12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Домащенко Вера Анатольевна47
Россия, Иркутская обл., Иркутск

презентация к уроку "Как я стал писателем"PPTX / 3.06 Мб

/data/files/l1675702652.pptx (презентация к уроку "Как я стал писателем")Урок литературы в 8 классе

Учитель:Домащенко Вера Анатольевна

Тема «Воспоминание о пути к творчеству в рассказе И.СШмелева «Как я стал писателем»»

Цели: проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество писателя, познакомить учеников с биографией писателя; вызвать интерес к творческой работе; развивать навыки анализа текста, работы с тестовыми заданиями.

Развивающие:

 практиковать умение извлекать информацию из текста;

 развивать ассоциативное и логическое мышление;

 развивать творческие способности;

 развивать самостоятельность, наблюдательность и  аналитичность;

 развитие критического мышления;

Воспитательные:

  вызвать эмоциональный отклик на художественное слово поэта;

  формировать способность сопереживать.

Образовательные:

 представить знания текста, понимание идейно-художественного богатства произведения;

 систематизация композиционно-языковых особенностей произведения

Оборудование: презентация, видеоролик, задания для групп,

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и уч-ся

время

Орг.момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня , ребята, у нас на уроке присутствуют гости, но думаю, нам это не помешает активно работать на уроке.

Сегодня вы будете работать в группе и чтобы работа была слаженной, нужно распределить обязанности.

организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем



Прочитайте цитаты великих ученых и писателей. Скажите, что их обьединяет?

Нужно любить то, что делаешь , и тогда труд-даже самый грубый-возвышается до творчества (Максим Горький)

«Секрет творчества состоит в умении скрывать источники своего вдохновения»(Альберт Эйнштейн)

«Отказаться от риска – значит отказаться от творчества»(Александр Пушкин)

«Вдохновение – это умение приводить себя в рабочее состояние» (Александр Пушкин)

(их обьединяет творчество)


Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить о творчестве, какую роль играет вдохновение для писателей, что такое вдохновение и чем отличается , на ваш взгляд, писатель от обычного человека? Путь Шмелева в литературу был долгим и нелегким. О трудностях становления писателя повествует рассказ «Как я стал писателем?»

Запишите тему урока «Воспоминание о пути к творчеству в рассказе И.С.Шмелева «Как я стал писателем?»»


Постановка цели и задач

Сформулируйте основные задачи урока:

Узнать….

Выявить, как главный герой…

Понять, какими качествами…


Знакомство с новой темой

Начнем наш урок со знакомства с жизнью и творчеством писателя. У каждого из вас есть карточка, которую вы должны заполнить в течение прослушивания ролика.

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)

1.В какой семье родился Иван Шмелев?

 

Какой уклад сохранялся в семье?

 

Кем был отец мальчика?

 

В каком году напечатан первый рассказ?

 

Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?

 

Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?

 

Как воспринял  И. Шмелев Февральскую революцию?

 

Как отнесся к Октябрьским событиям?

 

(включаю ролик)

На все ли вопросы вы получили ответ. (нет)

Откройте учебник стр.103-104 и найдите информацию в статье Михайлова О.

Проверка: Чем заинтересовала вас жизнь писателя?


Анализ произведения

Дома вы прочитали его произведение «Как я стал писателем» Давайте обратимся к рассказу.

Вы будете работать по группам. Каждая группа получает задание

1 группа работает с отрывком (с начала до слов «Долго рассказывать….). стр.104-106 ответить на вопросы:

Каким качеством обладал главный герой еще в детстве? (наблюдательность)

Как прозвали главного героя в школе? (римский оратор)

За что наказали ребенка?(он сочинил поэму об учителях, которые отправились на луну)

Объясните значение слов: балаболка, лампадка,гонорар,ретиво,ветлы,


2 группа с отрывком от слов «Долго рассказывать..» до слов «Я попал к другому …», стр.106-107 ответить на вопросы

Почему учителю не понравилось сочинение ученика? (мальчик допустил несколько ошибок, добавил несколько отступлений)

Почему учитель сначала поставил тройку, а потом исправил оценку на кол?(учителю показалось, что ученик издевается над ним)

Как изображен Баталин?(изображен иронически и сатирически. Его характеризуют выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой», «начал пилить со свистом», «показались зубки», 2холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку» .Заполните таблицу

Социальный статус

Портретная зарисовка

Речевая характеристика





3 группа от слов «Я попал к другому…» до «И вот третий период…» стр.107-108 Ответить на вопросы:

Как главный герой относился к учителю? Почему? (главному герою нравится учитель, он его называет по имени, отчеству)

Каким изображен Цветаев? Заполните таблицу

Социальный статус

Портретная зарисовка

Речевая характеристика





4 группа от слов «И вот третий период…» до слов «Помню, прямо с уроков…», стр.108-109 ответить на вопросы:

Когда герой впервые почувствовал вдохновение? Где это было?

(летом перед 8 классом на рыбалке)

Как герой описывает вдохновение?(что-то озарило, он задохнулся и написал рассказ)

Как назывался первый рассказ главного героя?(«у мельницы»)

С какими трудностями столкнулся юный писатель? Чего он не знал?(он не знал, куда отправить свою рукопись, чтобы напечатать))

Какой журнал он выбрал? (русская мысль)

Найдите определение, что такое вдохновение? (в интернете)

5 группа от слов «Помню прямо с уроков…» и до конца, стр.109-ответить на вопросы:

Как звали редактора журнала? (Анатолий Александров)

Почему главный герой уже забыл обо всем?(он отчаялся, расстроился и больше не писал)

Что получил герой в первых числах июля 1895 года?(книгу)

Каком был первый гонорар юного писателя?(80 рублей)

Что чувствовал при этом будущий писатель?(он был счастлив, его работу оценили по достоинству и заплатили деньги)

Что смутило редактора? (он думал, что юноша читает все выпуски журнала)

Что решил начинающий писатель?(молодой человек решил, что он будет писать, но писать будет сам, он не будет повторять и у него будет свой путь)



Следующее задание, вам нужно будет расставить события в хронологическом порядке, в результате должен получиться план произведения. Для этого откройте на рабочем столе вордовский документ и перейдите по первой ссылке

(дети работают)

1.Наблюдение за окружающим миром и первые проявления таланта рассказчика
2. «Полет на Луну» и наказание
3. Сочинение с философским акцентом и кол
4. Новый учитель – свобода творчества
5. Лето на мельнице
6. Вдохновение и первый настоящий рассказ
7. Редакция «Русское обозрение»
8. Номер газеты с напечатанным рассказом
9. Первый гонорар и наставления
10. Чувство счастья и мысли о будущем



- Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вкладывать и думать…»? (он понимает, что нужно больше знать, нужно учиться, нельзя останавливаться на достигнутом. Он хочет писать лучше, значит надо трудиться)



Проверочная работа

А сейчас мы посмотрим как вы внимательно сегодня работали. Для этого пройдем тест. Для этого приготовьте свои телефоны, и зайдите по кюар коду

Тестовое задание  Иван Шмелев «Как я стал писателем»

1. Произведениями какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии? А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.

2. Какое прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка? А) Носорог; Б) Слон; В) Бегемот; Г) Жираф.

3. На чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя гимназии?

А) на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.

4. Как звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?

А) Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.

5. Строчки какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя? А) Плещеева; Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.

6. Как звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на второй год?  А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А. Веселовский.

7. Какой античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного произведения?  А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.

8. Какой роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?

А) Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный; В) Герой нашего времени;        Г) Евгений Онегин.

9. В какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?

А) Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.

10. Какой гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?

А) восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.

11. Влияние какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?

А) Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева


Итог

- Что является важным для любого писателя?(любому писателю хочется признания, чтобы его поддерживали. Главный герой в конце концов получил поддержку и одобрение)

Понравился ли вам рассказ и почему?

Вернемся к целям нашего урока, все ли мы достигли


Домашнеее задание

Попробуйте себя в роли писателя и напишите небольшой рассказ на любую тему.









ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)

Где и когда родился Иван Шмелев?

 

Какой уклад сохранялся в семье?

 

Кем был отец мальчика?

 

В каком году напечатан первый рассказ?

 

Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?

 

Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?

 

Как воспринял  И. Шмелев Февральскую революцию?

 

Как отнесся к Октябрьским событиям?

 

 

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)

Где и когда родился Иван Шмелев?

 

Какой уклад сохранялся в семье?

 

Кем был отец мальчика?

 

В каком году напечатан первый рассказ?

 

Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?

 

Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?

 

Как воспринял И. Шмелев Февральскую революцию?

 

Как отнесся к Октябрьским событиям?

 



ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)

Где и когда родился Иван Шмелев?

 

Какой уклад сохранялся в семье?

 

Кем был отец мальчика?

 

В каком году напечатан первый рассказ?

 

Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?

 

Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?

 

Как воспринял  И. Шмелев Февральскую революцию?

 

Как отнесся к Октябрьским событиям?

 

 

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ(А)

Где и когда родился Иван Шмелев?

 

Какой уклад сохранялся в семье?

 

Кем был отец мальчика?

 

В каком году напечатан первый рассказ?

 

Кто помог И.С. Шмелеву завершить работу над повестью «Человек из ресторана»?

 

Кто пригласил И.С. Шмелева в 1922 году в Берлин, а потом – в Париж?

 

Как воспринял  И. Шмелев Февральскую революцию?

 

Как отнесся к Октябрьским событиям?

 


Тестовое задание  Иван Шмелев «Как я стал писателем»

1. Произведениями какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии? А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.

2. Какое прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка? А) Носорог; Б) Слон; В) Бегемот; Г) Жираф.

3. На чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя гимназии?

А) на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.

4. Как звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?

А) Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.

5. Строчки какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя? А) Плещеева; Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.

6. Как звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на второй год?  А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А. Веселовский.

7. Какой античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного произведения?  А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.

8. Какой роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?

А) Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный; В) Герой нашего времени;        Г) Евгений Онегин.

9. В какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?

А) Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.

10. Какой гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?

А) восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.

11. Влияние какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?

А) Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева

Тестовое задание  Иван Шмелев «Как я стал писателем»

1. Произведениями какого французского писателя Шмелев стал увлекаться в третьем классе гимназии? А) Ж. Верна; Б) В. Гюго; В) А. Дюма; Г) О. де Бальзака.

2. Какое прозвище у гимназистов получил учитель латинского языка? А) Носорог; Б) Слон; В) Бегемот; Г) Жираф.

3. На чем, в поэме, написанной Шмелевым в третьем классе, полетели на Луну учителя гимназии?

А) на ракете; Б) на воздушном шаре; В) на самолете; Г) на ковре-самолете.

4. Как звали инспектора гимназии, который часто наказывал Шмелева за его проделки?

А) Шаталов; Б) Баринов; В) Шаповалов; Г) Баталин.

5. Строчки какого поэта Шмелев вставил в сочинение про Храм Христа Спасителя? А) Плещеева; Б) Надсона; В) Бальмонта; Г) Минаева.

6. Как звали преподавателя словесности, к которому Шмелев попал после оставления на второй год?  А) Ф.В. Цветаев; Б) В.И. Буслаев; В) А.А. Покровский; Г) И.А. Веселовский.

7. Какой античный поэт натолкнул Шмелева на создание первого самостоятельного произведения?  А) Гесиод; Б) Гораций; В) Овидий; Г) Аристофан.

8. Какой роман вспомнил Шмелев, проводя время за рыбной ловлей у старой мельницы?

А) Преступление и наказание; Б) Князь Серебряный; В) Герой нашего времени;        Г) Евгений Онегин.

9. В какой журнал гимназист Шмелев отнес свой первый рассказ?

А) Нива; Б) Московский листок; В) Русская мысль; Г) Русское обозрение.

10. Какой гонорар получил Шмелев за свое первое произведение?

А) восемьдесят рублей; Б) девяносто рублей; В) сто рублей; Г) сто двадцать рублей.

11. Влияние какого писателя обнаружил редактор в первом рассказе Шмелева?

А) Л.Н. Толстого; Б) Н.В. Гоголя; В) Ф.М. Достоевского; Г) И.С. Тургенева



Балаболка - Значение - прост. болтун, человек, который много говорит попусту. Этимология - нет*** БалаболкаЗначение - разг. тот, кто много разговаривает, болтает. 

Лампа́да — светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения

Гонора́р (лат. honorarium «вознаграждение за услугу»), а́вторское вознагражде́ние — денежная плата за труд лицам «свободных профессий»: писателям, художникам, дизайнерам, артистам, музыкантам, композиторам, моделям, адвокатам, врачам, педагогам, философам.

Ретиво-старательно, живо, усердно

ветла - белая (серебристая) ива. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. ветла ж. 1) Дерево семейства ивовых с узкими, острыми, обычно серебристо-опушенными листьями; белотал.

1 группа работает с отрывком (с начала до слов «Долго рассказывать….). стр.104-106 ответить на вопросы:

Каким качеством обладал главный герой еще в детстве? (наблюдательность)

Как прозвали главного героя в школе? (римский оратор)

За что наказали ребенка?(он сочинил поэму об учителях, которые отправились на луну)

Объясните значение слов: балаболка, лампадка,гонорар,ретиво,ветлы,

2 группа с отрывком от слов «Долго рассказывать..» до слов «Я попал к другому …», стр.106-107 ответить на вопросы

Почему учителю не понравилось сочинение ученика? (мальчик допустил несколько ошибок, добавил несколько отступлений)

Почему учитель сначала поставил тройку, а потом исправил оценку на кол?(учителю показалось, что ученик издевается над ним)

Как изображен Баталин?(изображен иронически и сатирически. Его характеризуют выразительные эпитеты, сравнения, оценочная лексика: «сухой», «начал пилить со свистом», «показались зубки», 2холодные глаза», «холодное презрение», «так улыбается лисица, перегрызая горлышко петушку» .Заполните таблицу

Социальный статус

Портретная зарисовка

Речевая характеристика











3 группа от слов «Я попал к другому…» до «И вот третий период…» стр.107-108 Ответить на вопросы:

Как главный герой относился к учителю? Почему? (главному герою нравится учитель, он его называет по имени, отчеству)

Каким изображен Цветаев? Заполните таблицу

Социальный статус

Портретная зарисовка

Речевая характеристика












4 группа от слов «И вот третий период…» до слов «Помню, прямо с уроков…», стр.108-109 ответить на вопросы:

Когда герой впервые почувствовал вдохновение? Где это было?

(летом перед 8 классом на рыбалке)

Как герой описывает вдохновение?(что-то озарило, он задохнулся и написал рассказ)

Как назывался первый рассказ главного героя?(«у мельницы»)

С какими трудностями столкнулся юный писатель? Чего он не знал?(он не знал, куда отправить свою рукопись, чтобы напечатать))

Какой журнал он выбрал? (русская мысль)

Найдите определение, что такое вдохновение? (в интернете)

5 группа от слов «Помню прямо с уроков…» и до конца, стр.109-ответить на вопросы:

Как звали редактора журнала? (Анатолий Александров)

Почему главный герой уже забыл обо всем?(он отчаялся, расстроился и больше не писал)

Что получил герой в первых числах июля 1895 года?(книгу)

Каком был первый гонорар юного писателя?(80 рублей)

Что чувствовал при этом будущий писатель?(он был счастлив, его работу оценили по достоинству и заплатили деньги)

Что смутило редактора? (он думал, что юноша читает все выпуски журнала)

Что решил начинающий писатель?(молодой человек решил, что он будет писать, но писать будет сам, он не будет повторять и у него будет свой путь)



организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем


организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем


организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем


организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем


организатор – отвечает за работу группы в целом;

чтец – читает вслух;

секретарь – записывает от лица группы;

докладчик (спикер)– рассказывает, что решила группа;

хронометрист – следит за временем



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.