12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Корчакова2685
Россия

УРОК В 5 КЛАССЕ. СКАЗКИ.


Ход урока.

Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» (на экране презентация, на фоне звучит музыка П. И. Чайковского «У камелька»).


БАБУШКИНЫ СКАЗКИ

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.

Есенин, 1913—1915.

Вопросы по стихотворению:

Понравилось ли вам это стихотворение?

Какую картину изобразил поэт в стихотворении? Понравилась ли она вам?

Что за сцена описывается Есениным в стихотворении?

Почему оно называется «Бабушкины сказки»?

Обращение к опыту учащихся:

А когда вы впервые познакомились со сказками? Кому так же, как и в стихотворении, в детстве читали сказки?

Нравилось ли вам слушать сказки? Почему?

Что вас привлекало в них?

Чтение стихотворения И. З. Сурикова «Детство» подготовленными учениками.

Учитель: Какое-то время назад дети узнавали сказки от бабушек. Подобная картина создается в стихотворении И. З. Сурикова «Детство».

Двое учеников читают отрывок из стихотворения:

Избу освещает

Огонёк светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

 

И начну у бабки

Сказки я просить;

И начнёт мне бабка

Сказку говорить:

 

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал;

Как ему невесту

Серый волк достал.

 

Слушаю я сказку, —

Сердце так и мрёт;

А в трубе сердито

Ветер злой поёт.

 

Я прижмусь к старушке...

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит.

 

А во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич —

Это будто я.

 

Вот передо мною

Чудный сад цветёт;

В том саду большое

Дерево растёт.

 

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица,

Точно жар, горит;

 

Прыгает в той клетке,

Весело поёт;

Ярким, чудным светом

Сад весь обдаёт.

 

Вот я к ней подкрался

И за клетку — хвать!

И хотел из сада

С птицею бежать.

 

Но не тут-то было!

Поднялся шум, звон;

Набежала стража

В сад со всех сторон.

 

Руки мне скрутили

И ведут меня...

И, дрожа от страха,

Просыпаюсь я...

 

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.


Работа с картиной В.М.Максимова «Бабушкины сказки».

Кто изображен на картине?

Почему так внимательно слушают бабушку?

Что общего между картиной и прочитанными стихотворениями?

Вспомним виды сказок.

Традиционно сказки делятся на три вида: волшебные, о животных, социально-бытовые.

В сказках о животных главными героями являются животные.

«Медведь и лиса»

«Лиса и тетерев»

«Волк и семеро колят»

«Три поросенка»

«Волк и лиса»

«Журавль и цапля»

«Заюшкина избушка»

«Лиса и журавль» и т.д.

В социально-бытовых: люди, побеждающие благодаря смекалке

«Каша из топора»

«Умная внучка»

«Иванушка-дурачок»

«Репка»

«Как мужик корову продавал»

«Как мужик гуся делил»

«Солдат и царь» и т.д.

В волшебных сказках: люди, фантастические существа. Животные обычно являются помощниками сказочных героев.

«Василиса Прекрасная»

«Царевна - лягушка»

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»

«Кощей Бессмертный»

«Иван царевич и серый волк»

«По щучьему веленью»

«Финист-ясный сокол» и т.д.


Чтение учителем сказок «Морозко», «Дочь и падчерица».

Повторение словарных слов:

Мачеха – жена отца по отношению к его детям от предыдущего брака; неродная мать.

Падчерица – неродная дочь для одного из супругов.

Затужить –опечалиться.

Озноб – дрожь от ощущения холода.

Окостенеть – замерзнуть до смерти.

Рогожа – грубая упаковочная ткань из мочальных лент.

Заголосила – громко закричала. (Словари и энциклопедии на Академике)


После каждой сказки учитель задает вопросы по содержанию, по строению сказки. Определяем черты сказки (волшебные герои, помощники, волшебные предметы, разделение героев на положительных и отрицательных, победа добра над злом и т.д.).

Вопросы по сказке «Морозко»:

-Назовите действующих лиц сказки?

-Что в сказке волшебного?

-Какой была падчерица?

-Почему замёрзла старухина дочь?

-  Кто из героев вам больше понравился и почему?

-Какой урок можно извлечь из этой сказки?

- Как вы думаете, почему так закончилась сказка?

Чтение сказки «Дочь и падчерица». Сравниваем две сказки.

Домашнее задание:

 сочинить сказку.

Итоги урока и выставление оценок.

Какие бытовые сказки вы знаете? Какие сказки о животных?

К какому виду сказок относится сказка «Морозко»? (Волшебная)

Почему к этому виду сказок?

Чему учит сказка?


Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (3)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 15.07.21 в 22:51 0Ответить Пожаловаться
В самом начале говорили о презентации на экране на фоне музыки...
Презентацию мы увидим?
Екатерина Корчакова, 15.07.21 в 23:04 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интерес, Наталья Алексеевна. Постараюсь опубликовать.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.