12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ОКСАНА БАРАНОВА14
0

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 5-9 КЛАССАХ»






«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

5-9 КЛАССАХ»












Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. У подростков проявляется равнодушие к своей Родине. 
Воспитание патриотизма у учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наша задача -  создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность.

Сегодня патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Президент России Владимир Путин объявил патриотизм национальной идеей.
В условиях становления гражданского общества и правового государства  за основу патриотического  воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений;  уважение к истории и традициям своего народа,  государства, любовь к  Родине  и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности  можно считать:

воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

воспитание гражданского отношения к семье через  осознание себя частью своей семьи;

воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

воспитание  гражданского отношения к Отечеству  через осознание себя его частью.

Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей малой Родине, патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, посещение музееввозложение цветов к Вечному огню и памятнику погибшим воинам (изготовление тематических поделок из фанеры, дерева, листового металла, проволоки, картона, бумаги и других материалов).


Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так  нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его  дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Родины;

осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

проявление гражданских чувств;

гордость за своё Отечество, за символы государства;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

На уроках технологии мы с девочками занимаемся изготовлением макетов памятников,государственных символов РФ, Саратовской области и родного города Энгельса из различных материалов.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания школьников.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Например, в своей работе я использую домашние задания в виде семейных проектов.


Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья – это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по – настоящему счастлив. Здесь созревает личность. В работе по патриотическому воспитанию  главным  направлением  является изучение духовных традиций русской семьи – истории духовного развития народа, истории борьбы  добра и зла, истории развития конкретной семьи. Любимым занятием является составление народного календаря, который дает представление о русском фольклоре, народных и православных праздников, которые постепенно входят в дома наших учеников.

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется через участие в мероприятиях различных уровней:

- акции;

- выставки;

- конкурсы;

- экскурсии;

-месячники;

- работа с ветеранами и многое другое.

Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность такого воспитания проявляется  в системе отношений ребенка к действительности, его творческой самоотдаче. Показатель его действительности – убежденность, патриотическая направленность поступков и всей жизни воспитанников. Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой Родины.

Вопрос патриотического воспитания в школе всегда был актуальным.

Многие теоретики педагогической науки отдают большое место патриотическому воспитанию в таких дисциплинах, изучаемых в школе, как литература, русский язык, обществознание, история. Но я считаю, что и на уроках технологии также возможно воспитание школьников в духе народности, патриотизма, интернационализма. Для меня важно искать такие методы и формы работы, которые воспитывали бы и в ребятах любовь к Родине, ее прошлому и традициям.

Содержание патриотизма среди прочих составляющих включает в себя уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, а также осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества). Я уверена, что без знания истории Родины, невозможно её полюбить по-настоящему. Надеюсь, мои уроки сыграют свою роль в воспитании патриотических чувств. В заключении хотелось отметить, что работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины. Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.








БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе. — Научно-методический журнал «Воспитание школьников». — №5 — 2006. С. 4–7.

2. Дубровин В. Воспитать людей, способных возвысить Россию. — Научно-методический журнал «Воспитание школьников» №10, 2003 год. — С. 50–52.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.