12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Нихаева Ольга Владимировна48
1

Урок литературного чтения по теме:"М.Ю. Лермонтов "Ашик-Кериб"- турецкая сказка.

Урок литературного чтения

в 4 классе по УМК «Школа России»


Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.

Цели урока: продолжить знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».

Задачи:

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять

его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.


Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Сопоставлять и отбирать информацию,

полученную из различных источников (словари, энциклопедии,

справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять характеристику героев.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.


Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.


3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Ход урока

Орг. момент

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, а также изучили его биографию

Вспомните, в какой семье родился поэт? Кто занимался воспитанием маленького мальчика (бабушка, т.к. его мама рано умерла).

- Где значительную часть своей жизни провел Лермонтов (на Кавказе)

Да, так сложилось, что большую часть времени своей короткой жизни, он провел именно там, на Кавказе.

слайд 1. Кавказ – географический регион, который расположен к югу от Восточно-Европейской равнины.

слайд 2. Кавказ представляет собой горную систему, расположенную в Евразии между Чёрным и Каспийским морями. Родившись болезненным ребенком, родные поэта привозили его сюда на лечение. Именно на склонах величественных кавказких гор ему довелось работать.

слайд 3. Кавказ охватывает территории России, Грузии, Армении, Азербайджана. Южная граница Кавказа проходит по границе Грузии, Армении и Азербайджаном с Турцией и Ираном

На кавказской земле в г. Пятигорске погиб Михаил Юрьевич. Он был убит на дуэли своим товарищем по юнкерской школе Николаем Мартыновым. Поэт обладал дерзким нравом, а его шутки часто вызывали негодование окружающих. По рассказам секундантов, причиной дуэли стала именно шутка в адрес Мартынова, которую тот счел оскорбительной. Позже дуэль стала обрастать другими версиями, например, причиной называли то, что офицеры не поделили даму, вернее, дама выбрала Лермонтова. По другой версии - Мартынов отстаивал честь сестры, за которой Лермонтов ухаживал.

После гибели поэта в Петербурге разбирали оставшиеся после него бумаги. Была найдена рукопись, явно не подготовленная к печати. На листе, который оборачивал рукопись сверху в качестве обложки, было написано так: «Ашик-Кериб», турецкая сказка. Таким образом, об этом произведении Лермонтова стало известно только после его смерти. Впервые оно было опубликовано через пять лет после его гибели. Автор называет эту истории сказкой (таков подзаголовок), и так её называем и мы. Но Лермонтов не был сказочником. Его нельзя считать автором этого произведения, он пересказал известный текст, который бытовал на широких просторах Азии.

- Тем не мене произведение «Ашик-Кериб» относится к жанру сказок

- Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

- К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)

- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (Чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор три раза Ашик­Кериб просил Святого Хадерилиаза дове), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли)

2. Проверка домашнего задания.

- Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали. Для этого одни ребята ответят на вопросы небольшого теста, а другие – разгадают кроссворд.

t1615564706aa.png

Постановка целей и задач

Сегодня мы продолжим знакомство со сказкой Лермонтова, вспомним сюжет сказки, будем давать характеристики героям и выясним, чему учит нас это произведение, т.е. определим его главную.


Посмотрите на экран.

Слайд 4. Мы с вами переносимся в удивительную страну - Турцию, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается она сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским (звучит турецкая музыка). Столица Турции- Анкара. На слайде вы видите этот город в наши дни. Но в 19 веке Турция выглядела иначе.

Закройте глаза… Попробуйте представить, что вы находитесь в этих местах.

Например, вы идете по рынку, представляющий собой лабиринты узких улочек и переулков …или вы направляетесь к турецкой церкви – мечети, а мимо вас проезжает конный экипаж. … или вы стоите на деревянном мосту и любуетесь видом, который открывается перед вами

Откройте глаза. Удалось вам представить себя в этих местах?

Давайте вернемся теперь к сказке М.Ю.Лермонтов. О каких городах в ней упоминается? Взгляните на современную карту. Найдем здесь города, которые сейчас вы назвали

Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии)

Карс- Карс

Арзурум – Эрзурум

Арзиньян – Эрджиньян

Халаф- Аллепо (город в Сирии)

- В каком городе происходят главные события? (Тифлиз – Тбилиси)

- Вспомним главных героев сказки.
Кого видите на экране? (Ашик кериб), Магуль­Мегери, Куршуд­-бек.

Скажите к какому эпизоду сказки относится данная иллюстрация?

Вспомни путь, который преодолел Ашик-­Кериб за три дня. Давайте вернемся к современной карте. Из какого города возвращался _Слайд

Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.


Инсценировка эпизода (чтение по родям)

Найдите отрывок, где Ашир-Кериб обращается к Аллаху? с. (по ролям)

Какое доказательство привел Ашиб-Кериб, чтобы убедить всех в могуществе и величии Хадерилиаза.


Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока. Работа в группах.

Ребята, мы вспомнили сюжет сказки, называли главных героев сказки. Следующее задание - это Работа в группах.

Каждой группе необходимо выбрать качества, которые присуще тому или иному главному герою.

1 ряд – подбирает качества к Ашик-Кериб

2 ряд – Мигель-Мигери

3 ряд- - Курдшук-бек

(На доску вывешивают карточки с «качествами» героев.. Скажите, кого из героев можно отнести к положительным, отрицательным.

Работа в рабочих тетрадях.

Откройте рабочие тетради с. 18 задание №5

В нем необходимо распределить героев скзаки Лермонтова по группам


Положительные герои: Ашик (главный герой, бедный парень), Магуль (принцесса, возлюбленная Ашика). Хадерилиаз (он же Св. Георгий по Лермонтову, помогающий Ашику добраться домой – его можно отнести к герою-помощнику)


Отрицательные герои: Куршуд, брат Куршуд-бека.

- Какую роль сыграл в сказке Хадерилиаз? (помог герою вернуться). К какой категории мы отнесем этого персонажа – Герой-помошник

- Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев разными характерами? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды). Это и есть главная мысль произведения.


Рефлексия.

Продолжи фразу…

Сегодня на уроке мне понравилось….
Сегодня на уроке я смог…..
Сегодня на уроке у меня получилось….
Вечером я расскажу дома о том, как….


9. Итог.

- Как называется сказка, пересказанная М.Лермонтовым?

- Сказкой, какого народа она является?

- На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

10. Домашнее задание

составить отзыв в рабочей тетради о произведении по плану. с. 20









Опубликовано


Комментарии (2)

Полянская Оксана Николаевна, 12.03.21 в 19:12 1Ответить Пожаловаться
Хотелось бы увидеть презентацию.
Потамошнева Наталья Алексеевна, 12.03.21 в 20:20 2Ответить Пожаловаться
Согласна, если к ней есть ссылки по тексту, она просто необходима!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.