12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кульдяева Людмила Владимировна367
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Всматриваясь в мир природы

(Стихотворения русских поэтов Х1Х века)

Урок литературы в 6 классе


Цели:

Ввести обучающихся в мир поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, И. Никитина, А. Майкова, А.К. Толстого;

Развивать навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания.

Воспитывать пристальное внимание к окружающему миру, чуткое отношение к природе, стремление понять и полюбить окружающую человека красоту.


Оборудование: портреты поэтов и художников, пейзажи, выставка литературы, выставка рисунков детей, фонохрестоматия, памятки «Анализ стихотворного произведения», «Рецензия на выразительное чтение стихотворения», «Как готовиться к выразительному чтению стихотворения».


Эпиграф. Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться…

……………………………….

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно.

Н. Рыленков

Форма работы: групповая


Ход урока:


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня днем вы шли в школу… А вспомните, какой он, сегодняшний день? Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для его описания.

У.: Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разнообразные чувства и настроения ? ( с помощью мимики)

У. : Попробуйте показать выражением лица свое настроение. Отчего же вам радостно? Мне тоже сегодня радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь, потому что нам предстоит встреча с удивительным миром поэзии, где вы откроете для себя новую страницу.

Итак, сегодня мы познакомимся с лирическими произведениями поэтов Х1Х века, посвященными родной природе. Эпиграфом к уроку послужат слова поэта ХХ века, который тоже очень любил природу и посвятил ей свои стихотворения. Это Николай Рыленков.

Последуем советам великого поэта и будем вдумываться, вслушиваться, всматриваться.

Для дальнейшей работы нам предстоит вспомнить литературные понятия.

Лирика – род литературы. Лирические произведения – произведения, выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни. Поэзия – форма литературы.

Задание: сделать записи в тетради: автор, название произведения, основная идея стихотворения.

Порядок выступления группы:

Представление поэта.

Чтение стихотворения.

Рецензия на выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения.

У.: Одним из самых проникновенных лириков России был Федор Иванович Тютчев.

Выступление группы.

У.: Помните сказку «Черная курица…»? Главный герой, Алеша, носил имя племянника автора Антона Погорельского. Для него-то, будущего поэта Алексея Толстого, придумал свою сказочную повесть дядя.

Выступление группы.

У. Близок Ф. Тютчеву и А. Толстому русский лирик Афанасий Афанасьевич Фет.

Выступление группы.

Иван Никитин. Поэт умел слышать голос живой природы в грохоте грома, шуме листьев, вое ночного ветра.

Выступление группы.

У. Поэт Майков. Душу мира он видит в природе, в ее никогда не прекращающейся жизни.

Выступление группы.

У. Евгений Баратынский. В его стихотворениях мы видим светлый поэтический дар, гармонию души и природы.

Выступление группы.

У. Мы прослушали выступления всех групп. Какими впечатлениями хочется поделиться? Какое из услышанных стихотворений вам запомнилось?

Поэтическая пауза. Послушаем стихотворение Н. Рыленкова. Он так умело пользуется словом, что его произведения словно картины.

Какую картину вы себе представили?

Изображать природу можно по-разному. Композитор делает это с помощью звуков, поэт рисует словами, художник – с помощью красок.

Теория литературы. Пейзаж – описание природы какой-то местности.

Какие художники-пейзажисты вам известны?

И.И. Шишкин – непревзойденный поэт и знаток русского леса. Художник Левитан очеловечивает природу своим лирическим восприятием ее красоты. Картины Саврасова полны жизни и движения.

Что общего в произведениях поэтов и художников? (Умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувства любви и восторга).

Подберите эпиграф из прочитанных стихотворений к своему сочинению по картине.

У. Природа побуждает людей творить. На стенде вы видите рисунки учеников нашего класса, посвященные природе. Есть у нас и свои поэты. Предоставим им слово.

Выступление чтецов.

Подведение итогов урока.

Какой общей темой можно объединить стихотворения?

Что нам нужно, чтобы понять мысли поэтов, их чувства? Обратимся к эпиграфу. (Быть внимательными, чуткими, вглядываться, вдумываться).

Выставление оценок.

Домашнее задание: вы прочитали стихотворения замечательных русских поэтов 19 века о родной природе. Кажется, все они пишут об одном, но по-разному. Напишите сочинение в любом жанре о неповторимости родной природы. Название сочинению дайте сами. Воспользуйтесь эпиграфом, который вы подобрали.

Урок окончен.










Приложение № 1. План характеристики лирического стихотворения.


О чем стихотворение? (Тема)

Образы центральные и вспомогательные.

Какое настроение создано поэтом?

Тропы и поэтический синтаксис.

Цветовая гамма произведения.

В чем самая главная мысль стихотворения? В каких строках или словах она наиболее точно выражена? (Идея)

Размер стихотворения.

Ваше впечатление.



Приложение № 2. Как готовить выразительное чтение стихотворения.


Прочитать стихотворение.

Представить его образы.

Вдуматься в слова, их значение и звучание.

Почувствовать ритм стиха.

Попытаться определить основное настроение. Едино оно или развивается?

Понять, что нового открыло произведение.



Приложение № 3. Рецензия на выразительное чтение стихотворения.


Передал ли чтец чувства и настроения лирического героя?

Верно ли расставлены логические ударения, сделаны паузы?

Правильно ли подобраны темп голоса и темп чтения?

Рекомендации.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.