12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гранина Инна Сергеевна131

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Учитель: Гранина Инна Сергеевна

Тема урока

«Пейзажная лирика А.А. Фета: краски, музыка, слова»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

1. Познакомить с творчеством поэта А.А. Фета, с первичной структурой анализа поэтического произведения, углубить представление о пейзаже, пейзажной лирике, средствах выразительности, их роли в текстах художественных произведений.

2. Развивать коммуникативные компетенции и логическое мышление.

3. Формировать метапредметные умения и навыки, выразительность речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания и умения:

- актуализация знаний по биографии и творчеству поэта А.А. Фета, об особенностях его лирики, о художественных приёмах выразительной речи (эпитеты, сравнения, анафора, метафоры), их роли в формировании мысли,

-развитие логического мышления, художественного восприятия мира,

-повторение изученного ранее материала.

Метапредметные умения (УУД)

1. Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

2. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми.

3. Познавательные: исследование, поиск и отбор необходимой информации, её структурирование, логические действия и операции.

4. Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планировании, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения, самоуправление и саморегуляция в учебной деятельности.

Образовательные технологии (методы и приёмы)

Элементы технологии здоровьесбережения, методы проблемного обучения, критического мышления, ИКТ, учебныё задачи, кодирование информации (таблица)

Формы работы на уроке

Индивидуальная, коллективная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net http://festival.1september.ru/subjects http://www.zauch.info http://www.openclass.ru/node/305985 http://odiplom.ru/lab/tehnologicheskaya-karta-uroka.html

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия

Пейзаж, поэт, писатель, художник, акварель, фотография, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, анафора, стихотворение, строфа.


 

Ход урока

 

Этапы урока

Задания, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Ответьте на вопрос:

-Что значит «быть готовым к уроку»?

А теперь тихо сядут за свои рабочие места учащиеся, готовые к уроку! «Смайлик»: поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок.

Приветствует, предлагает оценить состояние готовности детей в начале урока и их эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя и одноклассников, оценивают своё состояние готовности к уроку и эмоциональный настрой.

2.Мотивация учебной деятельности

(диалогическая ситуация)

1) слушают куплет из песни «У природы нет плохой погоды…» в исполнении А. Фрейндлих;

на 1 слайде её портрет.

2) Вопросы:

- О чём данная песня? (о природе, внутренних переживаниях человека)

- Как связана природа и внутренний мир человека?

- Какие эмоции человек испытываете в разное время года: грусти/ радости/ расцвета сил/ любви/ расставания/ потери/ тоски? Слайд 2

Предлагает раскрыть прослушать песню, настраивает учащихся на учебный процесс. Приглашает учеников к диалогу, обсуждает вопрос связи природы и внутреннего состояния человека.

Обсуждают смысл песни, вопросы,

высказывают своё мнение, настраиваются на учебный процесс,

актуализируют проблемы в образовании.

3. Актуализация знаний

(методика кодирования информации: создание кластера)

Заполнение кластера на 3- 4 слайдах по теме «Способы изображения природы», разделы:

1. создатель,

2. инструмент/ средства,

3. творческий продукт

Предлагает заполнить таблицу, ответив на наводящие вопросы по изучаемому материалу; организует взаимопроверку по слайду.

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу,

делают взаимопроверку по слайду

4.Постановка учебной цели и задачи

(методика самооценки позиции на уроке)

- Как вы думаете, какой способ передачи природы сегодня на уроке мы будем изучать? (стихотворения - пейзажная лирика)

- С поэзией какого поэта мы продолжим знакомиться? На 5 слайде тема урока и портрет поэта А.А. Фета.

Учащимся предлагается закончить предложения:

- сегодня на уроке мы будем изучать…

- я ставлю перед собою цель….

- мне хотелось бы на уроке…

Сообщает тему урока, предлагает записать в тетради. Проводит орфографическую разминку по теме. Задаёт вопросы о целях урока, предлагает высказать свои размышления об ожиданиях относительно урока.

Учащиеся ставят цели и прогнозируют результаты урока,

отвечают на вопросы, строят предположения.

Записывают в тетрадях тему урока, объясняют и графически выделяют орфограммы. Сравнивают с написанием на слайде.

5. Знакомство со стихотворением «Задрожали листы, облетая…» А.А. Фета и его анализ.

1. Выразительное чтение «Задрожали листы, облетая…» подготовленным учащимся.

Во время чтения демонстрируется презентация с фотографиями, картинами русских художников, тематически связанных с содержанием стихотворения( слайды 6 – 13) Вопросы:

- Вам понравилось стихотворение?

- Какие чувства передаёт эта картина?

2. Вторичное знакомство: прочитайте теперь самостоятельно.

Анализ стихотворения по вопросам:

1) - Какие картины возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения?

- Какие образы рисует автор в первой строфе?

- Найдите глагол, который характеризует листья?

- Что оно означает?

2) - Какой образ изображен во второй строфе?

- Какими чертами наделяет автор птичку? Найдите описание в стихотворении, зачитайте!

- Что собой олицетворяет птичка в гнезде?

- Какие прилагательные - эпитеты обычно употребляют со словом гнездо, гнездышко? Почему?

3) – Какое настроение автор передаёт в третьей строфе? Прочитайте её именно так вслух!

- Какое настроение создают глаголы «грохочет» и «брызжет»?

- Какие здесь тёмные, а какие светлые образы?

- Автор сочувствует птичке?

1. Предлагает прослушать стихотворение, затем прочитать самостоятельно и ответить на вопросы. Обучает приёмам анализа стихотворения.

1 учащийся читает выразительно стихотворение, остальные внимательно слушают. Рассматривают картины презентации. Читают стихотворение самостоятельно, делятся впечатлением о прочитанном.

Отвечают на вопросы:

1) образ бури в первой строфе, указывают олицетворения, при помощи которых этот образ нарисован. Также образы листьев и неба, обращают внимание на глагол «задрожали», передающий характер листьев. Указывают на то, что облетающие листья свидетельствуют о времени года.

2) Отмечают образ птички, образ светлый, героический, воплощающий собой жизнь. Птичка «не запугана бурей одна», она смелая и решительная. Размышляют об образе гнезда, гнездышко - это символом защиты и спасения от невзгод.

Отмечают эпитеты (родное, семейное, теплое, уютное, милое, дорогое, любимое). Приходят к выводу, что не гнездо - светлый образ.

3) Отмечают, что образ бури брызжет темными оттенками, близкими к черному: «мгла черна». Образ птички же светел: «светлогруда».

Делают вывод о том, что автор сочувствует птичке: «моя милая».

6. Знакомство со стихотворением «Весенний дождь» А.А. Фета и его анализ.

1. Звучит стихотворение «Весенний дождь» в исполнении Игоря Ильина (известного российского актера театра и кино). На слайдах 14 – 24 картины соответствующей тематики.

2. Вопросы для анализа:

- Какие картины возникли в вашем воображении при знакомстве с эти произведением?

- Нарисуйте словами картину, изображенную в каждой из строф стихотворения. ( 1 учащийся – одна строфа)

- Меняется ли настроение стихотворения от первой к последней строфе? Почему?

- В этом стихотворении звучит само слово «дождь»?

- Какие слова помогли автору нарисовать картину дождя?

Зачитайте их.

- Какие это средства выразительности?

Предлагает прослушать стихотворение, затем прочитать самостоятельно и ответить на вопросы. Обучает приёмам анализа стихотворения.

Слушают аудиозапись стихотворения, рассматривают картины на презентации. Рассказывают о том, какие картины представили. Обращают внимание на ключевые образы, на то, что в стихотворении ни разу не употреблено слово «дождь», однако читатель его чувствует.

Читают каждую из строф вслух, а затем рассказывают об изображенном (прием «устное рисование»).

Отмечают средства выразительности, указывают их роль в стихотворении.

.

7. Выводы

(диалогическая ситуация)

Ответить на вопрос:

- С какими стихотворениями о природе вы сегодня познакомились?

- Вам они понравились?

- Удалось ли А.А.Фету в стихах создать яркие образы природы?

- Какие душевные переживания передал поэт в стихотворениях?

- А теперь поднимите руки те, кто любит зиму/ весну/ лето/ осень.

- Почему?

Предлагает сделать выводы урока, ответив на вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы о тесной связи переживаний человека и настроения природы, отмечают мастерство А.Фета в изображении обычных событий в жизни природы, в изображении чувств человека

8. Рефлексия учебной деятельности

Поднимите теперь смайлики, которые соответствуют вашему настроению в конце урока.

Предлагает выбрать смайлик с подходящим настроением, делает выводы об улучшении настроений, благодарит за урок.

Обмен мнениями о уроке и о своём участии в нём.

9. Домашнее задание

- Как вы думаете, какое будет сегодня задание на дом?

На слайде 25 записано д/з:

Выучить наизусть понравившееся стихотворение

Создать к нему ваш рисунок - пейзаж.

Даёт разъяснения по выполнению домашнего задания

Записывают в дневниках домашнее задание

 

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.