12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Томаева Татьяна Темболатовна19
0

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВЕСТИ В.Ф.ТЕНДРЯКОВА «ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ»

УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО ПОВЕСТИ В.Ф.ТЕНДРЯКОВА «ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ»



СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЮШКИ ТЯГУНОВА









8 класс.





Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ

имени Героя Советского Союза А.М.Селютина

с.Михайловское Пригородного района РСО-Алания

Томаева Татьяна Темболатовна.





Тема. Становление личности Дюшки Тягунова по повести В.Ф.Тендрякова «Весенние перевёртыши».

Цель:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством В.Ф.Тендрякова и его повестью «Весенние перевёртыши»; пробудить интерес к творчеству писателя; обучить анализу идейного содержания художественного произведения; научить формулировать гипотезу, аргументировать свою точку зрения;

Развивающая: развивать интерес учащихся к книге, к чтению, сформировать у них оценку нравственных поступков героев; способствовать развитию интеллекта, кругозора, познавательного интереса;

Воспитательная: проследить отражение в произведении таких нраственных категорий, как человеческое достоинство, взаимовыручка, доброта, милосердие, первая любовь, : воспитать в учащихся заботливое отношение к окружающим людям; воспитание культуры чувств.

Тип урока: урок-размышление с элементами беседы.

Методы и приемы: слово учителя, беседа.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг В.Ф.Тендрякова, компьютор, презентация по творчеству Тендрякова, портрет Натальи Гончаровой.

Музыкальное оформление: романс на слова А.С.Пушкина «Я вас любил…»



ХОД УРОКА.

Организационный момент. Приветствие и подготовка учащихся к работе на уроке.

Введение в урок. Выстраивание ассоциативного ряда к слову «весенний».

Слайд 1. Слово «весенний».

-Назовите слова, которые ассоциируются со словом «весенний».

День, ветер, настроение, утро…

Что означает слово «весенний»?

-Это слово входит в название повести В.Тендрякова «Весенние перевёртыши»? Чем необычно такое название?

-О каких превёртышах идёт речь в повести? (Перевёртыши – этапы взросления главного героя, становление его как личности).

3. Актуализация.

Слово учителя. Сегодня нам предстоит открыть для себя писателя Владимира Федоровича Тендрякова – и в частности познакомиться с его повестью «Весенние перевёртыши». Исследовать процесс формирования характера главного героя произведения – основная цель нашего урока.

Выступление ученика с сообщением «Страницы жизни и творчества В.Ф.Тендрякова» (см.Приложение) и просмотр презентации (прилагается).

4.Словарная работа: значение слов «Перевернуть», «Зоркость», «Нравственность», «Заповедь», «Личность».

Учитель. Особое место в творчестве Тендрякова занимают произведения, посвящённые детям, школе. Одно из них – «Весенние перевёртыши». Откроем книгу, и пройдем за героем сложный путь познания мира. (Чтение пролога). Что же случилось с героем? На этот вопрос нам и предстоит ответить. Но вначале познакомимся с героем – Дюшкой Тягуновым.

5. Представление героя.

6. Беседа.

Учитель. Понравилась ли вам повесть «Весенние перевёртыши»? О чём это произведение?

-Как вы думаете, почему повесть так называется? В прямом или переносном значении использует автор слово «перевёртыши»?

(Работа со словарем: перевертыш (разг.) – двуличный человек, лицемер (из «Словаря русского языка С.И.Ожегова). У Ожегова дается прямое значение слова перевёртыш. В переносном же смысле «перевёртыши» означают изменения, которые стали происходить с Дюшкой весной.)

-Как вы считаете, что взволновало писателя, какие проблемы? Какие из них звучат современно?

Ученик. Взаимоотношения подростков друг с другом, взаимоотношения детей и взрослых.

Ученица. Взаимовыручка и милосердие, проблемы первой влюбленности.

Ученик. Отношение человека к природе.

Учитель. Как вы относитесь к Дюшке? Что мы узнаем о главном герое? Как весна повлияла на Дюшку?

Ученик. Дюшка увидел время, увидел , что Римка Братенева похожа на жену Пушкина Наталью Гончарову.

Ученица. Дюшку стал волновать вопрос бессмертия.

Учитель. Есть ли у Дюшки друзья? Кто они? А почему у него есть враги? Что рассказывает писатель о друзьях Дюшки(Левка Гейзер, Минька), о его врагах (Санька Ерахов, Колька Лысков)?

Учитель. Теперь предлагаю вам обратиться к сцене «В кабинете директора». Как вы думаете почему? (Глава читается по ролям.)

Ученик. Я думаю, что именно в этой главе особенно ярко раскрываются характеры героев.

Учитель. Какими здесь мы видим Дюшку, Миньку и Саньку?

Ученик.Проблема взаимоотношения между подростками решается самими подростками. Мы видим, как на глазах у всех вырос Минька, поражаемся его находчивости и смелости.

Ученица. Минька – настоящий друг, он поддержал Дюшку в критическую минуту. А Санька Ерахов в этой сцене раскрыл своё истинное лицо. Он отвратителен.

Учитель. А каков Дюшка с родителями? (Сцены «Дюшка и отец» - главы 18, 22; «Дюшка и мама» - главы 14, 23.)

Ученик. Мы видим, что под влиянием Дюшки родители тоже меняются.

Ученица. Дюшка общается с отцом и мамой. Он говорит им о наболевшем. Пытается найти выход из сложившейся ситуации, принять правильное решение.

Родители становятся внимательными, чуткими друг к другу и сыну.

Учитель. Действие повести происходит весной. Конечно, у Тендрякова это не случайно. Повлияла ли весна на героев повести?

Ученик. Ученик. Я думаю, что весна повлияла по героев повести. Дюшка повзрослел, впервые влюбился.

Ученица. Римка наконец-то заговорила с Дюшкой, Минька стал смелее.

Ученик. Отец и мама Дюшки стали лучше понимать друг друга и сына, а отец Миньки Никита Богатов по-другому взглянул на жену и сына, задумался о себе.

Учитель. Весна творит чудеса, всех старается изменить к лучшему. Не случайно здесь преобладают розовый, нежно-зеленый цвета. В главном герое раскрываются такие стороны, о которых он не подозревал. А мрачное, темное (Санька Ерахов, Колька Лысков) в жизни Дюшки становится не очень заметным (цвет серый). Весна – тоже герой повести.

-Ребята, вы обратили внимание на пейзаж в повести Тендрякова. Какова его роль здесь? Напоминаю вам, что пейзаж – это изображение природы, фон, на котором происходят события повести.

Ученица. Я считаю, что пейзаж передает настроение главного героя.

Ученик. Автор через олицетворение показывает, что природа весной оживает: «небо обнимает землю», под ногами земля «постанывает».

Ученица. Писатель использует и эпитеты: «синее небо», «пушистые воробьи». Все это передает восторг от увиденного.

Учитель. И совершенно другая картина в сцене «На болоте»: «черная вода», «клякса слизи» от лягушки на «сером сарае». Пейзаж передаем подавленное настроение.

В эпизоде «Драка в школьном дворе» пейзаж выполняет роль контраста. Тепло, солнечно, все радуются весне: «исчезли лужи», «выползла травка», «распустившийся лист роняет на землю сквозную тень» и … мерзкий Санька, «палач». Пейзаж здесь – тот фон, который подчеркивает отврательность этой сцены.

Наконец, сцена объяснения в любви происходит в удивительный момент. Мы видим авторское сравнение чайки с «белым лепестком», метафоры – «дыбилось оглушающее синее небо», здесь же «умытая зелень». Сцена завораживающая, и пейзаж удивителен.

Писатель тонко пользуется цветом. Когда мы читаем описание прихода весны или когда речь идет о положительных героях, то видим, что автор использует светлые, яркие краски: синее, зеленая, белая, рыжая, серебристый. Мрачные сцены и отрицательные персонажи изображены в серых, темных тонах: «черная вода», «серый сарай», «серый нос и зеленые, болотные глаза Саньки», «синюшная мордочка» Кольки Лвскова.

Очевидные цвета в повести: зеленый («узорчатая», «умытая» зелень) и синий. Образ неба проходит через всю повесть. В начале повести оно – «опрокинутое синеее небо», дале – «синева неба», в конце – «оглушающее синее небо». Это очень яркий, ни с чем не сравнимый цвет. Таким небо бывает только весной.

Повесть начинается с перевёртыше й, в которые весна играет с Дюшкой. Вы отметили, что Дюшка вдруг заметил Римку, сделал вывод, что она похожа на Наталью Гончарову. И ему было приятно за ней наблюдать, каждый раз подмечать в её облике все новые детали: «бежит вприпрыжку», «блестят глаза», «вздрагивают курчавинки на висках». Так в душу юного героя входит поэзия высокого чувства.

(Звучит романс А.С.Пушкина «Я вас любил…»).

Учитель. Эта отроческая влюбленность делает его душу особенно чуткой, она возвышает его до бескорыстия лирического героя пушкинского стихотворения «Я вас любил…». Образы пушкинской лирики вместе с образцами оживающей весенней природы создают лирическую атмосферу повести, отвечающую мысли писателя о гармонии между красотой мира и нравственной чистотой души подростка, жадно впитывающего ми р в себя.

Учитель. К каким нравственным открытиям приходит наш главный герой?

Ученик. Дюшка приходит к мысли о том, что время нам дано, чтобы мы прожили жизнь по-человечьи, достойно, с толком, красиво.

Почему повесть В.Тендрякова называется «Весенние перевертыши»?

Ученик. Я считаю, что повесть так называется потому, что мир для героя повести прекрасен, полон перемен и загадочен, полон неожиданных превращений, которые автор называет «весенними перевертышами».

Учитель. Можем ли мы назвать Дюшку личностью?

Ученица. Я думаю, да. Дюшка сознательно выбирает в трудной ситуации человечный, соответствующий нашим представлениям о человеческом достоинстве, выход.

Учитель. Каким же мы увидели Дюшку в конце повести?

Ученик. Мы увидели его сильным, думающим, чутким к окружающему миру и людям, честным, умеющим подмечать необычное, удивительное, очень ранимым.

Учитель. О чем предлагает нам задуматься Тендряков?

Ученик. О сложном внутреннем мире нашего ровесника, о формировании чувств и убеждений, выработке своего отношения к жизни.

Учитель. Как вы озаглавили бы наш урок?

Ученица. «Становление личности».

Ученик. «Взросление героя».

Чтение стихотворения Э.Асадова «Раздумье».

Учитель. В чем это стихотворение созвучно с повестью Тендрякова?



7. Рефлексия.

Итак, подведем итоги.

- Как происходит взросление человека?

-Как складывается жизненная позиция человека?

-Как должны складываться отношения, чтобы люди слышали и понимали друг друга?



8.Подведение итогов.

Учитель. Урок наш завершается.

-Весна. Наступает гармония в природе и в жизни: смыта грязь, нет слякоти, сырости. Ушел Санька, Колько перестал влиять на ребят. В жизни ребят теперь только хорошее, радостное. Весна заставляет человека взглянуть на окружающий мир по-другому. Весна – это красивое время года, и в жизни, наверное, должно быть красиво, разумно, как в природе. Поэтому Дюшка незаметно подсказывает отцу, чтобы тот подарил маме нарциссы. И Тягунов-старший сумел ночью за сто километров от поселка достать эти нежные весенние цветы и подарить жене. Поэтому Минька и Дюшка стали братьями по крови и Левка с Дюшкой еще больше сблизились. Поэтому происходит объяснение Дюшки в любви к Римке. Но весна – тем и замечательное время года, что она поражает, удивляет человека своей загадочностью, преображает нас, если мы любим жизнь и людей, верим в добро…

Сегодня на уроке мы проследили путь Дюшки Тягунова, который прошел он, обретая зрелость, от детского мировосприятия к стремлению понять мир, осмыслить его тайны, выработать сознательное отношениек бытию, как он обрел нравственные принципы,занял позицию активного защитиника добра и красоты, борца против зла.

Завершить урок хочу словами Р.Киплинга из «Заповеди»:

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег.-

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек.



9.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру: «О чем заставила меня задуматься повесть В.Тендрякова «Весенние перевертыши»?













Литература.

1.Ивашева В.В. На пороге ХХ1 века: НТР и литература.Москва: Издательство «Художественная литература», 1979.

2.Соловьева И. Проблемы и проза. (Заметки о творчестве Владимира Тендрякова.) – «Новый мир». 1962, №7.

3.Кузнецов Ф. Перекличка эпох. Очерки, статьи, портреты. М., 1976.

4.О творчестве писателя В.Ф.Тендрякова.- в кн.: Эльяшевич А. Горизонтали и вертикали. Л., Советский писатель, 1985.

5. Умение жить с другими.- В кн.: 15 встреч в Останкино,- М., Политиздат, 1989.





Приложение 1.

Сообщение ученика о Владимире Федоровиче Тендрякове.

Владимир Федорович Тендряков родился в 1923 году в семье сельского служащего. После окончания школы ушел на фронт, был ранен и демобилизован. Преподавал военное дело в школе в Кировской области. В 1945 году приехал в Москву. Учился на художественном факультете ВГИКа, затем перешёл в литературный институт имени М.Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К.Г.Паустовского.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликовы в журнале «Огонёк». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдаваясь литературному труду.

Первый его расска «Дело моего взвода» написан на материале Великой Отечественной войны. К военным впечатлениям писатель обращается неоднократно, так как война началась для него на утро после выпускного школьного вечера.

Однако главное место в его творчестве заняли проблемы послевоенного времени, современные характеры и конфликты. Особое место в творчестве писателя занимают произведени, посвящённые школе, проблемам образования и воспитания, учителю и ученику, например, «Весенние перевёртыши».

О Тендрякове можно сказать, что это писатель сегодняшнего дня, иногда даже предугадывающий наперед назревающие явления жизни.

Он всегда поспевал за временем, и поэтому именно в его произведениях мы можем найти ответы на вопросы, которые актуальны и сегодня.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.