12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сластенко Надежда Григорьевна2350
Россия, Красноярский край, Заозерный
Материал размещён в группе «ФГОС конспект»
3

Урок для формирования читательской грамотности по литературе. 6 класс. Тема: "Мир крестьянских детей 19 века по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"

Урок для формирования читательской грамотности по литературе. 6 класс.

1.Тема: «Мир крестьянских детей 19 века по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг».

2.Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, групповая работа. (Приложение 1), (Приложение 2), (Приложение 3).

3.Проблемный вопрос или проблемная ситуация. В каждом описании портрета мальчика есть загадка. Как автору удалось показать загадочность в описании портрета мальчика в рассказе? (Ключевая идея урока состоит в том, что в ходе него учащиеся приходят к выводу, что в каждом описании портрета есть загадка. Чувствуется, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Хотя он и показывает какие-то недостатки внешности мальчиков, но учащиеся отмечают, что в изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером. В этом заключается загадка описания портрета каждого мальчика.)

Судя по проблемному вопросу, акцент на уроке сделан на умении автора прописывать портретные характеристики своих персонажей. Значит и читательские умения – в большинстве своем - должны отрабатываться такие:

- устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно – следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие);

-оценивать форму текста(структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов;

-обнаруживать противоречия, содержащие в одном или нескольких текстах;

- формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста;

- понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характер героя; - высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4.Цель: (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

Знать:

характеристику героев художественного произведения;

существенные признаки портретной и сравнительной характеристики литературных героев.

Уметь (сможет продемонстрировать):

устно высказывать своё мнении о прочитанном;

составлять характеристики мальчиков на основе сплошного текста.

анализировать и делать выводы на основе информации из текста и характеристики персонажей;

перечислять основные черты характера главных героев;

Ход урока.

Приветствие учащихся.

-Сегодня мы продолжаем разговор по содержанию рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», нам предстоит познакомиться с удивительным миром крестьянских детей 19 века. Мы послушаем сообщение ученика о Бежином луге.

Индивидуальное сообщение ученика «Рассказ о Бежином луге». Свой рассказ ученик заканчивает чтением отрывка из рассказа. Работа по тексту (сплошной текст) : «Я узнал, наконец, куда я зашёл. Этот луг славился в наших околотках под названием Бежина луга… Я благополучно спустился вниз, но не успел выпустить из рук последнюю, ухваченную мною ветку, как вдруг две большие, белые, лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. Детские звонкие голоса раздались вокруг огней: два-три мальчика быстро поднялись с земли… Они подбежали ко мне, отозвали тотчас собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошёл к ним»

- опираясь на описание Бежина луга, расскажите о самых интересных моментах.

(рассказчику очень правится эта местность, сам он рад, что услышал звонкие детские голоса, ему очень хотелось скорее познакомиться с мальчиками.)

Читательское умение: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями;

понимать коммуникативное намерение автора, назначение текста.

- Сегодня мы продолжим разговор о главных героях рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Поговорим о том, как автор мастерски описал каждого из ребят.

На столах у вас лежат рабочие листы (Приложение 1), запишите тему урока.

Коммуникативный этап урока (работа с текстом). (Учащиеся разделены на 5 групп).

-Сегодня продолжим разговор о главных героях рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Давайте вспомним, кого встречает охотник в лесу? Как зовут мальчиков и что они делают?

(Охотник встречает пять крестьянских мальчиков, которые вышли в ночное. (Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун лошадей). Мальчиков зовут: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня)

I группа зачитывает из текста описание мальчика Феди, (сплошной текст)

«Сын богатых крестьян… На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги – не отцовские…Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми, белокурыми волосами, светлыми глазами...сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы...".»

Заполнение таблицы (несплошной текст) с описанием персонажа.


Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение

лица

Характер

Впечатление рассказчика.


Моё мнение о мальчике.

Федя

14

Сын богатых крестьян



"...На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские..."



Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами…

"...сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство..



"...Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы..."




Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

-Ребята, какова главная особенность Феди?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится, как бы не сказать какую-нибудь глупость).

Читательское умение: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства, мотивы, характер героя.


II группа зачитывает из текста описание мальчика Павла, (сплошной текст)

«Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. ….Одеждой он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…. Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила….. Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твёрдой решимостью. Что за славный мальчик…Жаль, славный был парень!....а всё-таки он мне понравился: глчдел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила…».

Заполнение таблицы (несплошной текст) с описанием персонажа.


Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Моё мнение о мальчике.

Павел

12 лет

Мальчик из очень бедной крестьянской семь



"...Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов..."





«Глядел очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»


Его некрасивое лицо горело смелой удалью и твердой решимостью.

Что за славный мальчик.

"...Жаль, славный был парень!.."

"...а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила..."





Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

-Ребята, какими личными качествами обладал Павлуша? ( Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом).

Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

III группа зачитывает из текста описание мальчика Ильи, (сплошной текст).

«Ильюша много работает на фабрике: «…Назаров, надсмотрщик, запретил, говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так, вы, ребятки, домой не ходите… На нём были новые лапти и онучи; толстая верёвка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку…"...Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. "...все так же напряженно щурился...ОтвечалИльюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица… Он лучше других знал сельские поверья…».

Заполнение таблицы (несплошной текст) с описанием персонажа.

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Моё мнение о мальчике

Илья

12

Илюша много работает на фабрике: "...Назаров, надсмотрщик, запретил; говорит: «Что, мол, вам, ребяткам, домой таскаться; завтра работы много, так вы, ребятки, домой не ходите»..


На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку..."

"...Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. "...все так же напряженно щурился..."

"...отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица..."



Он лучше других знал сельские поверья


Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации

-Ребята, какими чертами характера автор наделяет Ильюшу? (Илюша пытлив, любознателен. Но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духам.

Читательское умение: делать выводы на основе информации, предоставленной в одном фрагменте текста.

IV группа зачитывает из текста описание мальчика Кости. (сплошной текст).

«Костя..возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором…Всё лицо было его не велико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере,- не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно… Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался….сложения тщедушного…А видали их, что ли, волков-то?-спросил трусишка Костя…возбуждалмоё любопытство своим задумчивым и печальным взором».                        Заполнение таблицы (несплошной текст) с описанием персонажа.

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица

Характер

Впечатление автора

Моё мнение о мальчике.

Костя

10



«Костя… возбуждал любопытство своим задумчивым и печальным взором»

"...Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно..."

"...Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался..."

"...сложения тщедушного..."


"...А видали их, что ли, волков-то? — спросил трусишка Костя..."

возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором




Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

-Ребята, каким показывает автор Костю? (Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов).

Читательское умение: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно- следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие)

V группа зачитывает из текста описание мальчика Вани, (сплошной текст).

«….изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову…Он выставлял своё свежее личико из-под рогожи, опёрся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза.. Хочет отдать гостинцы сестре. Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожку..».

Заполнение таблицы (несплошной текст) с описанием персонажа.

Имя

Возраст

Семья, положение

Одежда

Выражение лица, характер

Характер

Впечатление автора

Моё впечатление о мальчике.

Ваня

7


"...изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову..."

"...Он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза..."

Хочет отдать гостинцы сестре

"...Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу..."



Читательское умение: находить и извлекать одну или несколько единиц информации.

-Ребята, какова особенность мальчика Вани? (Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он, в искреннем порыве своей детской непосредственности, отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам). Читательское умение: понимать чувства, мотивы, характеры героев;. оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов

-Ребята, как вы думаете, интересны ли дети охотнику? (Несмотря на разницу в возрасте, образовании, воспитании, дети интересны герою-охотнику. Он забывает об усталости, он внимательно слушает все истории ребят. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским ребятишкам. В каждом портрете есть загадка. Каждый из мальчиков отличается своим особым характером).

Читательское умение: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

-Ребята, как вы себе представляете мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? (С одной стороны, самостоятельные, с пелёнок познавшие всё русское, а с другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться).

Читательское умение: - устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно – следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие);

-оценивать форму текста(структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приёмов. Работа по иллюстрации. (Приложение2)

-Ребята, эта иллюстрация подтверждает, что в каждом портрете есть загадка? (утвердительные ответы ребят)

Читательское умение: обнаруживать противоречия, содержащие в одном или нескольких текстах.

-Теперь давайте обратимся к отрывку из х/ф «Бежин луг». (Приложение 3). (Просмотр отрывка из художественного фильма «Бежин луг), ( составной текст)

-Похожи ли образы мальчиков, представленные режиссером, с образами, которые представили мы в ходе анализа. Обсудите увиденное в паре.

(Ученики смотрят отрывок из худ. фильма, анализируют его в парах. Отвечает несколько пар).  

Читательское умение: обнаруживать противоречия, содержащие в одном или нескольких текстах;                                                                                                                                   Домашнее задание: на листе (Приложение 1) заполнить графу «Моё впечатление о мальчике».

Читательское умение: устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно- следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие)

Приложение 1

Имя

Возраст

Семья,

положение

Одежда

Выражение лица.

Характер

Впечатление автора.

Моё впечатление о мальчике.

























Приложение 2

t1671717245aa.jpg


Приложение 3 (отрывок из х/ф «Бежин луг».

Опубликовано в группе «ФГОС конспект»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.