12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Редченко236

Устранение прокрастинации и повышение учебной мотивации у младших школьников. Из опыта работы

Автор: Редченко С.В.

Цель: обеспечение положительной динамики формирования уровня познавательной активности младших школьников посредством применения методов и приемов когнитивной образовательной технологии и приемов, направленных на устранение прокрастинации и повышение учебной мотивации.

Задачи:

описание опыта использования когнитивной образовательной технологии в современной системе образования младших школьников;

разработка системы повышения уровня сформированности универсальных учебных действий младших школьников средствами когнитивной педагогики, урочных, внеурочных занятий, включающие когнитивные задания, упражнения;

разработка авторских приемов, способствующих повышению учебной мотивации и устранению прокрастинации у младших школьников.



Подбирая и систематизируя методы и приемы, способствующие устранению прокрастинации и повышению учебной мотивации у младших школьников, автор опыта опиралась на научные изыскания по поводу прокрастинации и принципы когнитивной образовательной технологии, которые органично вливаются в структуру и содержание образовательного процесса и позволяют говорить о повышении уровня сформированности познавательных УУД.

Прокрастинация — это постоянное откладывание важных дел, которое приводит к жизненным проблемам и негативным психологическим эффектам, а именно: стрессу, чувству вины, потере производительности, заниженной самооценке.

Справиться с прокрастинацией можно, если понимать механизм и причины ее возникновения и особенности современных школьников. Во-первых, современные школьники не желают ждать. Этому способствует бум информационных технологий. И отключение интернета или какие-то другие радикальные меры не помогут ребенку справиться с прокрастинацией. Он просто найдет себе другое занятие, лишь бы не делать то, чего ему не хочется в данный момент.

Дети растут в относительной безопасности и комфорте, где каждое желание удовлетворялось в течение быстрого отрезка времени. Ребята не заглядывают в будущее. Их горизонты ближе. Поэтому перед ними важно не только установить дедлайны выполнения задач, но и обозначить срок достижения первых побед. Деятельность современного человека устроена так, что между действием и позитивным результатом, как правило, существует разрыв. Поэтому второй особенностью можно назвать неспособность работать без поощрения. Похвала и награды сами по себе уже не мотивируют учеников, но их отсутствие выбивает из колеи.

В-третьих, современные школьники очень тревожны и импульсивны. А целый блок теории прокрастинации связан именно с тревожностью. Это не только неопределенные неприятные ожидания, но и смутная готовность к опасности. То есть это не только эмоция, но и целый физиологический комплекс.

Ученые выделяют несколько механизмов развития прокрастинации:

Критически низкий уровень энергии. Когда запас жизненных сил находится на исходе, организм находится в режиме «экономии заряда» и накопившаяся усталость не дает продуктивно работать. Выполняя действие, сначала мы включаемся, идет разгон – продуктивность возрастает, в какой-то момент она находится на пике, после этого она начинает снижаться. Нужно интенсивно выполнять задание и переключаться до того, как начнется спад. Поэтому задания нужно делать на пике и переключаться. Отсюда необходимость смены видов деятельности на уроке.

Один из приемов – работа по таймеру. Современные дети легко принимают такое условие, ведь для них, любителей компьютерных игр, это не в новинку. И тогда даже скучное задание на отработку навыка (решение примеров, вставить пропущенные буквы в слова с безударными гласными, определение склонения и другие) становятся элементом игры.

Скорость работы стимулирует и авторский прием «Первая пятерка». Выполняя самостоятельное задание, обычно на повторение, первые пять человек могут подойти на оценку к учителю и, в случае верно выполненного задания, становятся «консультантами» для остальных учеников класса, не только проверяя работу одноклассников, но и давая разъяснения. Этот прием учит не только работать в хорошем темпе, концентрирует внимание, но и повышает самооценку ученика. Полезно и тому, кто ошибается. Иногда ребенок ребенку может даже лучше учителя объяснить какой-то материал, на «своем», так сказать, языке.

Для снятия мышечного и психологического напряжения целесообразно использовать во время проведения физкультминуток и динамических пауз кинезиологические упражнения.

Искаженное понятие времени.

Решение - учим ребенка распоряжаться своим временем рационально. Ученик младших классов, как правило, уже вполне может распланировать свои задания на один день и примерно определить, сколько времени займет их выполнение. Куда сложнее равномерно распределить нагрузку на неделю и более, что требует, например, работа над проектом.

У ребенка нет горизонтов планирования. Те отделы мозга, которые отвечают за стратегическое мышление и планирование, у него еще недостаточно развиты. Важно обучать планированию деятельности – составлять план на каждый день, а не на неделю в целом. А еще лучше на каждый час, чтобы в любой момент времени было ясно, чем нужно заниматься.

Этой цели служит авторский прием «Последние сантиметры», суть которого - «планировать» на ленте, от которой отрываются кусочки по мере выполнения заданий. Напротив каждого пункта ставятся сроки исполнения или отведенное время. Длина ленты зависит от места употребления – один урок или подготовка Новогоднего праздника. Она может быть индивидуальной или общей, которая висит в классе.

Но, как бы не планировал, прокрастинатору порой сложно сделать первый шаг. Автор опыта предлагает помочь ребятам обратным отсчетом: «3-2-1…», а они продолжают: «Поехали!». И начинают выполнять задание. Большинство детей, после такого старта буквально через нескольких минут входят во вкус и даже начинают получать удовольствие от работы.

Помимо планирования, нужно учить распределять свое время и усилия. Целесообразно использовать две действенные техники: «Помидор», когда по сигналу таймера прекращают работу в 2-4 циклов, и «Метод Эйзенхауэра» - техника, которая помогает проранжировать задачи и расставить приоритеты.

Ранжирование дел, конечно в упрощенном виде, можно проводить даже в рамках одного урока. Этому служит авторский прием «Конфета и лимон», который учит детей начинать работу с самого «невкусного» - сложного, предвкушая легкое и интересное. При таком подходе решение сложной задачи (обозначаем ее лимоном) мы воспринимаем как этап приближения более приятного - решение уравнений или примеров в столбик (конфета), которые дети любят и считают легкими. А если действовать наоборот, то после легких заданий браться за сложное или объемное совсем не захочется.

На уроках повторения можно предложить детям самим выбрать последовательность выполнения заданий. Работаешь быстро – успеваешь выполнить все задания и можешь получить «пазл», собирая который, дети решают примеры или вставляют орфограммы, но воспринимают такое задание уже как игру и удовольствие. А самые сознательные ученики класса, которые посещают множество кружков и ценят свое время, выбирают «Вечер без домашки» - получают билетик, на котором указаны номера на дом. При активном темпе работы почти все успевают выполнить на уроке.

В зависимости от возраста школьников или возникших обстоятельств (приближаются контрольные, ВПР, каникулы) для того, чтобы увидеть, эффективно или нет ребенок распоряжается собственным временем, можно провести авторский интенсив «Хранитель времени», состоящий из нескольких этапов.

Этап «Хронометраж». Сначала объясняем детям, как вести «Пинарик» - календарик, в котором помимо дней недели есть разбивка по часам. Задача ребенка отмечать цветом временные промежутки, потраченные впустую. Например, родители разрешили играть в компьютер один час, а ребенок просидел три. Два лишних часа в «пинарике» отмечаются цветом. По итогам недели подсчитывается общее количество времени, потраченного впустую за неделю. Ребенок наглядно видит, сколько времени он тратит впустую. Через неделю предлагаем в течение одного-двух будних дней и одного выходного записывать все, что будет с ним происходить с момента пробуждения до сна. Выполняют это задание индивидуально.

Этап «Игровая ситуация». Коллективно или в группах предлагаем решить небольшие кейсы – игровые ситуации с описанием дня вымышленных детей. Обсуждаем, правильно ли герой распределяет время, где можно больше времени уделить образованию, чем заняться в свободное время. Такие игровые ситуации служат своего рода проективными методами анализа ситуации, и позволяют детям самим спроектировать идеальный день школьника.

Этап «Планирование». Предлагаем каждому ребенку составить список, в котором будут учтены:

— все важные дела (учебные, секции, кружки и т.д.),

— помощь по дому (чем ребенок хочет и может помочь как самостоятельно, так и путем совместной деятельности с родителем).

— свободное время (что именно хочется сделать: рисовать, собирать конструктор, собирать авиамодель, рисовать песком и так далее).

Когда список составлен, следует определить порядок, в  котором будут выполняться дела и отвести определенное количество времени на каждое дело из списка. Для большей наглядности дела из каждой группы выделяем отдельным цветом. Дела не бесконечны, как кажется, и список тому подтверждение.

Переходим к этапу «Контроль», когда в интенсив активно включаются и родители. Для того чтобы отследить эффективность прожитого дня, выполнение или не выполнение какого-либо дела должно быть отмечено.  Это может быть: система «плюс – минус»;  отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или предложить ребенку придумать собственную систему. Просто вычеркивать сделанное тоже очень нравится детям: они чувствуют радость и удовлетворение.

Наглядное соотношение выполненных и невыполненных дел не только обучает навыкам самоконтроля, но и решает еще одну важную задачу: побуждает ребенка на выполнение задания, порождает стремление «увидеть яркий красивый результат», и как следствие повышает самооценку школьника.

Иногда ребенок знает, что нужно делать и сколько времени на это потребуется, но сам объем предлагаемой работы парализует его, как удав кролика. Целесообразно разбить вместе с детьми работу на этапы.

К примеру, получив список для чтения на каникулы, ребенок боится слишком больших произведений. Предлагаем разделить книгу закладками по пять страниц, пусть это будет дневное задание. В книге 100 страниц? Просим родителей повесить на стену «Мой календарь читателя» и последовательно закрашивать каждую неделю по мере продвижения маленького читателя.

Для планирования удобно пользоваться «Доской задач».

Устанавливать дедлайны тоже нужно равномерно. Эксперты выделяют три типа крайних сроков: равномерно распределенных; самостоятельно установленных; одного окончательного дедлайна. Автор опыта старается учитывать это в своей практике.

Для отработки навыков педагоги часто используют дополнительные карточки, тренажеры. Первоклассникам можно давать карточки, в которых на неделю есть задания, распределенные по дням.

Во втором – третьем классе ребята уже самостоятельно определяют сроки выполнения. Обязательное условие – сдать выполненную карточку к понедельнику. Кто-то выполняет и приносит на проверку по одному заданию в день, кто-то предпочитает работать в выходные.

По такому же принципу можно работать в онлайн – тренажерах. Автор опыта со своими учениками работает в онлайн – тренажерах «Веб-грамотей», где сроки выполнения и материал для заданий по русскому языку и математике педагог выбирает самостоятельно. Ребята работают спокойно, в собственном темпе. А дробность выполнения заданий не внушает страх.

В четвертом классе дедлайн и объем заданий увеличивается от двух недель до месяца.

Приобретенный навык распределять свою нагрузку и выполнять задания постепенно приводит к тому, что дети уже не нуждаются в постоянном контроле и напоминаниях. Работая над большим проектом, даже младшие школьники с таким навыком разбивают его на более мелкие задания, которые выполняют и сдают поэтапно.

Отвлекающие факторы. Еще одна причина прокрастинации – отвлекающие факторы.

В школе и дома важно организовать рабочее пространство. Для того чтобы в классе быстро подготовиться к уроку, ребенок должен знать, где и что лежит. В этом помогают символы-пиктограммы и удобная навигация. Дома – планер, памятки, алгоритмы и т.д. Даже такая мелочь, как закладка в учебнике, играет свою роль – позволяет быстро включиться в работу и не отвлекаться на поиск нужной страницы.

Еще один важный момент - приучаем ребенка отключать все внешние раздражители и концентрироваться на задании: как только вникаешь и интересуешься темой — отвлечься сложнее.

Недостаточная мотивация. В обучении мотивация держится на трех основных принципах: удовольствие, ценность, цель. Целеполаганию нужно учить.

И если на уроке мы совместно поставим цель, то в индивидуальной работе хорошо работает «Карта желаний», когда нужно визуализировать свои желания и авторский прием «Банка желаний», которая наполняется (закрашивается) по мере продвижения к цели.

Зарубежные и российские психологи исследовали работу мозга и определили, что самой продуктивной мотивацией является вознаграждение. И использование реальных денег, к чему нередко прибегают родители, тоже не будет эффективно.

Можно использовать авторский прием «Копилка». У каждого ряда есть своя копилка. Хорошо работаем самостоятельно или в группах – зарабатываем смайлики, приносим их в свою копилочку (стоимость заданий заранее оговоривается – составляется прейскурант). Были ошибки или не работали согласованно – смайлик придется вернуть. По прошествии недели подводим итоги – награждаем победителей. На первую парту ряда ставим флажок и закрепляем звание «Лучший ряд недели».

Младшему школьнику для успешного обучения порой не хватает развитых психических процессов - памяти, внимания, логики, скорости включения в деятельность, оперативной памяти, чтобы понимать длинные предложения, писать не уставая и многое другое. Это упирается в интеллектуальные процессы. Т.е., важно развитие общеинтеллектуальных способностей и общеинтеллектуальной выносливости – когнитивной сферы личности.

Когнитивная образовательная технология принадлежит к классу алгоритмических технологий, основанных на идее пооперационного управления познавательной деятельностью обучающихся с целью достижения запланированных результатов обучения и имеет модульную структуру (Приложение 3).

Применение технологии в чистом виде в начальной школе затруднено особенностями построения образовательной программы, не предполагающей большого количества часов на повторения. Но использование средств когнитивной образовательной технологии возможно практически на каждом уроке. Это карточки, система повторений, мнемотехника, майнд-карты, скетчи и т.д., которые являются основой когнитивного обучения.

Сначала берем базу, т.е., выписываем определения, классификацию, структурируем их через теорию множеств, переводим их на карточки, выучиваем до автоматизма, создавая базовый скелет знаний. Дальше мы читаем учебник, понимая уже все, что там написано, достраиваем свои скетчи или майнд-карты, запоминаем информацию через мнемотехнику и после этого выходим на третий круг - мы отвечаем на вопросы, решаем задачи, и все это делаем устно. Автор опыта знакомит своих учеников и со скетчноутингом .

Когда у ребенка появится возможность воспринимать и усваивать информацию, у него появится удовольствие от процесса. Лучше всего на мотивацию влияет любопытство — эмоция, которая сама по себе вызывает желание ознакомиться с информацией. А решение интересных заданий активирует в мозгу центр удовольствия.

Поэтому автор опыта рекомендует проводить игры и квесты, давать личные задания, использовать ассоциации и лайфхаки по осознанному запоминанию учебной информации.

Например, обучая читать первоклассников, можно предложить «Мою личную сказку». Это история, написанная учителем про конкретного ребенка и его друзей. В шаблон – заготовку вставляются имена детей, и сказка становится интересной юным читателям.

Облегчает процесс запоминания и развитое ассоциативное мышление. Так, при изучении порядка арифметических действий в выражениях со скобками и без, можно использовать авторский прием «Правила этикета».

Договариваемся с ребятами, что умножение и деление – это действия «девочки» (знаки похожи на бусинки), а сложение и вычитание – «мальчики» (плюс или минус можно сконструировать из дощечек или кирпичиков). По правилам этикета девочек пропускаем вперед, а значит, и их действия выполняем в первую очередь. Только потом «мальчики». А вот если кто-то заболел, скорая помощь (скобки) без промедлений несется вперед.

Такую историю сложно забыть, поэтому ученики практически не ошибаются при определении порядка действий.

Правильно выполнить фонетический разбор помогает «сказка про Йотика», который живет в кармашках у Е, Ё, Ю, Я и все время старается сбежать к согласным, делая их мягкими.

Часто автор опыта использует и другие приёмы когнитивной педагогики: исключение лишнего, логические цепочки. Приёмы работы с текстом: вставить пропущенное слово, расставить в правильном порядке, исправить ошибки в тексте и др. (Приложение 3).

В качестве упражнений на развитие когнитивных способностей, можно использовать такие, которые: во-первых, не предполагают долгой организации и средств подготовки, что позволяет проводить их в рамках основных учебных и внеклассных занятий, а во-вторых, имеют в большинстве своём  коллективный характер именно для совместной работы в классе: «Узнай по звуку», «Развиваем наблюдательность», «Кто рядом с тобой?», «Зоопарк», «Класс, смирно!», «Чтение с помехой», «Круги Эйлера», «Силлогизмы» и другие . 

Согласно когнитивной образовательной технологии, на уроках нужна специальная система повторений. В данном контексте целесообразно упомянуть «кривую забывания Эббингауза». Согласно теории немецкого психолога для прочного запоминания кривую забывания нужно «сломать», повторяя информацию через определённые промежутки времени. 

Для закрепления и повторения материала можно работать с карточками. Например, чтобы запомнить 10 словарных слов навсегда, нам потребуется меньше пяти минут. Сначала показываем детям карточку со словарным словом, где используются ассоциации. Например, слово «горох» изображено в виде стручка гороха, а в слове «электричество» орфограммы вписаны в «лампочки». Совместно анализируем карточки, объясняем свои ощущения. Потом показываем карточки уже без ассоциативных символов, проговариваем написание слов. Потом показываем карточки с пропущенными буквами, проговариваем слова. Если все называют правильно, то увеличиваем темп. Повторяем несколько раз. На каждом этапе засекаем время. Если максимальная скорость повторяется 2-3 раза, прекращаем задание. Время тратится при автоматизации, потом мы повторяем все быстрее и запоминаем навсегда.

Так можно учить любые понятия, даты, а в начальной школе неоценимо при заучивании таблицы умножения.

Эффективность использования приемов когнитивной образовательной технологии и необходимость устранения прокрастинации очевидны. Технология позволяет развивать интеллектуальные способности учащихся, опираясь на индивидуальные способности ребёнка, формировать УУД (когнитивные (познавательные) универсальные учебные действия), которые помогут учащимся успешно адаптироваться в дальнейшей учебной деятельности и в жизни.

Использование данных приёмов является отражением формирования личностных результатов, влияющих на привитие интереса к учёбе, и, следовательно, на повышение качества обучения.

Представляемый опыт может быть полезен студентам педагогических вузов, педагогических колледжей, учителям, воспитателям группы продленного дня и дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.

Данные методы и приемы предметно независимы, т. е. могут быть адаптированы и использованы для изучения любого содержания на ступенях начального и среднего общего образования. Они могут быть использованы и для организации дистанционного образования, включая и его современные формы – электронное и мобильное обучение, которые в настоящее время рассматриваются как эффективные формы обучения, обеспечивающие получение качественного доступного образования.


Используемые источники:

blog.memotest.ru/2016/

4brain.ru/blog/тайм-менеджмент-младших-школьников/

factum-info.net/psychology/samorazvitie/897-tajm-m...mladshikh-shkolnikov

medcenter4.by/beremennost-i-deti/tajm-menedzhment-...vazhnyh-sovetov.html

aneks.center/index.php/services/workshops/all-russ...a_obuchayushchegosya

externat.foxford.ru/polezno-znat/put-off

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 06.05.21 в 02:36 1Ответить Пожаловаться
Очень полезный материал!!! Спасибо, Светлана!!!
Екатерина Калашникова, 06.05.21 в 07:23 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, возьму на заметку!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 06.05.21 в 07:27 1Ответить Пожаловаться
Благодарю, очень интересно!
Сорокина Светлана Валерьевна, 19.06.21 в 06:00 0Ответить Пожаловаться
Поздравляю с победой в конкурсе!!! Очень интересный опыт работы! Статью прочитала с большим удовольствием!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.