12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ежова Елена Валерьевна19

Ежова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и литературы высшей кв. категории

МАОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил


Семинар для заместителей директоров по правовому воспитанию

«Профилактика правонарушений и безнадзорности как основа формирования гуманистических ценностей с использованием медиативных технологий»


Урок-панорама по литературе «Украденное детство»


Цель: развитие навыков исследовательской работы гимназистов с текстами художественных произведений как основы формирования гуманистических ценностей (ценности «детство»).


Оборудование:

- ПК, подключенный к доске (со звуком)

- Видеоролики «Дети войны», «Украденное детство»

- Выставка книг «Украденное детство»


у детей

- Листы для черновиков (на каждого учащегося)

- 4 группы столов (по 2 парты) для каждой группы + 4 листа с заготовками для синквейна и кластера


Предварительная подготовка: Исследовать, как раскрывается тема «украденного детства» в произведениях русских писателей XIX-XX века (3-4 минуты в обзоре).


Ход урока


Слайд 1.

- Что перед Вами? (синквейн)

- О чем он?

- Как поняли?


?

беззаботный, радостный

помогать, растить, заботиться

Тебя оберегают и о тебе заботятся взрослые.

безмятежная пора


У: Каждый человек когда-то был ребёнком. Детство – самый светлый период жизни. В это время всё вокруг видится ярче, верится в чудеса, больше мечтается, и кажется, что мечты обязательно сбудутся.

- Как думаете, какое детство можно назвать счастливым?


У вас на столах листы.


- Замените все слова и фразы из синквейна на антонимы (слова, противоположные по смыслу). Что получилось?

- Правильно ли будет сказать, что детство, которое Вы описали – «украденное» детство?

- Как понимаете это словосочетание?

- Как думаете, почему решила поговорить на эту тему?

- Для чего пригласила сюда учащихся из разных классов?


У: РОЛИК «Украденное детство»

Действительно, в жизни бывает и так, когда маленький человек, только начинающий познавать мир, лишён тепла и заботы. Он один на один встаёт перед реальностью суровой жизни. Ему приходится быстро взрослеть. Про таких детей говорят: «Они лишены детства».


В1: В наше время только в России проживает 650 тысяч детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. До сих пор существует такое понятие как «беспризорник» – ребёнок, живущий в подвалах или заброшенных зданиях. Счастливы ли такие дети?

В2: Тема «украденного детства» актуальна во все времена. Особенно это видно, когда наступают различные экономические или политические кризисы, и на улицах появляются оборванные дети с голодными глазами.

В1: Доказательством этого стали произведения русских писателей XIX века:

В2:повесть Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»,

В1: повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе»,

В2: рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел», «Кормилец»

В1: поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».


У: Дополните, пожалуйста, этот список. Какие произведения имеют тему «Украденное детство»?


Наша задача сегодня - исследовать, как раскрывается тема «украденного детства» в произведениях русских писателей XIX и XX веков.


Каждая группа получила предварительное задание: Рассказать, как раскрывается тема «украденного детство» в данных им для исследования произведениях.

Задача каждой группы в итоге сегодняшнего урока – создать кластер причин, которые крадут у человека эту самую замечательную и безмятежную пору жизни. Поэтому я прошу по ходу работы каждому делать записи-черновики.


(выступление каждой группы – 3-4 минуты)

В2.: Тему сложной, драматичной русской судьбы рассматривает в своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов. Чаще всего его герои – русские крестьяне, но не обходит в своих стихотворениях и поэмах поэт и детей, которые, наряду с родителями, переживали трудное время. Самые известные из них – «Крестьянские дети», «Плач детей».

5А класс «Крестьянское детство» (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)


В1.: Владимир Галактионович Короленко довольно рано потерял отца, испытав на собственном опыте нужду и тяжёлые лишения. Сложное детство сформировало особое мировоззрение. Писатель с болью реагировал на несправедливость. Свои переживания он раскрыл в творчестве. И хотя Владимир Галактионович не писал специально для детей, он не смог пройти мимо детской темы, которая нашла отражение в произведениях «В дурном обществе», имеющем и другое название – «Дети подземелья», и «Слепой музыкант».


7А класс «Сиротское детство» (В.Г.Короленко «В дурном обществе»)


В2.: Нашему земляку Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку тоже была не чужда тема «украденного детства», которая затронута в произведениях «Вертел», «Кормилец», «В ученье», «В глуши», «Богач и Ерёмка», «В каменном колодце». Можно сказать, что особое место в творчестве занимают произведения, в которых описывается трудное детство.

Наш другой знаменитый земляк – сказочник Павел Петрович Бажов – также в своих произведениях часто касался судьбы детей и подростков, вынужденных рано начинать трудовую жизнь, работая помощниками и подмастерьями на уральских заводах и в мастерских.

9А класс «Рабочее детство» (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», сказы П.П.Бажова (подмастерья)


У: Самое страшное время для человечества – это война. Ужасное потрясение испытала наша страна с началом Великой Отечественной войны. Дети оказались самыми уязвимыми в ней.


Отрывок видеоурока «Дети войны» (5.08—9.40)


10А класс «Детство, украденное войной» (Произведения о детях войны)


У:

(10 классу) Скажите, можно ли считать военное детство счастливым?

(9 классу) Можно ли считать счастливым трудовое, рабочее детство?

(7 классу) А сиротское детство бывает счастливее детства, проведенного в семье?

(5 классу) Крестьянское детство – счастливое?


Таким образом, мы увидели сегодня, что русские писатели чутко уловили, что ребёнок, безоглядно любящий и искренне верящий, во многом зависит от того окружения, в которое он попадает. Одинаково понимая, в чём проблема «украденного детства», каждый автор раскрывал её по-своему.

Мы видим, что тема эта стала достаточно популярной у русских авторов. Как думаете, почему?


(форма кластера – на рабочем столе каждой группы). – Вывод на большой экран


У: - Как думаете, а в современном нам мире есть факторы, которые могут украсть у ребенка светлую пору жизни? Назовите их.

- терроризм

- жестокость

- равнодушие взрослых

- насилие

- семейное насилие

- сиротство

- военные конфликты

- зависимости (алкоголизм, курение, наркомания, интернет)

- техногенные опасности

- ВИЧ/СПИД

- другие серьезные болезни

- природные опасности


Рефлексия:

- Скажите, что-то в вас изменилось после сегодняшней встречи?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.