12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
OlgaLeo14
Россия
0

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Когда грохочут пушки, музы не молчат»

МБОУ «СОШ № 35» г. Чебоксары








Методическая разработка

внеклассного мероприятия



«Когда грохочут пушки, музы не молчат»






Составитель: учитель русского языка и литературы

Артюкова Ольга Леонидовна












2024 год








Аннотация


Методическая разработка «Когда грохочут пушки, музы не молчат» будет полезна преподавателям литературы, истории и классным руководителям при подготовке внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Великой Победы. Оно направлено на расширение знаний о Великой Отечественной войне, формирование представления о фронтовой песне, об истории ее создания, о том, как она помогала выжить, вдохновляла бойцов и вела к победе.













































План мероприятия:


Тема : «Когда говорят пушки, музы не молчат»


Задачи мероприятия:

1. Рассказать об истории создания ряда фронтовых песен в годы Великой

Отечественной войны.

2.Познакомить с военным творчеством отдельных писателей, поэтов и композиторов.

3.Сформировать представление о роли фронтовой песни в жизни солдата, в минуты отдыха и в решительные моменты боя, стихах ,которые позволяли мобилизоваться, выжить и победить.

Цели мероприятия:

Дидактическая (образовательная) цель: Расширить знания о Великой Отечественной войне, сформировав представление о стихах, ставших фронтовыми песнями, о том, как они помогали выжить, вдохновляли бойцов на ратные подвиги.

Развивающая:

Развивать интерес к фронтовой песне, песне-бойцу, к истории возникновения, желание слушать и исполнять эти песни.

Воспитательная:

Воспитывать чувство патриотизма, глубокое уважение к героическому прошлому своего народа, чувство сопричастности к истории страны.

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный, частично-поисковый.

Ключевые компетенции:

Мыслительная: Умение обобщать информацию, обосновывая высказывания.

Речевая: логично излагать мысли в виде рассказа.

Коммуникативная: давать ответы на поставленные вопросы, четко выражая свои мысли.

Презентационные: уверенно держать себя во время выступления.

Информационная: поиск отбор, использование и подача необходимой информации.

Форма проведения мероприятия:

Час - память о фронтовой песне

1.Информационный блок (краткие рассказы об истории создания песен)

2. Беседа

Подготовительная работа:

-подготовить творческую группу, распределив материал информационного

блока между ними (6 обучающихся).

Материально- техническое оснащение:

- книжная выставка, посвященная Великой Отечественной войне (историческая и художественная литература), фотографии, ксерокопии, тексты военных песен;

-демонстрационный материал, посвященный Великой Отечественной войне (ксерокопии);

- мультимедиапроектор, запись фронтовых песен;

-на доске тема, эпиграф.

Музыкальное оформление:

-записи песен: «Землянка», «Темная ночь», «Синий платочек»,

«Священная война», «Катюша», «Огонек», «Соловьи», «Дороги», «В лесу прифронтовом», «День Победы»; видеофрагмент из фильма «Офицеры».

Место проведения: учебный кабинет.

Время продолжения мероприятия: 20 минут.

Роль преподавателя– организатор мероприятия.





Структура мероприятия:


1. Вступительное слово преподавателя - 3 минуты.

2. Информационный блок - 10 минуты.

3. Беседа с обучающимися - 5 минут.

4. Заключительное слово преподавателя - 2 минут.

Сценарий мероприятия


«Песня также может разить врага,

как и любое оружие»

Слайд 1. Эпиграф А.Александров


Ход урока:

Мотивирование к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята, гости! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о событии, память о котором должна сохраняться, сколько бы лет ни прошло со дня этого великого праздника.

Слайд 2.

            Звучит песня «День Победы»

 - С чем связана эта песня? (С Днем Победы.)

Кто знает, когда отмечает наша страна праздник День Победы?

-А как вы думаете, должны мы помнить об этом дне? Почему? (Мы живем в мирное время).

Слайд 3.

- Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война? (79)

- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. В 2024 году 9 мая наша страна будет отмечать 79 -летие со Дня Победы.  День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас.

- Сегодня мы проведем не совсем обычный Урок Литературы. Догадайтесь, чему он будет посвящен?

Слайд 4.


Вступительное слово преподавателя.

Песня! Как она много значит в жизни каждого из нас, в судьбе своей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны. А песни создавались при тесном содружестве поэта и композитора.


Идут годы…. Но каждый раз, когда мы вспоминаем эти памятные даты, всегда всплывают строки песен, прошагавшие огненные долгие дороги войны вместе c мужественными защитниками Родины.

Ребята, ежедневно вы слышите десятки песен. Некоторые приобретают сумасшедшую популярность и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили свое время и стали классикой. Авторы этих песен уловили какой-то нерв, какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия. И делает песню вечной. К таким вечным песням можно отнести песни Великой Отечественной войны.

Мы будем говорить о песнях Великой Отечественной войны, об истории их создания, о том как они провожали наших солдат на фронт и встречали в освобожденных городах, о том, как поднимали в бой и помогали пережить потерю близких, шагали вместе с пехотой и ехали с танкистами по пыльным дорогам войны, поднимались в небо на крыльях с красными звездами и бороздили морские просторы. О стихах и песнях, которые помогли выжить и победить! Вспомним стихотворение К. Симонова «Жди меня», которое возвращало к жизни бойцов, заставляло верить в хорошее.


II. Информационный блок.

Учитель И песни действительно, сражались!

Слайд 5.

В Германии перед войной вообще не пели лирических песен, повсюду слышались одни марши! В этих маршах прославлялась Германия, воспевалась немецкая нация . Эти песни должны были поднять боевой дух немецких солдат перед походом на Восток для завоевания жизненного пространства. С таким боевым духом немецкий солдат переступил границу нашей страны, и полились нацистские марши по нашей земле. И везде, во всех уголках России, против этих маршей поднялся весь наш народ: солдаты и матросы, старики и дети, люди всех национальностей поднялись на борьбу, чтобы никогда не слышать на своей земле этих нацистских маршей.

Слайд 6. Какие же песни вдохновляли на борьбу наших людей? Я перечислю только названия: «Соловьи», «Синий платочек», «Темная ночь», «Катюша», «Землянка». Это были не маршевые, а лирические песни. В них говорилось о любви, о родном доме, о березках, о соловьях. И эти песни победили! Потому что с этими песнями наши люди защищали не жизненное пространство, а родную землю, родные березки, любимых и близких.

Сегодня мы послушаем песни Великой Отечественной, мысленно перенесемся в те сороковые грозовые, представим, что чувствовали наши бабушки и дедушки, когда слышали эти песни на фронте и в тылу. Зная и исполняя эти песни, мы воздаем дань памяти тем, кто отстоял народы от фашизма. Нам предстоит только помнить и не забывать. Ибо память –это связующее звено между прошлым и будущим. Она учит и призывает, утверждает и предостерегает, дает силы и внушает веру.

Слайд 7.

Учитель

Война и песня. Что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться от слабости и паники.

Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иной старшина требовал, чтобы солдаты знали эти песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня-это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому, что боец-песенник будет сражаться до последнего.

Слайды 8-15 на каждую песню со словами

--Ребята, я предлагаю вам принять участие в песенной игре-соревновании. (Разбейтесь на две команды, придумайте названия своим командам. Итак, команды готовы к первому музыкальному бою, который называется «Любимые мелодии». Прозвучит 8 мелодий песен военных лет. Вам нужно узнать песню и начать напевать ее слова.)

1) « Священная война»

2) « Три танкиста»

3) « Синий платочек»

4) « Смуглянка»

5) « Землянка»

6) « Катюша»

7) « День Победы»

Слайд 16.

Исполняется песня «Священная война» (фрагмент)

Учитель

Главная песня Великой Отечественной – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей комок подкатывается к горлу и слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…..»

- «Это гимн мести и проклятия гитлеризму»- так говорил об этой песне автор и композитор А. Александров. Он вспоминал, что во время войны эту песню слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не только бойцы, но и сами исполнители нередко плакали. Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт В. Лебедев-Кумач написал стихотворение, а композитор А. Александров музыку. С этой песней на вокзалах Москвы родные и друзья провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне белорусского вокзала. Белорусский вокзал представлял собой жуткое зрелище. Слезы прощания, бодрые крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне, на них почти не обратили внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места, и над толпой загремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стойке «смирно», боясь проронить хоть слово.

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Такого люди еще не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь, на перроне.

С этого памятного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воинская присяга, она стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. Ее пели всюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942г. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли… И, вдруг, из глубины подземелья послышалась песня:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой….

Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру…Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».

Учитель

Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому, что крепила армейскую дружбу.

Знали люди, что война –это пропасть, это гибель…..Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, если даже приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

М. Исаковский.

Слайд 17. (Катюша)

Учитель

Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша.

Песня Михаила Блантера на стихи Михаила Исаковского «Катюша», говоря современным языком, многолетний музыкальный « хит.»

Эта песня написана в конце 30- х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность.

«Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный враг. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за пределами нашей родины. В Италии «Катюша» стала гимном партизан, во Франции ее пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался- «Катюша»

А когда в 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны себя блестяще проявил гвардейский реактивный миномет, получивший это же ласковое название-«Катюша», песня стала символом залога победы.

Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее. Катюша проводила милого на войну, а потом и сама ушла в партизанский отряд, чтобы с оружием в руках отстоять свою землю, свое счастье.

Исполняется песня «Катюша» (фрагмент)


Слайд 18.

Звучит песня «Землянка»

В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова «Землянка» Нет, наверное, в нашей стране человека, который бы не узнал эту песню. Хотя в ней и говорится о «белоснежных полях под Москвой», а пели: в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что пишет слова всенародно известной песни. Он просто писал жене письмо в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску вызывала она у бойцов, а презрение к смерти. Эта песня была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах, так же как и другую песню, которую вы сейчас услышите.

Слайд 19.

Звучит песня «Темная ночь»

Автор песни Владимир Агатов

Она проникнута удивительным лиризмом, верой в любовь, дружбу, которые отметают все невзгоды и даже смерть. Обычно она звучала в минуты короткого отдыха, в перерывах между боями. За родной дом, за детскую кроватку, за любимую воевал солдат, пока не закончилась над нашей страной «темная» ночь войны.

Слайд 20.

Песенку «Синий платочек» московские любители джаза распевали еще до войны. Но эту легкую джазовую песенку забыли бы очень скоро, если бы не народная артистка Советского Союза Клавдия Шульженко. В 1942г. она попросила молоденького лейтенанта, сотрудника фронтовой газеты, написать другие слова на эту мелодию. Так появилась песня с военными словами. В ней было много правды. У каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу.

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Это было второе рождение песни. С новым текстом «Синий платочек» занял свое место на боевых позициях и дошел с нашим солдатом до самого Берлина. Песни Шульженко как снаряды и патроны, были необходимы в бою солдатам и офицерам.

Слайд 21.

Исполняется песня: «Синий платочек»

Учитель

Фронтовые песни звучали не только на передовой, но ив тылу, объединяя страну в единый фронт. Песня восстанавливала силы усталых тружеников и вдохновляла на трудовой подвиг.

Песня объединяла людей между фронтом и тылом, между передовой и родным домом.

Слайд 22.

Учитель

Наверное, нет человека, который хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же

покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе каждого бойца.

Это было в конце 1944 года, Соловьев-Седой ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице. Однажды утром, дверь его номера открылась и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке, поэт из Вязников, Владимирской области. Оказывается он только приехал из освобожденного города, ему дали отпуск на несколько дней. И с собой привез написанные на фронте стихи. Среди них были и «Соловьи».

«Я не спал после этого два дня,- вспоминал композитор, не мог сладить с необычайным волнением, охватившим меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши парни гибли на полях сражений, но победа была уже близка, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжелые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка».

И песня получилась сразу.

В песне особенно сильно противопоставлены молодая, бушующая жизнь, весна и смертельная опасность.

Вдумайтесь, вслушайтесь в песню. Поэт, словно отстраняясь от своих героев, отдыхающих, спящих в весеннее утро солдат «просит » природу, весну не пробуждать слишком сильной тоски в солдатах. Он сообщает, правда, что едва ли природа его послушается.

«Но что война для соловья

У соловья ведь жизнь своя …»

Просьба поэта к весне, к соловьям, вселяющим в молодых солдат состояние, когда «солдатам стало не до сна» какая-то нерешительная, очень нежная, но настойчивая, напевная.

«Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат

Пусть солдаты немного поспят…»

Не так уж громок голос соловья после пушечной стрельбы, завывания авиабомб. Поэт скорее предлагает соловьям именно тревожить солдат, вторгаться в их сны, приближать к ним родину и все, что с ней связано

«Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом

Где соловьи всю ночь поют

А в доме том солдата ждут»

Слайд 23

Исполняется песня «Соловьи»

Фронтовики неоднократно вспоминали о значении фронтовых песен в годы войны: «Мы их - пели», т.е. они ими жили.


III. Беседа с обучающимися.

Преподаватель. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен Великой Отечественной войны.

Какое впечатление произвели на вас эти песни?

Как вы считаете, в военное время совместимы такие понятия как война и песня?

Можно ли назвать такую песню бойцом, грозным оружием?

Для чего нужна в тяжелое время для страны песня?

Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни?

Как в вашей семье относятся к этим старым песням?


Примерные ответы обучающихся:

«Такие песни, как «Священная война», нельзя петь просто так.

Эта очень сильная песня. Это что-то святое». «Песня может быть бойцом, так как она ведет в бой.

Пока люди поют песни, они верят в победу».

«Песня объединяет людей и делает их сильнее, поэтому, она может быть грозным оружием».

«Песня может поднять дух воинов, поднять их на подвиги, поэтому песня-это грозное оружие».

«Песня помогает солдатам в фронтовой жизни, поэтому можно сказать, что песня воюет вместе с солдатами, а значит, песня тоже боец».

«Эти песни очень любят бабушки, дедушки, родители, знают наизусть слова».


IY.Заключительное слово преподавателя.

Действительно, песня- это и боец, и грозное оружие. Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, стихах, песнях. Но песни хранят не просто память – они сохраняют душу народа, они согревали сердца воинов своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов и песни им помогали побеждать.

А песни тех далеких лет, мы, действительно, поем и сейчас, т. к. чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

Спасибо всем, кто принимал участие и был сегодня с нами. МИРА ВАМ!



Литература:

Градов П. Как Теркин попал в оперетту. Вечерняя Москва.,1996.

Градов П О встречах композитора А. Новикова и писателя А. Твардовского ,

К истории патриотического мира. Родина: журнал.-1992.- № 6-7.

Сборник песен военных лет. М.,1976г.

«В тылу и на фронте» Издательство политической литературы. М., 1985г.

Павленко Н.Г. Была война… – М., 1994.

Соколов Б.В. Цена победы. – М., 1991



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.