12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Репина Ольга Леонидовна29

Уроки по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Урок №1. Знакомство с героями и фамусовским обществом.

Цель урока: знакомство с действующими лицами комедии и выявление основных конфликтных линий пьесы.

Образовательные технологии: технология критического мышления

Формирование УУД.

Личностные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Регулятивные: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Предметные: учащиеся научатся выразительному чтению и навыкам анализа драматического произведения.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока.

Оргмомент.

Стадия вызова. Актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, постановка учащимися собственных целей обучения.

Какие ассоциации вызывает название произведения?

Горе уму Горе от ума

( то, что вне человека; гонят, клянут, ( происходит не только с тобой, но и вокруг тебя)

расправляются)

- Как вы считаете, главный герой умный или глупый?

- Это история неудачной любви?

- Если это комедия, то что высмеивает автор: горе или ум?

3. Осмысление содержания. Получение новой информации.

Работа с текстом.

Афиша. Кто есть кто? Прием «говорящие фамилии»

Лиза –

Софья –

Фамусов –

Молчалин-

Скалозуб-

Чацкий-

Записать в тетрадь!

Чтение 1 действия.

Быт московской дворянской семьи. Дом Фамусова.

- Какое впечатление произвели на вас герои?

- Кто показался смешным и нелепым , а кто заслуживает особого внимания, интересен?

Нарисуйте «любовный треугольник». Кто лишний?



t1637432571aa.gift1637432571ab.gif? СОФЬЯ

Чацкий ? ?

t1637432571ac.gift1637432571ad.gif Молчалин Лиза



Предположения…….



ПОЯВЛЕНИЕ ГЕРОЯ. « К вам Александр Чацкий…»

- Кто из героев уехал из Москвы три года назад «ума искать»?

- И кто ради любви «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, верст больше семисот пронесся»?

- «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног»,- это кто?

- И о ком « не человек, змея!»

Это все он и это всё о нем- о …….!

С какой целью Чацкий приезжает в дом Фамусова? Можно ли установить , откуда он приехал ?

Как Софья относится к Чацкому в начале пьесы? Как меняется её отношение к нему по ходу развития действия ? Какую роль в этом играют её отношения с Молчалиным?

Каково положение Молчалина в доме Фамусова? Как Молчалин относится к Софье ?

У Чацкого ум с сердцем не в ладу. И все-таки он без памяти влюблен в Софью.

А его терзает вопрос : « Кто, наконец, ей мил ?» Любовный конфликт не разрешен!

Почему Фамусов настороженно относится к приезду Чацкого ? Какие темы поднимаются в их разговорах ? Как реагирует Фамусов на высказывания Чацкого ?

Действие 2. Чацкий и фамусовское общество. Почему Чацкий не принимает фамусовское общество? «Век нынешний, век минувший…»

Цель урока : раскрыть суть конфликта комедии.

Оргмомент.

Вызов.

Поведение Софьи озадачило Чацкого. «Кто, наконец, ей мил?»

- Может быть, Скалозуб?- «олицетворение тупой военщины»

- А Молчалин , « жалчайшее создание», - - неужели он избран ею?

Обморок Софьи из-за падения Молчалина с лошади ставят Чацкого перед загадкой!?

Работа над проблемным вопросом. 2 действие. Чтение д.2, явление 1. Монолог Фамусова.

- Чем обеспокоен Фамусов?

Д.2, явление 2. Диалог Чацкого и Фамусова.

- Кто является инициатором спора?

- Это люди одной эпохи или разных?

- Что важно для века «минувшего»? Зачитать.

- А что важно для Чацкого? Зачитать. Кто прав?

. ( Почему оба героя оказываются в комической ситуации?)

( Чацкий уходит в глубокое философское размышление, не замечая, что его никто не слышит. Фамусов, не улавливая ход мыслей Чацкого , отзывается на них репликами «Опасный человек!»…..) Комическая ситуация – «кто про что».

«Ода» Фамусова старой Москве. / Монолог Чацкого «А судьи кто?»

Проблемный вопрос: почему Чацкий не принимает фамусовское

( московское, дворянское ) общество?

Прием «фишбоун».

Причины

Факты

Служить бы рад , прислуживаться тошно

Нигде не служит .

Дома новы, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары

Поют всё песнь одну и ту же , не замечая о себе: что старее, то хуже

3 . Где? Укажите нам , отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?


Презрение к мундирам, чинам. Предпочитает служить делу , а не лицам

В чем разочарован? Вывод.


Чацкий разочарован в закоснелом фамусовском обществе. Его раздражает чинопочитание, раболепие Фамусова.

Чацкий – сторонник новых взглядов на жизнь, томим желанием перемен к лучшему. Ему скучно с Фамусовым . Пламенный мечтатель.



Фамусов: «Да он властей не признает!» Это звучит как приговор!!!

Возвращаемся от социального конфликта к любовному.

- Нашел ли ответ на свой вопрос Чацкий? ( Нет)

- А что Софья? «Выбор» Софьи:

1. Скалозуб ( хрипун, удавленник, фагот..) !?

2. Молчалин ( жалчайшее созданье..) !?

3. Чацкий !? Друг детства

А кем из них я дорожу ?

Хочу – люблю, хочу- скажу.

Молчалин! Будто я себя не принуждала?

- Почему Софья не верит в любовь Чацкого?( Чацкий три года не давал о себе знать…)

Кто такой Молчалин? Как вы понимаете выражение: «молчалины блаженствуют на свете..» Речевая характеристика героя.

Уступчив, скромен , молчалив, тих….

- Фамусов о Молчалине. «деловой», человек нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. «Враг дерзости, всегда застенчив и не смел

- Чацкий о Молчалине. Жалок и заслуживает презрения. Не воспринимает его всерьез. ( В этом его ошибка. Молчалин проворный делец, удобно устроившийся в жизни)

- Чацкий о любви Софьи к Молчалину.

«Глядел, и видел, и не верил»

- Молчалин о Софье. « Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит , как его..»

Чацкий / Молчалин.

Принципы жизни. Кто есть кто? Распределить

Иметь своё мнение

Умеренность и аккуратность

Балы не для знакомств, а для веселий

4… получать чины , награды

5.« Я глупостей не чтец..»

6. «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь

7. бессловесность



Рефлексия.

Синквейн.

1.София.

2.Страстная, доверчивая.

3. Любит, мечтает, обманывается

4. Мечтает о любви, семье

5. Загадка.

Молчалин признается в любви…Целует ей руку.

Итак, Чацкий никак не может разгадать Софью.

Но зато социальный конфликт принимает обороты не в пользу Чацкого.

- Что такое фамусовское ( московское , дворянское ) общество ? Каковы порядки, обычаи , нравы?

Отношение к образованию

« В чтеньи прок- от не велик»

« Всю ночь читает небылицы,

И вот плоды от этих книг…»

«Ученье – вот чума…»

Отношение к службе

« Сурьезный взгляд, надменный нрав»

« Когда же надо подслужиться,

И он сгибался в перегиб»

«На всех московских есть особый отпечаток,,»

Вывод : Фамусов блюститель старых порядков, нравов!

Представители этого общества:

Фамусов Павел Афанасьевич –

Скалозуб – полковник, цель жизни – не защищать Родину, а «добыть» чин генерала.

«Мне только бы досталось в генралы»

Молчалин – «безродный», но деловой, во всем потакает Фамусову

Князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий , что его единственный недостаток – глухота.

Супруги Горичи – Платон Михайлович – спокоен и ленив

Наталья Дмитриевна – властная.

Загорецкий – плут, мошенник, мастер услужить…

Действие №3. Светский раут Бал в доме Фамусова. ( Действие 3, явления 14-21)

Светский раут: гости развлекаются, танцуют, но это маска. Под этой маской скрывается корысть, найти выгодную партию, завязать знакомство, найти покровительство…

Здесь все ищут личную выгоду, лицемерят, а искренность считается дурным тоном.

Именно во время бала Чацкий будет объявлен сумасшедшим !

Софья «Он не в своем уме».( Явление 14)

Что же Чацкий? Он не замечает, что его объявили сумасшедшим. Его не слышат. Зачем слушать умалишенного.

Да мочи нет: мильон терзаний

Груди от дружеских тисков

Ногам от шарканья, ушам от восклицаний

А пуще голове от всяких пустяков ..

……

Нет! Не доволен я Москвой (Монолог Чацкого «Французик из Бордо….)

Критика русского общества, которое подражает иностранцам.

«Ни звука русского, ни русского лица….»

Но Чацкого никто не слышит и не желает слышать. Он безумец.

Причина «безумия» - «ученье- вот чума, ученость – вот причина» (Фамусов).

t1637432571ae.jpg



Действие 4.

Цель : уметь анализировать художественный текст, выразительно читать по ролям и сформировать личностное восприятие к произведению ,

Учебник «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, 9 класс» (М.:Просвещение, 2019)

Художественный текст комедии «Горе от ума».

Ход урока.

Оргмомент.

Вызов.

Прогнозируем сюжет.

Я считаю, что сумасшедшим Чацкого объявила Софья.

Причину сумасшествия Чацкого Фамусов видит в ученье.

Чацкого игнорируют из-за шуток и насмешек.

Софья отвечает Чацкому взаимностью и готова с ним хоть на край света.

Лиза принимает ухаживания Молчалина и выходит за него замуж.

Я считаю, в финале комедии Чацкий побеждён лицемерным светским обществом. ?

Осмысливаем содержание 4 действия.

В 4 действии наступает развязка. Гости бранят скучный бал . Все обсуждают «безумие» бедного Чацкого. Но приговор вынесен окончательный.

- Развязка любовного конфликта. Явления 10-13.

- Может ли Софья простить Молчалина и выйти за него замуж?

- Монолог Чацкого. Кого и что он обличает ?

- Есть ли победившие в споре между веком минувшим и веком нынешним?

- Как сложится судьба Чацкого, покинувшего Москву ?

Итоги урока.

Побежденный ? Победитель? ( Распределить высказывания по критериям).

Обличитель лжи, лицемерия.

Не такой, как все.

Возмутитель спокойствия.

Вынужден покинуть дом Фамусова.

Изгнан из Москвы.

Он чужой.

Итак, Чацкий – идеолог нового поколения, прогрессивного , образованного, тип декабриста. Непонятый, освистанный.

( Грибоедов скептически относился к декабристам : «100 прапорщиков решили перевернуть Россию».)

Рефлексия.

Конспект статьи И.Гончарова «Мильон терзаний»

План.

Чацкий положительно умен.

Неудачная любовь

Чацкий породил раскол

Клеймит позором низкопоклонство

Московское общество и Чацкий

Мильон терзаний и горе

Слух о его сумасшествии

Любовь Софьи

Загадочная Софья

Роль Чацкого – роль страдательная.



Дом.задание.

Индивидуальная работа по комедии Грибоедова «Горе от ума».

Составить презентацию «Прототипы Чацкого». Дать характеристику каждому. Результат исследования, вывод. Прав ли был Белинский , оценивая героя Грибоедова : « Это просто крикун, фразер, идеальный шут….Неужели войти в общество и начать ругать в глаза дураками и скотами – значит быть глубоким человеком?»

Написать сочинение.

Темы сочинений.

Александр Чацкий – победитель или побежденный?

План.

1.Герой комедии Грибоедова ….(дать краткую характеристику)

2. Цель его возвращения в дом Фамусова? Какую загадку он пытался разгадать?

3. Почему его Фамусов считает опасным, не признающим властей?

4. Объявлен сумасшедшим. Кем?

5. «Вон из Москвы!» Судьба Чацкого?

2) «Молчалины блаженствуют на свете».

План.

Кто такой Молчалин?

В чем видит смысл жизни?

Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с Фамусовым, с Чацким, С Софьей, С Лизой?

Почему Молчалин дойдет до степеней известных ?

В чем опасность Молчалина?







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.