_______________________________Лучший урок литературного чтения__________________________
номинация
Тема: «Иван-царевич и Серый волк», работа с текстом, карта сказки.
Тип: урок рефлексии
Цель урока: создать условия для применения усвоенных знаний и умений в практической деятельности по составлению карты сказки «Иван-царевич и Серый волк», на основе знаний сюжета, героев сказки, понимания последовательности событий, умения соотносить части сказки с героями, событиями.
Планируемые результаты
Предметные:
-отмечать особенности волшебной сказки,
-давать характеристику героя
волшебной сказки,
Метапредметные:
Познавательные: строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию; обобщать и выделять главное.
Личностные:
-понимать, почему в русском народном творчестве появились волшебные сказки;
-осознание успешности изучения темы
-эмоционально-ценностное отнощение к героям сказки
Чтобы лучше разобраться в секретах нашей сказки и понять поступки героев, давайте вспомним, что нам известно о каждом из персонажей и дадим им краткую характеристику в своих картах.
Итак, Иван-царевич. Как мы можем охарактеризовать Ивана-царевича, он положительный герой или отрицательный?
Чем он отличается от своих братьев?
По каким поступкам мы можем охарактеризовать Иван-царевича?
-Ну а теперь, ребята, давайте подытожим все то, что мы знаем об Иване-царевиче и запишем основные характеристики в нашу карту.
-Назовите героя сказки, который отправился на поиски Жар-птицы вместе с Иваном-царевичем?
- А почему серый волк помогает Ивану-царевичу?
-Найдите в сказке слова, которые говорят о волшебной силе серого волка.
-Волк положительный или отрицательный персонаж? Обоснуйте свой ответ
- По каким поступкам мы можем охарактеризовать Серого волка?
-Теперь запишите основные характеристики в вашу карту.
-Как мы можем охарактеризовать братьев, они положительные герои или отрицательные.
Обоснуйте свой ответ.
- Что помогло нам сделать вывод о том, что они плохие люди?
- Именно в решении таких трудных задач познаются люди.
-Записываете характеристику в карты.
Ответы детей (Иван-царевич, Серый Волк, братья)
Ответы детей
(положительный)
(охрана сада и т.д.)
Фиксируют результат-дают краткую характеристику персонажу на карте. (добрый, ответственный, положительный, смелый и т.д.)
Ответы детей
(Серый волк)
(съел коня Ивана-царевича)
(Серый волк поскакал - синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)
(положительный)
Ответы детей
(помощь Ивану-царевичу)
Фиксируют результат-дают краткую характеристику персонажу на карте.(смелый, ловкий, положительный, находчивый, волшебный и т.д.)
(отрицательные)
Ответы детей
(их поступки)
Фиксируют результат-дают краткую характеристику персонажу на карте.( злые, завистливые, грубые и т.д.)
Организация познавательной деятельности
Конечно в сказке много и других персонажей. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы их знаете.
В левой части листа Вам предложены вопросы по содержанию сказки- «Проверь свои знания» Ваша задача ответить на эти вопросы , а затем поменяться листами с соседом по парте. (Ключ с правильными ответами появится на доске, после того, как все ответят на вопросы и будут готовы к проверке.)
-Оцените работу вашего соседа.
-Далее на карте Вам предложено задание «Восстанови последовательность событий». Пронумеруйте события в соответствии с содержанием текста.
Усложняем задание. Соедините стрелочкой событие, которое происходило в сказке с планом, который у вас получился.
Физ. Минутка.
Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом,
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два
Отлетела голова
Еще выпад - три-четыре
Отлетели остальные
- Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки.
Сейчас проверим, насколько хорошо, вы помните путь, который пришлось пройти Ивану-царевичу.
Создайте свои символы, с их помощью изобрази путь Ивана-царевича и Серого волка.
Работа в парах.
Взаимопроверка.
Взаимооценивание.
Выполнение заданий. Восстанавливают последовательность событий сказки.
Взаимопроверка.
Взаимопроверка.
-Хлопки в ладоши
-Ходьба на месте
-Показывают.
-Грозят пальцем
-Выпады.
-Наклоны головы вправо-влево
-Выпады
-Повороты головы вправо-влево
Заполнение карты, прорисовывают путь Ивана-царевича и Серого волка.
Рефлексия деятельности
В заключении урока давайте составим СИНКВЕЙН по тому персонажу из сказки, который Вам больше понравился или запомнился.
А теперь посмотри на карту, которая у вас получилась за урок.
Оцените свою карту на пятибалльной шкале(жестами)…