Заслуженный учитель Тамара Эйдельман: как бюрократия убивает образование и будущее страны
В Ельцин Центре выступила знаменитый педагог, Заслуженный учитель России, преподаватель истории московской гимназии № 1567 Тамара Эйдельман. Суть ее послания: как и общество в целом, российское образование замордовано и умерщвляется бюрократической «вертикалью». Если нас интересует развитие, насущно требуется переход к разнообразию и свободному выбору. Предлагаем вашему вниманию основное содержание лекции Тамары Натановны…
Наша школа в кризисе, потому что наше общество в кризисе. Но как в обществе много продуктивного и дающего надежды, так же и в школе…
Очень часто не используются деньги, которые выделены управлением образования, а до школы не доходят. Отсюда: а что делать, а как быть иначе? Начинают собирать с родителей. В нашей стране любят поставить руководителя в такое положение, когда он вынужден нарушить закон. Это значит, что он «на крючке», и в любой момент его можно будет прижать…
Мы читаем дикие новости о том, что где-то дети ходят до школы семь километров и родители дают им топоры, чтобы по дороге отбиваться от волков. Когда эта история вылезла, начальство сказало, что выделит взрослого, который будет этих детей охранять. В том, что дети идут зимой семь километров туда и столько же обратно, начальство ничего страшного не усмотрело…
В этом году я была в школе в испанской деревне в горах: на тринадцать детей четверо учителей. В Испании школу закрывают, если в деревне не больше четырех детей, но, если школа в горах и возить детей далеко, ее сохраняют… Для нас важен пример Испании, потому что ее история похожа на нашу, у нас очень много общего: слабое капиталистическое развитие, слабая буржуазия, страшная гражданская война, диктатура. Однако сейчас мы различаемся, и нам, пожалуй, стоит присмотреться к испанскому опыту…
Теперь все должны еще использовать новые технологии. Расскажу историю, которая меня перепахала. Окружная методистка рассылает по электронной почте с адреса своего мужа (потому что, я поняла, сама не умеет пользоваться почтой) такое указание: «А флэшки с отчетом привезите на улицу Лобачевского». Человек не знает даже того, что файл можно отправить по почте, но учит нас, как преподавать историю. И этого маразма все больше и больше, в невероятных количествах. Это уже не вертикаль, а разветвленное дерево управления…
В 90-е годы, которые в нашей стране так любят ругать, все эти органы управления — городские, окружные — сидели тихо, указивок было на порядок меньше. Теперь настало их время, и указивок все больше и больше. Если администрация школы не прикрывает учителей, становится очень тяжело. А чтобы стать директором, нужно соответствовать такому количеству формальных критериев — сколько-то часов повышения управленческой квалификации, управленческий опыт, какой-то экзамен нужно сдать, и документы, и еще что-то, — что, как сказал один мудрый учитель, происходит отрицательный отбор. Яркие, харизматичные директора остаются со старых времен, смена поколений в школьных администрациях проходит хуже, чем среди учителей. Яркого молодого учителя еще можно найти, но чтобы появился яркий молодой администратор… Для этого необходимо такое невероятное сочетание условий, что, боюсь, это будет все более и более редким. Всюду, где включается бюрократия, все замирает и отмирает…
Что касается управленчества, у меня есть очень простой рецепт: разогнать все эти органы к чертовой матери. Оставить только те, что выписывают зарплату учителям, все остальное вообще не нужно. В Казани есть известный учитель Павел Шмаков который некоторое время работал в Финляндии. Его выжили из Казани, потом мэр Казани приехал в Финляндию и, как он сам рассказывал на «Эхе Москвы», попросил, чтобы его привели в лучшую школу Финляндии. Привели, он говорит: а познакомьте с лучшим учителем. Так вот он: Павел Шмаков, который уехал из вашей Казани. При этом в Финляндии уже несколько десятилетий, полвека как органы управления образованием упразднили. Есть министерство, а всего остального нет, ответственность — на директоре школы…
Я не понимаю, почему дети должны вставать, когда я захожу в класс. Достаточно, чтобы они сказали «здравствуйте». Я не понимаю, почему у нас принято называть детей по фамилиям. У нас был замечательный директор, уже, к сожалению, покойный, который любил говорить: школа не может быть островом. Конечно, школа отражает, что происходит в стране. А мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает...
Когда орем друг на друга в очереди, когда в поликлинике медсестра выходит и кричит «Кто тут следующий на аборт?!» — это то же самое. Уж не говорю, что пишут в соцсетях. А в школе, как в любом замкнутом сообществе, основанном на подчинении, все проявляется сильнее. Обхамят в поликлинике — я отвечу или плюну и уйду. А в школе или армии — куда уйти? И начинается. Это самая большая и самая тяжелая проблема, которая сильнее всего сказывается на несовершеннолетних: они беспомощнее. Развращаются и те, кто унижает, и те, кто унижен. Дальше — порочный круг, снежный ком, лавина, и это очень страшно…
Если мы живем по-старому, а дети в каком-то другом измерении, разрыв поколений углубляется. Новому надо учить, кто-то должен учить, но пединституты тоже в основном достаточно традиционны. Можно прочесть пятьсот лекций про инновации в школе, но это ничего не даст, пока сам не попробуешь на практике…
Я большой сторонник англосаксонской системы образования, которую все мы знаем по «Гарри Поттеру»: до определенного момента все предметы обязательны и детей не переутомляют, а в последних классах они выбирают предметы, по которым будут сдавать экзамены и подавать документы в университет. Выбирают три-четыре предмета и вгрызаются в них. А что у нас? «Литература развивает душу, а математика мозг». А в сумме мы [детей] заваливаем [лишней информацией]…
Знания, конечно, нужны. Другой вопрос — сколько их нужно и каких. Мы, безусловно, даем очень много ненужных знаний. Я с содроганием вспоминаю разговор с одной дамой, которая принимала вступительные экзамены по истории в Московский университет. Она сказала: дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина. Сергей Михайлович Соловьев написал «Историю России» в 28 томах, и читать ее нелегко, но боюсь, даже там изложены не все факты. Дело не только в традиционности школы — это у нас в крови, мы все любим говорить: «Как так! Он не знает вот этого! Он эту книгу не читал, какой позор!»
А может, больший упор делать на навыки, на то, как получать эти знания? Если тебе прививают навыки размышления, ты сможешь получить любую необходимую информацию. Эти подходы пробивают себе дорогу, но невероятно медленно и мучительно. Может, вы слышали о потрясающей школе в карельской деревне: три уютных здания, мало детей, прекрасные отношения между ними и учителями. Молодой учитель говорит: я как хочу, так и экспериментирую, мне директор все разрешает! Это граница с Финляндией, школа выстроена на деньги финнов. Но директор-то не «выстроена» на деньги финнов, просто она понимает, как лучше обращаться со своими учителями. При желании все возможно.
Наша школа в кризисе, потому что наше общество в кризисе. Но как в обществе много продуктивного и дающего надежды, так же и в школе…
Очень часто не используются деньги, которые выделены управлением образования, а до школы не доходят. Отсюда: а что делать, а как быть иначе? Начинают собирать с родителей. В нашей стране любят поставить руководителя в такое положение, когда он вынужден нарушить закон. Это значит, что он «на крючке», и в любой момент его можно будет прижать…
Мы читаем дикие новости о том, что где-то дети ходят до школы семь километров и родители дают им топоры, чтобы по дороге отбиваться от волков. Когда эта история вылезла, начальство сказало, что выделит взрослого, который будет этих детей охранять. В том, что дети идут зимой семь километров туда и столько же обратно, начальство ничего страшного не усмотрело…
В этом году я была в школе в испанской деревне в горах: на тринадцать детей четверо учителей. В Испании школу закрывают, если в деревне не больше четырех детей, но, если школа в горах и возить детей далеко, ее сохраняют… Для нас важен пример Испании, потому что ее история похожа на нашу, у нас очень много общего: слабое капиталистическое развитие, слабая буржуазия, страшная гражданская война, диктатура. Однако сейчас мы различаемся, и нам, пожалуй, стоит присмотреться к испанскому опыту…
Теперь все должны еще использовать новые технологии. Расскажу историю, которая меня перепахала. Окружная методистка рассылает по электронной почте с адреса своего мужа (потому что, я поняла, сама не умеет пользоваться почтой) такое указание: «А флэшки с отчетом привезите на улицу Лобачевского». Человек не знает даже того, что файл можно отправить по почте, но учит нас, как преподавать историю. И этого маразма все больше и больше, в невероятных количествах. Это уже не вертикаль, а разветвленное дерево управления…
В 90-е годы, которые в нашей стране так любят ругать, все эти органы управления — городские, окружные — сидели тихо, указивок было на порядок меньше. Теперь настало их время, и указивок все больше и больше. Если администрация школы не прикрывает учителей, становится очень тяжело. А чтобы стать директором, нужно соответствовать такому количеству формальных критериев — сколько-то часов повышения управленческой квалификации, управленческий опыт, какой-то экзамен нужно сдать, и документы, и еще что-то, — что, как сказал один мудрый учитель, происходит отрицательный отбор. Яркие, харизматичные директора остаются со старых времен, смена поколений в школьных администрациях проходит хуже, чем среди учителей. Яркого молодого учителя еще можно найти, но чтобы появился яркий молодой администратор… Для этого необходимо такое невероятное сочетание условий, что, боюсь, это будет все более и более редким. Всюду, где включается бюрократия, все замирает и отмирает…
Что касается управленчества, у меня есть очень простой рецепт: разогнать все эти органы к чертовой матери. Оставить только те, что выписывают зарплату учителям, все остальное вообще не нужно. В Казани есть известный учитель Павел Шмаков который некоторое время работал в Финляндии. Его выжили из Казани, потом мэр Казани приехал в Финляндию и, как он сам рассказывал на «Эхе Москвы», попросил, чтобы его привели в лучшую школу Финляндии. Привели, он говорит: а познакомьте с лучшим учителем. Так вот он: Павел Шмаков, который уехал из вашей Казани. При этом в Финляндии уже несколько десятилетий, полвека как органы управления образованием упразднили. Есть министерство, а всего остального нет, ответственность — на директоре школы…
Я не понимаю, почему дети должны вставать, когда я захожу в класс. Достаточно, чтобы они сказали «здравствуйте». Я не понимаю, почему у нас принято называть детей по фамилиям. У нас был замечательный директор, уже, к сожалению, покойный, который любил говорить: школа не может быть островом. Конечно, школа отражает, что происходит в стране. А мы живем в ситуации, когда никто никого не уважает...
Когда орем друг на друга в очереди, когда в поликлинике медсестра выходит и кричит «Кто тут следующий на аборт?!» — это то же самое. Уж не говорю, что пишут в соцсетях. А в школе, как в любом замкнутом сообществе, основанном на подчинении, все проявляется сильнее. Обхамят в поликлинике — я отвечу или плюну и уйду. А в школе или армии — куда уйти? И начинается. Это самая большая и самая тяжелая проблема, которая сильнее всего сказывается на несовершеннолетних: они беспомощнее. Развращаются и те, кто унижает, и те, кто унижен. Дальше — порочный круг, снежный ком, лавина, и это очень страшно…
Если мы живем по-старому, а дети в каком-то другом измерении, разрыв поколений углубляется. Новому надо учить, кто-то должен учить, но пединституты тоже в основном достаточно традиционны. Можно прочесть пятьсот лекций про инновации в школе, но это ничего не даст, пока сам не попробуешь на практике…
Я большой сторонник англосаксонской системы образования, которую все мы знаем по «Гарри Поттеру»: до определенного момента все предметы обязательны и детей не переутомляют, а в последних классах они выбирают предметы, по которым будут сдавать экзамены и подавать документы в университет. Выбирают три-четыре предмета и вгрызаются в них. А что у нас? «Литература развивает душу, а математика мозг». А в сумме мы [детей] заваливаем [лишней информацией]…
Знания, конечно, нужны. Другой вопрос — сколько их нужно и каких. Мы, безусловно, даем очень много ненужных знаний. Я с содроганием вспоминаю разговор с одной дамой, которая принимала вступительные экзамены по истории в Московский университет. Она сказала: дети должны знать все факты по истории России, потому что это их Родина. Сергей Михайлович Соловьев написал «Историю России» в 28 томах, и читать ее нелегко, но боюсь, даже там изложены не все факты. Дело не только в традиционности школы — это у нас в крови, мы все любим говорить: «Как так! Он не знает вот этого! Он эту книгу не читал, какой позор!»
А может, больший упор делать на навыки, на то, как получать эти знания? Если тебе прививают навыки размышления, ты сможешь получить любую необходимую информацию. Эти подходы пробивают себе дорогу, но невероятно медленно и мучительно. Может, вы слышали о потрясающей школе в карельской деревне: три уютных здания, мало детей, прекрасные отношения между ними и учителями. Молодой учитель говорит: я как хочу, так и экспериментирую, мне директор все разрешает! Это граница с Финляндией, школа выстроена на деньги финнов. Но директор-то не «выстроена» на деньги финнов, просто она понимает, как лучше обращаться со своими учителями. При желании все возможно.
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Царенко Галина Евгеньевна
#2, 05.04.2018
Ой как всё правильно. Подпишусь под каждым словом! Любая проблема общества может решить школа, но ей никто не даёт работать с детьми. Навешали на нас кучу не нужных дел! У меня в классе 29 детей. Какой тут индивидуальный подход, тьюторство или индивидуальный маршрут обучения.
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
#3, 06.04.2018
Согласна с вышесказанным. Уверена, что нужно сначала выстраивать в образовательных учреждениях прежде добрые отношения взаимоуважения между всеми , а потом преподавать азы , чтобы была мотивация для получения необходимой информации , интерес и желание к познавательной деятельности на всех уровня: Руководитель-Учитель-Ученик-Родитель.
Похожие дискуссии:
- «Повышение градуса ненависти к учителям зашкаливает»
- Больше половины родителей делают уроки вместо детей.
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Добрались и до директора....
- Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
- Минпросвещения видит потребность в изучении восточных языков в школах
- Опрос в школе
- Петербургский школьник создал профсоюз учеников, директор школы же прочит ему карьеру дворника
- Школьников просят написать «письмо отцу на фронт». Это задание из учебника по чтению
- Экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»! Присоединяйтесь!