12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Варущенко Ульяна Андреевна30
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург











Конструкт урока по литературному чтению

на тему: «К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»»

УМК «Школа России», 2 класс






Автор(ы): Варущенко У.А.




Тема: К.Д. Бальмонт «Поспевает брусника…»

Перспективная цель: формирование читательской компетентности обучающихся посредством знакомства с произведениями о любви к русской природе.

Актуальная цель: формирование умения воссоздавать художественные образы литературных произведений, развитие поэтического слуха детей, в процессе обсуждения прочитанного и эмоционального отклика на стихотворение Константин Дмитриевич Бальмонт «Поспевает брусника…».


Задачи:

Обучающая - формировать умение воссоздавать художественные образы посредством прослушивания аудиозаписи стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»; совершенствовать навык чтения посредством использования разных видов чтения стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».

Развивающая – развить образное мышление через обсуждение прочитанного стихотворения К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»; развить воображение через словесное рисование сюжетных линий в стихотворении К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».

Воспитательная – воспитывать эстетический вкус в процессе прослушивания стихотворении К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…».

Предметные результаты (соответствуют поставленным задачам): получат возможность изучить биографию писателя, читать стихотворение самостоятельно, делать выводы по содержанию стихотворения.


Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам):

Коммуникативные: будут с достаточной полнотой и точностью высказывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации; принимать участие в диалоге, владея монологической и диалектической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка; формулировать речевые высказывания; производить эмоциональный отклик на прочитанное в тексте; выстраивать логическую цепочку рассуждений.

Познавательные: будут осуществлять поиск необходимой информации в тексте, читать про себя в процессе повторного просмотрового и выборочного чтения; умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: будут принимать и сохранять учебную задачу, на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; будут определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; будут составлять план и последовательность действий; оценивать свои достижения и результаты достижений одноклассников.

Личностные (соответствуют поставленным задачам): будут развивать умение видеть красоту в окружающем их мире, развивать поэтический слух.


Продукт деятельности (если предусмотрен):

Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация, учебник, картина Н.Н. Осенева «Осень», музыка П.И. Чайковского «Времена года. Осень», раздаточный материал (листы, для записи баллов).

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: беседа.

Принципы: наглядности, доступности, целесообразности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы, приемы: словесный, практический, ответы на вопросы, приём «Удивляй».

Литература: учебник «Литературное чтение. 2 класс» Л.Ф. Климанова, 1 часть


Конструкт урока


Этапы урока открытия новых знаний

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Мотивационный этап


Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Создание положительной мотивации на урок

- Здравствуйте ребята.

- Стали все ровно, красиво. Повернулись друг к другу, улыбнулись. От ваших улыбок стало светлее в классе. Желаю всем вам хорошего настроения (слайд 1)

- Присаживайтесь.

- Предлагаю начать наш урок с речевой разминки:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно (слайд 2)

-Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово чётко; прохлопайте ритм.

-О чём скороговорка?


- Какие слова надо выделить? Это должны быть самые важные слова.


-Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова; в ускоренном темпе.

- Отлично!

«Приём удивляй» (слайд 3)

- Как вы думаете, какому времени году посвящена картина?

- Верно! Осени. И мы с вами увидели картину Н.Н. Осенева «Осень».

- Какая показана осень: суровая и холодная или волшебная и загадочная?

- Хорошо! Тогда получается, что художник восхищается осенней природой или наоборот?

- Понравилась ли вам эта картина?

- А какое у нас сейчас время года за окном?

- Как вы думаете почему мы с вами сегодня разговариваем об осени?



- Вот сегодня мы это и узнаем!

- Знания прошлого урока пригодятся вам сегодня!

Доброжелательный настрой на урок

Здороваются с учителем.



Садятся на места.







Читают хором медленно и выговаривают каждое слово чётко, прохлопывая ритм.

- Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.


- Разговаривать, выговаривать, правильно, внятно, понятно.


Читают хором.


Смотрят картину.


- Она посвящена времени года, осень.




- Осень показана суровой, загадочной.


- Художник восхищается осенней природой.

- Да.

- У нас сейчас осень.


- Мы разговариваем об осени, наверное, потому что сегодняшний урок будет посвящен осени.

Личностные

(соответствуют поставленным задачам):

самоопределение к деятельности; включаться в учебную деятельность.

Метапредметные результаты (соответствуют поставленным задачам)

Коммуникативные:

хоровое произношение, будут высказывать свою точку зрения, принимать участие в диалоге, формулировать речевые высказывания.

Актуализация знаний и целеполагание.


(Целеполагание и планирование деятельности)

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Определяется целенаправленность работы с художественным произведением


- С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке?

- Кто автор этого произведения?

- Чему было посвящено данное произведение?

- Какие чувства у вас вызвало стихотворение?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Ф. Тютчев написал очень красивое стихотворение. Как вы думаете, только ли Тютчев написал стихи об осени?

- А хотите познакомится с ещё одним удивительным поэтом?

- Обратите, внимание на доску. Вы видите портрет и сборники стихов ещё одного замечательного поэта. Это… (слайд 4)

- Сформулируйте тему урока?


- Правильно! И сегодня мы познакомимся с произведением Бальмонта «Поспевает брусника…».

- Отлично! Давайте составим план урока. На экране будут представлены варианты плана, которые могут подойти и не подойти к нашему уроку. Ваша задача, выбрать правильные варианты плана.

- Готовы?

- Расположите теперь данные пункты плана в правильном порядке.

- Итак, что у нас получилось? (слайд 5)




- Отлично, всё верно!

В процессе беседы с учителем определяют направление работы с художественным произведением


- «Есть в осени первоначальной…»

- Фёдор Иванович Тютчев

- Осени.

- Восхищение, радость, грусть.

- Да.

Слушают учителя.


- Нет.


- Да.



- К.Д. Бальмонт.

- Познакомиться с произведением К.Д. Бальмонта.







- Да.



1.Узнаем биографию К.Д. Бальмонта.

2.Стихотворение «Поспевает брусника…».

3.Анализ стихотворения.

4.Самостоятельная работа.

Предметные:

актуализируют свои знания по пройденному произведению автора.


Метапредметные:

Регулятивные:

будут принимать, и сохранять учебную задачу, формулировать тему и план урока.

Познавательные: умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя; делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, принимать участие в диалоге, формулировать речевые высказывания.


Открытие нового знания


(Подготовка к восприятию. Первичное восприятие)

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального восприятия обучающимися текста


Происходит целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие

- Давайте познакомимся с биографией Константина Дмитриевича Бальмонта (слайд 6 - 8)
























- После знакомства с биографией К.Д. Бальмонта, как вы думаете, каким человеком он был?


- Ну, а теперь познакомимся с произведением К.Д. Бальмонта «Поспевает брусника…»

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Осень».

- Дети, закройте глаза, и представьте себе картинку, которую нарисовал Бальмонт.

Учитель читает под музыку.

Воспринимают произведение


Дети, подготовившие сообщение, рассказывают про автора: Бальмонт К. Д. родился 3 (15) июня 1867 года в небольшой деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в многодетной семье третьим из семи братьев. В семье небогатого помещика.

Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проник в красоту лесов, полей, болот, лесных речек. Это радостное ощущение детства и родных мест "среди цветов и песнопений" отражено в поэзии Бальмонта. 

Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта любовь к словесности, культуре и музыке. По словам поэта, мать сильно повлияла на его мировоззрение и во многом предопределила дальнейшую судьбу. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата.  


- Бальмонт был любознательным, любил свою родину, природу, родной край.




Закрывают глаза и представляют себе картину, которую нарисовал Бальмонт.


Метапредметные:

Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания.

Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы.


Предметные: получат возможность познакомиться с новым автором и его произведением.

Первичное закрепление нового знания с проговариванием во внешней речи.


(Выявление первичного восприятия)

Задача: проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание прочитанного


(Постановка учебной задачи, проблемного вопроса)

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Организация работы по выявлению первичного восприятия


- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства оно у вас вызвало? Какие картины осени представили?

- Давайте разберём значение некоторых слов. Какие слова были непонятны?

- Кто знает значения этих слов? (слайд 9)





Отвечают на вопросы учителя, выявляющие уровень первичного восприятия произведения

- да/нет

- Радость/печаль.

- Ранняя осень.



Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым и относящимся к семейству брусничных. Высота брусники достигает 30 см

благовонье – приятный ароматный запах

Предметные: проводят самостоятельную работу.


Метапредметные:

Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания.

Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя; формирование умения работать с информацией; делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу.

Закрепление и систематизация знаний (с учителем)


Вторичное восприятие текста (если это необходимо)

Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения учебной задачи, проблемы


Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста обучающихся;

уточнить идею произведения и осмыслить авторскую позицию;

углубить понимание смысловой и эстетической сторон произведения

Обосновывает необходимость вторичного самостоятельного чтения

- Ну, теперь, когда мы разобрались со значением некоторых слов, продолжим погружаться в мир поэзии.

- Откройте учебники на странице 69 (слайд 10)

- Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя.

- Какие слова и выражения использует поэт для описания осени?


- О ком, можно сказать, проснется и заплачет? О ком реже смеётся?

- К кому поэт относит эти слова? (слайд 11)

- Такие приёмы в литературе называются ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (слайд 12)

- Как вы будете читать это стихотворение: громко или тихо, в быстром темпе или неторопливо? (слайд 13)


- Почему вы так думаете?



Самостоятельное чтение текста





Открывают учебник.



- Стаи птиц улетают прочь за синее море. Солнце реже смеётся и т.д.

- Об осени.

- О солнце.

- К осени.




- Читать это стихотворение будем тихо, неторопливо.

- Потому что стихотворение вызывает такое настроение.




Предметные: будут делать выводы по содержанию стихотворения.

Метапредметные:

Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания

Познавательные: будут осуществлять поиск необходимой информации в тексте, читать про себя в процессе повторного восприятия текста; делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: будут принимать, и сохранять учебную задачу.

Личностные: будут развивать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных качеств и ценностей.

Самостоятельная работа и проверка по эталону



Обобщение.

Задачи: обобщение по учебной проблеме, по уроку

Организация обобщения изученного материала по поставленной учебной задаче, проблеме

Работа в парах:

Учитель раздаёт листы, для записи баллов.

- Прочитайте стихотворение выразительно друг другу в парах по критериям, представленным на слайде (слайд 14)

- Не забудьте передать настроение во время прочтения стихотворения.

Синтез.




Читают стихотворение целиком друг другу, с соблюдением критериев.




Регулятивные: оценивать сверстников в паре по выработанным критериям;

Предметные: будут выполнять задание на восстановление текста; оценивать обучающегося по критериям оценки выразительности чтения.

Личностные: взаимооценка.

Рефлексия


Итог урока

Задачи: рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Подведение итогов урока с точки зрения развития личности обучающихся

- Хотелось бы послушать, понравилось или не понравилось чтение соседа по парте?


- Подсчитайте баллы на листочке.

- У кого получилось ровно 5 баллов.

- Прочитайте стихотворение те, у кого наибольшее количество балов.


Учитель слушает выразительное чтение выбранных детей.

Учитель оценивание выразительное чтение детей.

- Оцените свою работу:

Как вы работали на уроке? (слайд 15)

Помогают учителю подвести итоги.

Рефлексия.


Несколько детей говорят свои мнения после прослушивания чтения соседа по парте

Подсчитывают баллы на листочке.

Поднимают руки.


Дети с наибольшим количеством баллов читают стихотворение.

Выбранные дети читают, другие слушают.




Не покладая рук/ Тяп да ляп/ Ни шатко ни валко/ Рука об руку/ Через пень колоду/ Засучив рукава/ В поте лица


Метапредметные:

Коммуникативные: будут высказывать свою точку зрения, формулировать речевые высказывания и вступать в диалог.

Регулятивные: отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают своих действий.


Предметные: читать правильно и выразительно целыми словами перед классом; формулировать несложные выводы; совершенствуют навыки выразительного чтения.


Личностные: взаимооценка; самооценка.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Проведение инструктажа

- С. 69 - наизусть.

- Спасибо, ребята, за урок. Вы молодцы!


Осмысление домашнего задания

Записывают домашнюю работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

будут принимать, и сохранять учебную задачу.

Предметные:

совершенствовать навыки выразительного чтения.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.