«Лучше работать на стройке или дворником». Почему молодёжь не идёт в учителя?
В советское время профессия учителя была одной из самых востребованных и престижных. Но сегодня работа в школе – это не то, о чем мечтает молодежь. А выпускники педагогических вузов зачастую выбирают какую угодно работу, но не идут преподавать. Почему?
«Лучше работать на стройке или дворником». Почему молодежь не идет в учителя?
Престиж профессии
По результатам опросов фонда «Общественное мнение», учитель чаще всего ассоциируется у россиян с двумя образами. Первый – образ матери, друга, наставницы. Другой – серая мышь, бедная, старая, занятая непрестижным трудом, с кипой тетрадок и проблем.
В целом профессию учителя называют одной из самых уважаемых, почетных и ответственных, однако ее социальная привлекательность и престиж за последние 20 лет достигли предельно низкого уровня. Всероссийский центр изучения общественного мнения выявил, что по критериям престижности и доходности профессия учителя находится на последнем месте. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных).Сами учителя тоже согласны с тем, что их профессия потеряла былое уважение.
– Работаю на две ставки, стаж два года. На руки получаю 11 200 рублей, и это не шутка. Еще надо научить себя нормально относиться к тому, что ученики могут говорить при тебе матом, – рассказывает учительница Юлия Б. – А если, не дай бог, задала много на дом, то тут же родители валят толпой к директору с требованием даже не отказаться от тебя, а уволить из школы. И когда приходишь в класс к детям, у которых вообще нет понятия о том, что такое учеба, понимаешь, что говоришь в пустоту. Еще в ответ получаешь хамство. Но, к счастью, не все дети такие.
– Мне нравится работать с детьми. Это круто, когда ты можешь их чему-то научить. У меня и бабушка всю жизнь работала учителем. Я сейчас учусь на факультете филологии и смогу преподавать русский язык и литературу. Если работа в радость, то не обращаешь внимания на всякие проблемы, – считает Александра Ф.
Низкая зарплата
Вопрос выбора профессии обычно зависит от заработной платы. Когда цены растут как на дрожжах, на зарплату учителя трудно прожить. Если раньше она зависела от стажа работы и выслуги, то сейчас – от объема работы. Чем больше провел часов, тем больше получил денег. В убытке остаются учителя маленьких школ, поскольку им негде брать дополнительные часы, и молодые специалисты без стажа.
– Всегда были мысли о том, чтобы работать учителем. Но они заканчивались, когда вспоминал, сколько они получают.Я лучше пойду работать на стройку или дворником и буду получать намного больше, –говорит Айдар С., учившийся на кафедре физической географии, картографии и геодезии географического факультета БашГУ
Расчет учительской зарплаты достаточно прост: к ставке (18 часов) добавляется оплата дополнительных часов (факультативы, другой предмет, элективные курсы), сельские проценты (если учитель работает в сельской школе), оплата классного руководства, оплата проверки тетрадей (только для учителей русского языка и математики). Также в течение первых трех лет работы учителям полагаются доплаты в размере 40% ставки заработной платы, а специалистам с дипломом с отличием – в размере 50% ставки заработной платы.
Но даже если учитывать стаж работы и учительскую категорию, средние цифры по стране вовсе не отражают потенциального заработока молодого педагога, только что окончившего вуз. Сегодня в Башкортостане средняя зарплата учителя составляет 26 242 рубля.
На деле молодой учитель начальных классов может рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей в месяц, а предметник в средней школе – на 12 тысяч.Поэтому, чтобы получать большую сумму, приходится брать дополнительные нагрузки. О том, что это приведет к истощению интеллектуальных, эмоционально-психологических и физических сил, учителю думать, увы, не приходится.
Большая ответственность
Сегодня при низкой заработной плате и нулевых условиях работы к школьному учителю предъявляют слишком завышенные требования. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. От администрации школы идет приказ: не ставить ученикам неудовлетворительных оценок. Ведь школы борются за высокие показатели.
В таких ситуациях учитель обращается за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Обычно они считают, что успеваемость детей – это проблема самих педагогов и если ребенок совершенно не заинтересован учебой, значит, проблема в учителе.
– От этой работы вряд ли успею получить удовольствие, скорее, устану заполнять документацию для отчетности.
Да и дети сейчас слишком избалованные, сразу бегут жаловаться, даже не пытаются пойти на компромисс.На своей педагогической практике я убедилась в этом. А в свое время мы послушные были, уважали учителей, – говорит Гульшат И., окончившая факультет башкирской филологии и журналистики по профилю «отечественная филология (башкирский язык и литература, русский язык и литература)» БашГУ.
– У меня педагогический стаж 36 лет. В свое время были варианты работать и на радио, и на телевидении, но я выбрала школу, потому что здесь интересно, каждый день узнаешь что-то новое. Но сейчас не стала поступать бы в педагогический вуз. Учитель сегодня почти все свое время проводит за заполнением документов: сначала все делаешь в бумажном формате, потом в электронном. И эти постоянные проверки и отчетности! Так не остается времени на работу с детьми, – рассказывает Минзаля Ф. – Когда-томы сами выбирали, по каким методикам преподавать, а сейчас нас вгоняют в рамки. Нет возможности для творческой самореализации. Высказать недовольство по этому поводу просто некому.Со стороны администрации школы постоянное давление, вплоть до увольнения. А если ты работаешь в сельской местности, то тебе потом негде работать.
Кто-то считает, что учитель должен радоваться и гордиться своей профессией, кто-то согласен, что работа в школе – это неблагодарный труд. А что думаете вы?
«Лучше работать на стройке или дворником». Почему молодежь не идет в учителя?
Престиж профессии
По результатам опросов фонда «Общественное мнение», учитель чаще всего ассоциируется у россиян с двумя образами. Первый – образ матери, друга, наставницы. Другой – серая мышь, бедная, старая, занятая непрестижным трудом, с кипой тетрадок и проблем.
В целом профессию учителя называют одной из самых уважаемых, почетных и ответственных, однако ее социальная привлекательность и престиж за последние 20 лет достигли предельно низкого уровня. Всероссийский центр изучения общественного мнения выявил, что по критериям престижности и доходности профессия учителя находится на последнем месте. В рейтинге наиболее предпочтительных профессий для детей эта профессия занимает лишь восьмое место (2,67 балла из 5 возможных).Сами учителя тоже согласны с тем, что их профессия потеряла былое уважение.
– Работаю на две ставки, стаж два года. На руки получаю 11 200 рублей, и это не шутка. Еще надо научить себя нормально относиться к тому, что ученики могут говорить при тебе матом, – рассказывает учительница Юлия Б. – А если, не дай бог, задала много на дом, то тут же родители валят толпой к директору с требованием даже не отказаться от тебя, а уволить из школы. И когда приходишь в класс к детям, у которых вообще нет понятия о том, что такое учеба, понимаешь, что говоришь в пустоту. Еще в ответ получаешь хамство. Но, к счастью, не все дети такие.
– Мне нравится работать с детьми. Это круто, когда ты можешь их чему-то научить. У меня и бабушка всю жизнь работала учителем. Я сейчас учусь на факультете филологии и смогу преподавать русский язык и литературу. Если работа в радость, то не обращаешь внимания на всякие проблемы, – считает Александра Ф.
Низкая зарплата
Вопрос выбора профессии обычно зависит от заработной платы. Когда цены растут как на дрожжах, на зарплату учителя трудно прожить. Если раньше она зависела от стажа работы и выслуги, то сейчас – от объема работы. Чем больше провел часов, тем больше получил денег. В убытке остаются учителя маленьких школ, поскольку им негде брать дополнительные часы, и молодые специалисты без стажа.
– Всегда были мысли о том, чтобы работать учителем. Но они заканчивались, когда вспоминал, сколько они получают.Я лучше пойду работать на стройку или дворником и буду получать намного больше, –говорит Айдар С., учившийся на кафедре физической географии, картографии и геодезии географического факультета БашГУ
Расчет учительской зарплаты достаточно прост: к ставке (18 часов) добавляется оплата дополнительных часов (факультативы, другой предмет, элективные курсы), сельские проценты (если учитель работает в сельской школе), оплата классного руководства, оплата проверки тетрадей (только для учителей русского языка и математики). Также в течение первых трех лет работы учителям полагаются доплаты в размере 40% ставки заработной платы, а специалистам с дипломом с отличием – в размере 50% ставки заработной платы.
Но даже если учитывать стаж работы и учительскую категорию, средние цифры по стране вовсе не отражают потенциального заработока молодого педагога, только что окончившего вуз. Сегодня в Башкортостане средняя зарплата учителя составляет 26 242 рубля.
На деле молодой учитель начальных классов может рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей в месяц, а предметник в средней школе – на 12 тысяч.Поэтому, чтобы получать большую сумму, приходится брать дополнительные нагрузки. О том, что это приведет к истощению интеллектуальных, эмоционально-психологических и физических сил, учителю думать, увы, не приходится.
Большая ответственность
Сегодня при низкой заработной плате и нулевых условиях работы к школьному учителю предъявляют слишком завышенные требования. Огромное давление оказывается на учителей из-за оценок учеников и результатов ЕГЭ. От администрации школы идет приказ: не ставить ученикам неудовлетворительных оценок. Ведь школы борются за высокие показатели.
В таких ситуациях учитель обращается за помощью к родителям, которые в ответ лишь пожимают плечами. Обычно они считают, что успеваемость детей – это проблема самих педагогов и если ребенок совершенно не заинтересован учебой, значит, проблема в учителе.
– От этой работы вряд ли успею получить удовольствие, скорее, устану заполнять документацию для отчетности.
Да и дети сейчас слишком избалованные, сразу бегут жаловаться, даже не пытаются пойти на компромисс.На своей педагогической практике я убедилась в этом. А в свое время мы послушные были, уважали учителей, – говорит Гульшат И., окончившая факультет башкирской филологии и журналистики по профилю «отечественная филология (башкирский язык и литература, русский язык и литература)» БашГУ.
– У меня педагогический стаж 36 лет. В свое время были варианты работать и на радио, и на телевидении, но я выбрала школу, потому что здесь интересно, каждый день узнаешь что-то новое. Но сейчас не стала поступать бы в педагогический вуз. Учитель сегодня почти все свое время проводит за заполнением документов: сначала все делаешь в бумажном формате, потом в электронном. И эти постоянные проверки и отчетности! Так не остается времени на работу с детьми, – рассказывает Минзаля Ф. – Когда-томы сами выбирали, по каким методикам преподавать, а сейчас нас вгоняют в рамки. Нет возможности для творческой самореализации. Высказать недовольство по этому поводу просто некому.Со стороны администрации школы постоянное давление, вплоть до увольнения. А если ты работаешь в сельской местности, то тебе потом негде работать.
Кто-то считает, что учитель должен радоваться и гордиться своей профессией, кто-то согласен, что работа в школе – это неблагодарный труд. А что думаете вы?
Дискуссию начал(а) Любимова Ольга Валерьевна27.03.2018 3665
Опубликовано в группе «Наши презентации на уроках иностранного языка»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Игнатькова Оксана Владимировна
#1, 27.03.2018
В учителя никто не идёт, потому что это очень ответственная работа, где педагог отвечает не только за себя, но и за судьбы детей, а основной минус в нашей профессии - это маленькая заработная плата, которых большинство не устраивает. Лучше быть строителем и получать в 5 раз больше или дворником, много ума не надо. Нет стимула, чтобы все шли в учителя.
Болтова Елена Ильинична
#2, 27.03.2018
Правильно всё сказано. По сравнению с прошлым, профессия учителя потеряла свою престижность и учитель теперь редко бывает авторитетом в глазах родителей и детей. В наше время, когда миром правят деньги и их имущие, учитель со своей грошовой зарплатой не престижен. Молодое поколение ищет профессию, которая приносит много денег и не пыльная. ::smile50::
Любимова Ольга Валерьевна(эксперт сообщества)
#3, 27.03.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Болтова Елена Ильинична
Полностью с вами согласна.
Куранова Елена Юрьевна
#8, 27.03.2018
Ответ на сообщение #2 пользователя Болтова Елена Ильинична
А какой может быть авторитет у обслуживающего персонала? Раньше школа была образовательным учреждением, а теперь школа предоставляет услуги.
Дмитриева Инна Васильевна
#9, 27.03.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Куранова Елена Юрьевна
Так и есть. Нам всегда говорят : "Мы предоставляем услуги"
Болтова Елена Ильинична
#11, 27.03.2018
Ответ на сообщение #8 пользователя Куранова Елена Юрьевна
Ни к чему хорошему это не приведёт! А министерство только и знает, что реформу за реформой проводить. Только успевай новые инструкции изучать...
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#4, 27.03.2018
В нашей работе нет четко сформулированных обязанностей, а значит, ты отвечаешь за все и делаешь что-угодно (только не тебе угодно, а другим.) И жнец и чтец и на дуде игрец.
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна(эксперт сообщества)
#13, 27.03.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Аникеенко Наталия Владимировна
Наталья Владимировна! Согласна полностью. В должностных инструкциях мы отвечаем за все и за всех! А внимательно прочитаешь - не за что и не за кого. В детском саду: "Присмотр и уход..." Просто бред! Бумаги строчим - работать некогда! А если любишь свою работу, нужно успеть еще знания дать ребятам... Но, наверное, мы не сможем жить по другому. Работать то пожалуйста, разложила товар на полку - зарплата в полтора раза больше и голова не о чем не болит! Но как прожить без радостных глаз наших воспитанников и учеников?!
Красноперова Марина Рудольфовна
#5, 27.03.2018
Да, профессию учителя престижной назвать нельзя! Молодежь идёт работать учителем либо по призванию, что очень редко, либо потому, что не может найти другой работы!
Дмитриева Инна Васильевна
#7, 27.03.2018
Профессия не престижная , да и ещё низко оплачиваемая.
маргарита
#10, 27.03.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Дмитриева Инна Васильевна
Учителя опустили ниже плинтуса
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна(эксперт сообщества)
#12, 27.03.2018
Я согласна практически со всеми комментариями, но когда я вижу успехи своих ребят - душа поет!!! Оплата нашего труда оставляет желать лучшего, и не согласна я с поговоркой: "не хлебом единым....." Мы должны получать достойную зарплату! Много раз хотела уйти - не могу. Посмотрю в счастливые глаза родителей после утренника или какой то инсценировки сказки - вот для чего я живу! А еще, главное, чтоб тебя дома понимали и поддерживали. Кого то из детских писателей (по моему Чуковского) спросили: "как нужно писать для детей?". Он уверенно сказал: "Точно также как для взрослых - только гораздо лучше!" Наверное, это наше призвание!!!
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#14, 27.03.2018
Ну, допустим, в дворники молодёжь тоже "метлой не загонишь"...
маргарита
#15, 28.03.2018
Ответ на сообщение #14 пользователя Бурых Елена Владимировна
Но и в учителя они тоже не идут.
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#16, 28.03.2018
Пока родители работают, у них есть возможность "искать себя"...
Красноперова Марина Рудольфовна
#17, 29.03.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Бурых Елена Владимировна
Это точно подмечено!
Похожие дискуссии:
- Аттестация
- Больничный лист
- Будет ли оплачена работа педагогов на ЕГЭ в НИЖЕГОРОДСКОЙ области?
- Будет ли оплачена работа педагогов на ЕГЭ-2017 в вашей области?
- Говорят что:
- Зарплата учителей по данным опроса зрителей ОТР
- Награждение учителей орденами и медалями.
- Нам так жить?
- Работа на ЕГЭ/ОГЭ: право или обязанность?
- Учителю стыдно брать деньги за образовательные услуги? Или нет?