12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Фетисова Елена Николаевна2024 Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет. Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево Материал размещён в группе «Русский язык и литература в средних классах» |
Технологическая карта урока «В.П.Астафьев «Васюткино озеро»»
Технологическая карта урока
Учитель: Фетисова Е.Н.
Филиал МБОУ Токарёвской СОШ №1 в с. Полетаево
Урок: литература
Тема урока: В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Класс: 6
УМК: Литература . 6 класс. Учебник для образовательных учреждений в 2 ч./В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - 12-е изд., перераб. -М: Просвещение, 2015 г.
Цели для ученика Обучающие: формирование умений анализа произведения формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения умение аргументировать свои мысли Развивающие: развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывающие: воспитание бережного отношения к слову, воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе | Цели для учителя 1. Познакомить учащихся с биографией писателя, пробудить интерес к его личности. 2. Познакомить учащихся с рассказом; развитие навыков самостоятельной работы с текстом. 3. Усвоить содержание рассказа путем выборочного чтения. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения. |
Тип урока Знакомство с писателем, его произведением, | Форма урока |
Опорные понятия, термины Литературный персонаж Образ | Новые понятия |
Формы контроля: Фронтальный опрос | Домашнее задание Написать сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?» |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 1 минута.
| Включение в деловой ритм. Проверка готовности учащихся к уроку. (ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник) | Подготовка к работе. Самоопределение. | Словесная форма. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
II. Анализ контрольной работы. 4 минуты | Анализ контрольной работы. | Работа над ошибками. | Словесная форма. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Познавательные: обосновывать свое мнение |
III. Актуализация знаний 3 минуты | Подведение детей к формулированиютемы и постановке целей урока. Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Автобиографичность- свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора. | Определение цели учебной деятельности. Формулировка темы урока Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради. | Беседа Иллюстративно-словесный метод. | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; познавательные: целью выделения признаков. | Отработка умений отвечать на поставленные вопросы |
IV. Работа по теме урока
12 минут
| Рассказ учителя о биографии В. Астафьева.(Слайд2, 3) -Что, по словам Астафьева, заставило его писать? - Я надеюсь, что вы заинтересовались произведениями Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей «Васюткино озеро». (Слайд4, 5) Объясняет задание. |
|
| Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации; коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу, |
V Лингво-физкультминутка. 2 минуты. | (Слайд 6) | Выполняют упражнения. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернём И к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. | Здоровьесбере-гающая технология. | ||
VI.Актуализация знаний.
19 минут. | -Кто герои рассказа?(Слайд 7) -Что беспокоило рыбаков? -Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался? -Как относился мальчик ко взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу? -Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? -Как Васютка заблудился? -Что помогло ему выжить, выйти из тайги? Памятка (Слайд 8) Какое время странствий в лесу оказалось для героя самым трудным и почему? -Что вспоминал Васютка? -Какой детский поступок совершил Васютка? Как его можно объяснить? -Почему взрослые решили назвать озеро Васюткиным именем? | Ответ на вопрос. Составление монологического высказывания Выразительное чтение фрагментов Дети составляют .(см. Приложение) | Беседа, выразительное чтение отрывков из рассказа | Личностные: самопроверка и взаимопроверка; регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выборнаиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. | Развитие умения выразительно читать, Воспроизводить литературоведческую информацию, выслушивать и принимать во внимание чужое мнение |
Дети читают статью в учебнике, составляют таблицу | Приём познавательной активности через творческое задание. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Уметь воспроизводить литературоведческую информацию, | ||
VIII.Подведение итогов
1 минута. | Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность поприменению полученных знаний. -Чему можно научиться у Васютки? | Дети отвечают на поставленный вопрос. | Обсуждение результата работы с произведением | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Проявление толерантности. |
Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты. | Организует рефлексию. (Слайд 9) Вы заблудились в лесу (ваши действия) | Осуществляют самооценку собственной учебной степень их соответствия. | Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; | Умение оценивать себя. |
Домашнее задание. 1 минута. | Объясняет домашнее задание- Сочинение- миниатюра «Чему научил меня этот рассказ?»(Слайд 10,11) | Слушают и записывают в дневник. | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Литература:
1.Якунина Н.Н. В.П.Астафьев «Васюткино озеро» //Литература в школе.- 2010.- №5, с.38-40
2. В.П.Астафьев. Повесть о жизни // Т.1.-М.:Современный писатель,1993.
3.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Учебник – хрестоматия для 5 класса, часть 2 – М., «Просвещение», 2015.
4.. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Приложение 1
«Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна. В г.Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял на «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один, и вот обо всём об этом и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить его в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей».
Приложение 2
Если ты заблудился в лесу
1.Прекрати бесполезное движение.
2.Осмотри место.
3.Подготовь место для ночлега.
4.Разожги костёр.
5.Спокойно ожидай спасателей.
6.Не паникуй!
Приложение 3