12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Петрушенко Наталья Николаевна1489
Я работаю учителем русского языка и литературы в филиале МБОУ СОШ с. Тербуны в д.Васильевка Липецкой области Тербунского района. В 1983 году окончила Елецкий Государственный педагогический институт по специальности "Русский язык и литература".
Россия, Липецкая обл., Тербунский район, д.Васильевка

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района 

Липецкой области в д. Васильевка

Урок – викторина по литературе

По страницам произведений А.С.Пушкина

Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы


Тема: « По страницам произведений А.С.Пушкина».

Цель: обобщить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

Обучающие:

продолжить работу по изучению творчества А.С.Пушкина, пробудить интерес к его произведениям;

вспомнить произведения А.С.Пушкина;

продолжить обучение декламационному чтению.

Развивающие:

развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина;

способствовать развитию творческого воображения;

развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову;

развить умение высказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

воспитывать заинтересованное отношение к личности поэта;

воспитывать уважение к его творчеству.

Ход урока

I.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и, надеюсь, в хорошем настроении.

II. Актуализация знаний.

- Проведём небольшую поэтическую викторину. Я прочту вам строки из стихотворений, а вы постараетесь узнать произведение и автора.

Мороз и солнце; день чудесный! («Зимнее утро»)

Подруга дней моих суровых… («Няне»)

Я помню чудное мгновенье… ( «Я помню чудное мгновенье»)

Кто же автор этих стихотворений?

- Да, это Александр Сергеевич Пушкин.

Как вы думаете, случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте?

О ком же будет идти речь на уроке?

- Давайте сформулируем тему, но не забывайте, что мы с жизнью и творчеством А.С.Пушкина уже познакомились (Учащиеся формулируют тему урока)

III. Сообщение темы урока.

- Итак, тема нашего урока - «По страницам произведений А.С.Пушкина».

IV. Постановка цели урока.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам на уроке сделать? (Учащиеся формулируют цель урока)

- Правильно. Сегодня мы вспомним произведения А.С.Пушкина.

Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось, и вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только ваша память, но и душа, сердце.

Давайте мы все улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы? Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

V. Викторина.

- У нас будет сегодня не обычный урок, а урок – викторина с чтением наизусть стихотворений А.С.Пушкина. Послушайте условия викторины: я буду задавать вопросы, а отвечает ученик, первым поднявший руку. За правильный ответ начисляется 1 балл и выдается сигнальная карточка. В конце урока подсчитывается количество баллов, и вы получаете оценки.

1. «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется? (Повесть «Капитанская дочка».)

2. В каких произведениях изображён Пётр Первый? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник».)

Ученик читает отрывок из поэмы «Полтава», «Медный всадник»

Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.

Он узнал
И место, где потоп играл,
Где волны хищные толпились,
Бунтуя злобно вкруг него,
И львов, и площадь, и того,
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

3.Назовите имя, отчество, фамилию няни А.С.Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева.)

4.О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках?

Ах, умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня…

(О няне.)

5.Как называется сейчас город, где А.С.Пушкин учился в лицее? (Пушкин.)

6.Какой великий русский поэт слушал стихи А.С.Пушкина на лицейском экзамене? (Г.Р.Державин.)

7.Назовите поэта, подарившего А.С.Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя»? (В.А.Жуковский.)

8.Из каких сказок слова?

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

(«Сказка о царе Салтане…»)

Вот неделя, другая проходит,

Ещё пуще старуха вздурилась…

(«Сказка о рыбаке и рыбке…»)

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

Тужит бедный царь по ней.

(«Сказка о мёртвой царевне…»)

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

(«Сказка о золотом петушке…»)

9.С какими бранными словами обращается старуха к старику из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля!)

10. К кому обращается царевна со словами:

«Жизнь Моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!» (К Чернавке.)

11.Назовите произведения, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)

12. Герой какого произведения делал змея из географической карты? (Пётр Гринёв, повесть «Капитанская дочка».)

13. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? (А.П.Керн.)

Ученик читает стихотворение «Я помню чудное мгновенье»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

14. Кто из героев А.С.Пушкина заблудился перед венчанием в поле? (Владимир, повесть «Метель».)

15.Перечислите произведения, в которых главную героиню зовут Мария. («Дубровский»- Мария Троекурова, «Капитанская дочка»-Маша Миронова, «Метель»-Мария Гавриловна, «Бахчисарайский фонтан»-Мария, «Выстрел»-Маша, «Полтава»-дочь Кочубея. «Марья Шонинг» -Марья.)

16.Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами, С теремами и садами…

Что за остров? Град? Из какой сказки?

(Остров Буян, княжество Гвидона из «Сказки о царе Салтане».)

17.Сколько лет было А.С.Пушкину, когда он закончил «Руслана и Людмилу»? (20 лет.)

18.Мария и Владимир – имена главных героев двух пушкинских произведений. Каких? («Метель», «Дубровский».)

19. Когда впервые было напечатано стихотворение А.С.Пушкина? Как оно называлось? Сколько лет было автору? (Стихотворение «К другу стихотворцу» было напечатано в журнале «Вестник Европы». А.С.Пушкину было 15 лет.)

20.А.С.Пушкин писал острые и меткие эпиграммы. На кого написана эта эпиграмма?

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

(На графа Воронцова.)

21.Какой великий русский поэт был выслан из Петербурга за стихотворение, посвящённое гибели А.С.Пушкина? (М.Ю.Лермонтов.)

Ученик читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть Поэта»

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

И что за диво?... издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Земли чужой язык и нравы;

Не мог щадить он нашей славы;

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок - они венец терновый,

Увитый лаврами, надели на него:

Но иглы тайные сурово

Язвили славное чело;

Отравлены его последние мгновенья

Коварным шепотом насмешливых невежд,

И умер он - с напрасной жаждой мщенья,

С досадой тайною обманутых надежд.

Замолкли звуки чудных песен,

Не раздаваться им опять:

Приют певца угрюм и тесен,

И на устах его печать.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Пред вами суд и правда - всё молчи!..

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

22.Какое время года особенно любил А.С.Пушкин и почему? (Осень. Это время вдохновляло его.)

Ученики читают стихотворения об осени

Унылая пора! Очей очарованье!..

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Октябрь уж наступил

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

23.Сколько времени писал поэт роман «Евгений Онегин»? (7 лет, 4 месяца, 17 дней.)

24.Какое время года любила Татьяна Ларина? (Зиму.)

Ученики читают стихотворения о зиме

Зимнее утро

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.


 

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

25.Назовите произведение А.С.Пушкина, где есть строки:

Москва!.. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось! (Роман «Евгений Онегин».)

26. Какое вымышленное имя придумала себе Лиза Муромская из «Барышни – крестьянки»? (Акулина.)

27. Как звали станционного смотрителя из одноимённой повести А.С.Пушкина? (Самсон Вырин.)

28. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»? («Пророк».)

Ученик читает стихотворение «Пророк»

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

29. Волшебный предмет, который в сказке Пушкина умел разговаривать. Что это? (Зеркальце.)

30.«Мой первый друг, мой друг бесценный!..» Кому посвятил эти строки А.С.Пушкин? (И.И.Пущину.)

Ученик читает стихотворение «И.И.Пущину»

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

 

VI. Подведение итогов, выставление отметок.

- Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу! И сейчас мы оценим вашу работу, посчитав баллы.

За активность, правильные ответы и большое количество набранных баллов получают «5»:

За участие на уроке и меньшее количество набранных баллов получают «4»:

VΙΙ. Рефлексия

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я

научился …

мне показалось важным …

понял, что …

почувствовал, что …

Своей работой на уроке я

доволен, так как …

не совсем доволен, так как …

не доволен, потому что …

VΙΙI. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем за работу на уроке!

Опубликовано в группе «Уроки русского языка и литературы в старших классах.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.