Подняться с колен: как преодолеть власть бюрократа в школе
Своими размышлениями о роли учителя в современной российской школе, а также о том, как преодолеть бюрократические преграды, впрямую влияющие на качество образования, делится обозреватель «Новых Известий» Марина Балуева.
Кто вернет здравый смысл?
… Вот я стою посреди школьной библиотеки. К списанию приговорены десятки учебников, еще крепких, почти новых, но - не имеющих на обложке маркировку «ФГОС». Нужды нет, что содержание под новой обложкой осталось старым, страница в страницу. Что школе может не хватить денег на полный комплект «новых» учебников.. Что дети таскают тяжелые портфели, а проблему решил бы двойной комплект: для дома, и для школы. Все это не важно. Учебники с неправильной обложкой должны быть уничтожены, потому что при их обнаружении кем-то из «проверяющих» на школу будет наложен громадный штраф. Гораздо проще для всех сторон, если какой-то класс останется вовсе без учебников, нежели беречь старые книги и думать об удобствах.
В том же «Законе об образовании РФ» (№273-ФЗ) , который наделяет учителя особым статусом и академическими свободами (ст.47), содержится внушительный список контролирующих и проверяющих инстанций (глава 12). И это еще не считая массы «научных» начальников, заполняющих научно-методические центры и академии постдипломного образования. Все эти инстанции обладают полномочиями указывать и критиковать. Они также могут устроить проверку, надолго выбив из колеи весь школьный коллектив, наложить большой штраф за малейшее отклонение от прописанных правил, и многими другими путями указать учителям их реальный, а не мифический статус. В Трудовом Кодексе есть статья 278, позволяющая уволить директора школы без объяснения причин. И эта статья, как вы понимаете, напрочь отделяет директора от учительско-родительского сообщества, делая директора послушным проводником идей сверху.
Какая уж тут свобода? И какая эффективность?
А в бюрократической среде уже зреют маниловские прожекты по отмене классно-урочной системы. В подражание передовым в школьном образовании государствам, которые осторожно делают первые шаги в этом направлении. Наши чиновники хотят росчерком пера и приказным окриком добиться того, что в других странах годами формируется на основе свободы и достоинства учителя, через обдуманное построение образовательной среды…
А что же учителя? Почему они молчат? Что мешает сопротивляться, пользоваться своими правами и вернуть в школьное образование хотя бы здравый смысл?
Увы, далеко не все ценят свободу вообще, и многим свобода в школе представляется чем-то заведомо нереальным, даже вредным. Но дело не только в этом. При внимательном отношении к вопросу становится ясно, что академические права и свободы учителя тесно связаны с такими понятиями как квалификация, соответствие занимаемой должности, профессиональный стандарт, мера ответственности. И это именно те пункты, по которым чаще всего происходит административное давление и административная манипуляция поведением учителя. Страх и стыд оказаться «недостаточно хорошим» учителем – мощный рычаг манипуляции поведением, а также экономии финансов за счет учителя. А это уже совсем «горячо» по отношению к насущным темам повседневности. Поэтому, имеет смысл более внимательно рассмотреть, что же происходит с академическими свободами в современной российской школе, а также как и зачем добиваться реализации этих свобод.
Учитель и бюрократ: конфликт интересов
В целом, если сравнивать закон и реальность, создается впечатление, что учителю сильно ограничили права и свободы, но зато оставили и даже расширили ответственность. Получается, если результат хороший, то это благодаря разработчикам ФГОС , «инноваторам» и создателям учебников. Если результат плохой, то виноват учитель.
Поскольку результат реформ на сегодня хм… плоховат, то учитель таки остается виноватым, и мы видим, как обществу пытаются навязать стереотип о «некомпетентном» учителе, отсталом и т.д. и под это дело организуют всевозможные спонтанные проверки (ЕГЭ и контрольные для учителей, всероссийские проверочные работы и др.). А не нужно ли на самом деле просто отвести вину от действительно некомпетентных разработчиков стандартов и учебников?
Сегодня бюрократическая надстройка в образовании – это невероятно разбухший аппарат, поглощающий львиную долю финансов, направляемых в образование, но этот аппарат уже давно обслуживает преимущественно свои корпоративные интересы или интересы отдельных частных лиц. На поверхности лежит конфликт интересов в сфере производства учебников и составления так называемых «федеральных списков», разрешающих школам не выбирать лучшее, а пользоваться тем, что дают. Аналогичная ситуация с переобучением и курсами повышения квалификации учителей. Здесь также отсутствует конкуренция между организациями, предельно ограничено право выбора курсов у учителя. Так же все обстоит и с аттестациями, и с конкурсами. Везде хорошо просматриваются денежные интересы властных и распорядительных групп.
Понятно, я думаю, что академические свободы учителя и властные полномочия «проверяющих» в совокупности формируют непримиримый конфликт интересов. «Но ведь должен же кто-нибудь управлять и проверять», - скажете вы…
Каким типом бюрократии располагает сегодня Россия? И система образования в частности? Вопрос «на засыпку».
Обратимся к другому исследователю, который гораздо жестче Вебера относится к бюрократии. По Роберту Мертону для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
• игнорирование человеческой природы;
• господство духа отчуждения;
• ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно
тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
• подчиненность личных целей работников целям организации;
• несовместимость с развитой деятельной личностью;
• приспособленчество;
• игнорирование неформальной организации и межличностных
отношений.
Все узнали современную российскую школу? То ли еще будет! Будет, если только учителя не задумаются и не начнут объединяться и действовать, отстаивая свои права и свой особый статус, которые гарантированы законом. Которые и являются важнейшими факторами, влияющими на качество образования.
Кто вернет здравый смысл?
… Вот я стою посреди школьной библиотеки. К списанию приговорены десятки учебников, еще крепких, почти новых, но - не имеющих на обложке маркировку «ФГОС». Нужды нет, что содержание под новой обложкой осталось старым, страница в страницу. Что школе может не хватить денег на полный комплект «новых» учебников.. Что дети таскают тяжелые портфели, а проблему решил бы двойной комплект: для дома, и для школы. Все это не важно. Учебники с неправильной обложкой должны быть уничтожены, потому что при их обнаружении кем-то из «проверяющих» на школу будет наложен громадный штраф. Гораздо проще для всех сторон, если какой-то класс останется вовсе без учебников, нежели беречь старые книги и думать об удобствах.
В том же «Законе об образовании РФ» (№273-ФЗ) , который наделяет учителя особым статусом и академическими свободами (ст.47), содержится внушительный список контролирующих и проверяющих инстанций (глава 12). И это еще не считая массы «научных» начальников, заполняющих научно-методические центры и академии постдипломного образования. Все эти инстанции обладают полномочиями указывать и критиковать. Они также могут устроить проверку, надолго выбив из колеи весь школьный коллектив, наложить большой штраф за малейшее отклонение от прописанных правил, и многими другими путями указать учителям их реальный, а не мифический статус. В Трудовом Кодексе есть статья 278, позволяющая уволить директора школы без объяснения причин. И эта статья, как вы понимаете, напрочь отделяет директора от учительско-родительского сообщества, делая директора послушным проводником идей сверху.
Какая уж тут свобода? И какая эффективность?
А в бюрократической среде уже зреют маниловские прожекты по отмене классно-урочной системы. В подражание передовым в школьном образовании государствам, которые осторожно делают первые шаги в этом направлении. Наши чиновники хотят росчерком пера и приказным окриком добиться того, что в других странах годами формируется на основе свободы и достоинства учителя, через обдуманное построение образовательной среды…
А что же учителя? Почему они молчат? Что мешает сопротивляться, пользоваться своими правами и вернуть в школьное образование хотя бы здравый смысл?
Увы, далеко не все ценят свободу вообще, и многим свобода в школе представляется чем-то заведомо нереальным, даже вредным. Но дело не только в этом. При внимательном отношении к вопросу становится ясно, что академические права и свободы учителя тесно связаны с такими понятиями как квалификация, соответствие занимаемой должности, профессиональный стандарт, мера ответственности. И это именно те пункты, по которым чаще всего происходит административное давление и административная манипуляция поведением учителя. Страх и стыд оказаться «недостаточно хорошим» учителем – мощный рычаг манипуляции поведением, а также экономии финансов за счет учителя. А это уже совсем «горячо» по отношению к насущным темам повседневности. Поэтому, имеет смысл более внимательно рассмотреть, что же происходит с академическими свободами в современной российской школе, а также как и зачем добиваться реализации этих свобод.
Учитель и бюрократ: конфликт интересов
В целом, если сравнивать закон и реальность, создается впечатление, что учителю сильно ограничили права и свободы, но зато оставили и даже расширили ответственность. Получается, если результат хороший, то это благодаря разработчикам ФГОС , «инноваторам» и создателям учебников. Если результат плохой, то виноват учитель.
Поскольку результат реформ на сегодня хм… плоховат, то учитель таки остается виноватым, и мы видим, как обществу пытаются навязать стереотип о «некомпетентном» учителе, отсталом и т.д. и под это дело организуют всевозможные спонтанные проверки (ЕГЭ и контрольные для учителей, всероссийские проверочные работы и др.). А не нужно ли на самом деле просто отвести вину от действительно некомпетентных разработчиков стандартов и учебников?
Сегодня бюрократическая надстройка в образовании – это невероятно разбухший аппарат, поглощающий львиную долю финансов, направляемых в образование, но этот аппарат уже давно обслуживает преимущественно свои корпоративные интересы или интересы отдельных частных лиц. На поверхности лежит конфликт интересов в сфере производства учебников и составления так называемых «федеральных списков», разрешающих школам не выбирать лучшее, а пользоваться тем, что дают. Аналогичная ситуация с переобучением и курсами повышения квалификации учителей. Здесь также отсутствует конкуренция между организациями, предельно ограничено право выбора курсов у учителя. Так же все обстоит и с аттестациями, и с конкурсами. Везде хорошо просматриваются денежные интересы властных и распорядительных групп.
Понятно, я думаю, что академические свободы учителя и властные полномочия «проверяющих» в совокупности формируют непримиримый конфликт интересов. «Но ведь должен же кто-нибудь управлять и проверять», - скажете вы…
Каким типом бюрократии располагает сегодня Россия? И система образования в частности? Вопрос «на засыпку».
Обратимся к другому исследователю, который гораздо жестче Вебера относится к бюрократии. По Роберту Мертону для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:
• игнорирование человеческой природы;
• господство духа отчуждения;
• ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно
тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;
• подчиненность личных целей работников целям организации;
• несовместимость с развитой деятельной личностью;
• приспособленчество;
• игнорирование неформальной организации и межличностных
отношений.
Все узнали современную российскую школу? То ли еще будет! Будет, если только учителя не задумаются и не начнут объединяться и действовать, отстаивая свои права и свой особый статус, которые гарантированы законом. Которые и являются важнейшими факторами, влияющими на качество образования.
Полезные ссылки
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#1, 09.06.2018
Глубокое содержание - "не в бровь, а в глаз".
Ружицкая Вероника Александровна
#2, 09.06.2018
Интересная ситуация с учебниками. Библиотекарь заказывает учебники по количеству учащихся в классе, учитель не в счет. Приходится покупать учебники самой. Это разве нормально? Но нельзя пользоваться теми, на которых нет логотипа ФГОС, хотя содержание один в один. О каком взаимопонимании может идти речь?
Шарандина Валентина Владимировна(эксперт сообщества)
#3, 09.06.2018
Согласна полностью, Лариса Павловна.
Понимаю, что видимо Вы тоже поддерживаете автора. То, что ситуация сейчас как в старых учебниках истории, когда "...низы не хотят, а верхи не могут" - это ясно всем, кроме вышестоящих инстанций. Но тут возникает вопрос уже из учебника литературы "Что делать?"
Нашла на сайте Губернатора Псковской области вот такую памятку "Защита своих прав от произвола чиновников".
bibliolub.ru/docs/defence.pdf
Прочитала и поняла: не осилить мне эту бюрократическую махину.
Может быть Вы сможете, Лариса Павловна?
Понимаю, что видимо Вы тоже поддерживаете автора. То, что ситуация сейчас как в старых учебниках истории, когда "...низы не хотят, а верхи не могут" - это ясно всем, кроме вышестоящих инстанций. Но тут возникает вопрос уже из учебника литературы "Что делать?"
Нашла на сайте Губернатора Псковской области вот такую памятку "Защита своих прав от произвола чиновников".
bibliolub.ru/docs/defence.pdf
Прочитала и поняла: не осилить мне эту бюрократическую махину.
Может быть Вы сможете, Лариса Павловна?
Беласик Людмила Николаевна(эксперт сообщества)
#5, 09.06.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Шарандина Валентина Владимировна
Не только не осилить эту бюрократическую махину, но и саму СИСТЕМУ!
Лариса Павловна
#6, 09.06.2018
Ответ на сообщение #3 пользователя Шарандина Валентина Владимировна
Валентина Владимировна, спасибо за ссылку! Читала советы профсоюзов, юристов, но чиновников - никогда! Советы действительно дельные, согласна с каждым словом. Если бы я прочитала это лет 20-30 лет тому назад, когда я была как и большинство, мышь серая, дрожащая, то это было бы настоящим открытием для меня. А за последние лет 10 я все эти советы уже проверила на практике. Даже то, что говорится в последнем абзаце: "может быть, именно ваш совет поможет кому-то в нашей стране защитить свое право". Отстояла свою досрочную пенсию в 2-х судах - и вела на сайте консультации для учителей/завучей/директоров страны, уговаривала обращаться в суд, составляла им иски для суда - выигрывали и удивлялись: оказывается, совсем не страшно! Добилась выплаты компенсации организаторам в своей гимназии, городе - и 1) на нескольких форумах разъясняла учителям; 2) составила заявление в Генпрокуратуру о нарушении закона об образовании (невыплата компенсации за работу на ЕГЭ и пр.) в ряде регионов - для профсоюза "Учитель", есть результаты. Так что: что-то смогла, что-то не удалось. Главное: есть опыт.
Отредактировано 09-06-2018 21:41
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
#7, 09.06.2018
Бороться с этим надо!!!...НЕУЖЕЛИ ТОЛЬКО ПОЛУЧИТСЯ С ПОМОЩЬЮ ...ПРИКЛАДА??? Вопрос, к чему прикладываться, оставляю открытым...::smile32::::smile34::
Матросова Галина Николаевна
#8, 10.06.2018
Статья точно отражает положение учителя в школе!!! В последние годы создается впечатление, что школе вроде бы как не нужны по большому счету ни учителя, ни дети...какая-то бюрократическая машина, действующая по своим законам.ПС. Ожидаем осенью проверку обрнадзора...паника среди руководства (и она понятна!) и соответственно непомерные требования к учителям. Одни рабочие программы, КИМы сведут с ума любого...хочется бежать...
Дружинина Алевтина Юрьевна
#9, 10.06.2018
Какая тема злободневная(( Грустно, я ещё и в библиотеке и знаю, о чём говорит Лариса Павловна. А ФПУ? Мы закупили математику Виленкина 5-6 класс, а через год их исключили, и мы снова закупаем только уже другого автора. И так с литературой, историей. А учителя? Вымотанные, усталые от отчётов, бумаг ... . И я согласна, что надо что-то делать!
Лариса Павловна
#10, 11.06.2018
Ответ на сообщение #9 пользователя Дружинина Алевтина Юрьевна
Алевтина Юрьевна, это размышления учителя, члена профсоюза "Учитель", обозревателя «Новых Известий» Марины Балуевой.
Похожие дискуссии:
- «Повышение градуса ненависти к учителям зашкаливает»
- Больше половины родителей делают уроки вместо детей.
- Всемирный день борьбы со СПИДом
- Добрались и до директора....
- Классный руководитель как человек-функция. Человек есть, а должности такой нет
- Минпросвещения видит потребность в изучении восточных языков в школах
- Опрос в школе
- Петербургский школьник создал профсоюз учеников, директор школы же прочит ему карьеру дворника
- Школьников просят написать «письмо отцу на фронт». Это задание из учебника по чтению
- Экологический урок «Сохранение редких видов животных и растений»! Присоединяйтесь!