много грязи и обводов при письме. |
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам и к воспитателям. Важно работать и общаться с ребенком на "его языке".
Направления работы | Аудиалы | Визуалы | Кинестетики |
Замечания | сказать шепотом " ш-ш-ш", делать словесные замечания | покачать головой, сделать замечание взглядом, погрозить пальцем; | положить руку на плечо, взять за руку и отвести, т.е. прикоснуться. |
При выполнении ребенком домашнего задания | не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами; позволить проговаривать действия. | разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.; | не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...). |
При общении | используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации); | употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; | используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию |
Организация запоминания | Запоминает, слушая. Читать вслух, обеспечить тишину. | Помнит то, что видел, запоминает картинами, важно постоянно видеть объект запоминания. | Помнит общее впечатление; при запоминании соотносить с ранее полученным опытом. Разрешить вертеть в руках предмет. |
Как посадить на занятие | Ближе к учителю, воспитателю, т.к. должен все услышать. | Подальше от окна, чтобы не отвлекался на разглядывание. | Желательно посадить одного, дать больше места, обеспечить удобную позу. |