Военно-спортивная игра «Готов к труду и обороне» (5–11 классы)
Проекты, описывающие инновационные
вариативные формы и методы работы,
обеспечивающие повышение
двигательной активности обучающихся
Военно – спортивная игра: «Готов к труду и обороне»
Егоров Сергей Валерьевич
– преподаватель физвоспитания
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
ул. Студенческая, д.3, г. Торжок,
Тверская обл., 172008
Тел. (48251) 9-22-57, 9-20-56, 9-24-57
Факс (48251) 9-86-37
E-mail: tpkrezerv@mail.ru
Введение
В истории России патриотическое воспитание молодежи всегда являлось приоритетным направлением в организации воспитательной работы. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы. В современном обществе очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил. Военно-спортивные состязания способствуют подготовке студентов к службе в армии и развивают чувство патриотизма.
Большое значение имеет военно-спортивные состязания в деле воспитания у студентов таких волевых качеств, как решительность и смелость. В играх педагогу, сравнительно легко создать ситуацию, требующую от ребят решительных и смелых действий. Основными моментами такой ситуации должны быть: во-первых, наличие обстановки, требующей выбора между двумя или несколькими действиями или способами их выполнения (при этом главная трудность обычно заключается во множественности или новизне условий или в противоречивости, во взаимоисключающем характере действий или способов их выполнения);
во-вторых, ограниченность времени на ориентировку, выбор, принятие решения и действие; в-третьих, наличие элементов опасности. Хорошо зная содержание игр, умея организовать их, педагог может предусмотреть указанные выше моменты для создания ситуации, в которой бы играющим приходилось проявить решительность и смелость. Каждая игра на местности имеет цель, достижение которой, как правило, требует от учащихся больших усилий, настойчивости. Часто можно наблюдать, когда участники игры затрачивают немало труда, чтобы добиться быстрой и решительной победы. Все это способствует воспитанию у участников такого качества, как настойчивость, которая проявляется в умении устранять и преодолевать препятствия на пути сознательно поставленной цели, доводить до конца начатое дело. Военно-спортивные игры на местности требуют от студентов большой выносливости. Участникам игр приходится подчас совершать бег на скорость по пересеченной местности в сочетании с прыжками, переползанием, преодолевать овраги, ручьи, пробираться через густые заросли кустарника и т.д. Многие из этих упражнений включены в комплекс ГТО I («Смелые и ловкие») и II («Спортивная смена») ступеней. Проведение военно-спортивных игр на местности на протяжении всего года дает возможность тренировать студентов в течение длительного времени в полевых условиях. При этом в обстановке игры участник все трудности переносит с большим желанием, подчас не обращая на них внимания. Опыт показывает, что ребята, систематически играющие на местности, сравнительно легко переносят длительные лыжные и пешие походы, успешно сдают упражнения и нормы ОФП и СФП. Поэтому методически правильно проведенные военно-спортивные состязания, один из первых практических этапов формирования и овладения основами подготовки и сдачи норм комплекса ГТО.
Положение
о проведении спортивного состязания «Готов к труду и обороне»
Цели и задачи: Повышение общего уровня здоровья населения, и создание определенной прослойки в обществе, всегда готовой к военной обороне. Повышение социальной активности укрепление здоровья учащейся молодёжи России, приобщение их к физической культуре как составному элементу общенациональной культуры. Определение уровня физической подготовленности и повышение самооценки студента.
Организаторы: Преподаватели физвоспитания, кураторы.
Время проведения: (месяц) Май.
Место проведения: Спортивные сооружения и прилегающая территория колледжа Росрезерва.
Инвентарь: Игровое, туристическое, подручное оборудование.
Участники: студенты 1-4 курсов.
Судейство: кураторы групп, студенты 3/4 курса по 3 чел. от группы.
Этапы соревнований
1.Шифровка
2. Телефонисты
3. Строевая песня
4. Велотлон
5. Лесной воин
6. Транспортировка пострадавшего
7. Перестрелка
8. Цепочка
9. Художества
10. Боевой квадрат
11. Рукопашный бой
12. Знатоки
Техника выполнения этапов
Командиры групп, получив карту плана местности и учётную карту, в составе своей группы выдвигаются на местность. Согласно очерёдности прохождения этапов, проходят все испытания, предоставляя судьям учётную карту для выставления баллов. При выполнении испытания учитывается количество человек, время прохождения, качество выполнения. Контрольное время на прохождения всех этапов 2,5 часа. Прохождение и результат команды на этапе фиксируется с помощью судей и участников гаджетами и может быть опротестовано в ходе подведения итогов. Каждая из команд должна иметь: отличительные знаки, ручки, карандаши, мелки цветные, воду, первичные средства медицинской помощи.
Состязания
1. Шифровка – используя заданные координаты, команда выдвигается на поиски 3-х частей контрольного слова. Время на поиск – 7 минут. (По лучшему времени).
2. Телефонисты – используя 20 – метровый кабель команда осуществляет движение по маркированному участку. (Оценивается правильность выполнения, и наилучший результат по времени за 2 попытки).
3. Строевая песня - двигаясь строевым шагом в колонну по 3-и, команда исполняет строевую песню синхронно с фонограммой звучащей на магнитофоне. (Оценивание по общему впечатлению).
4. Беготлон – Выполняя бег по маркированной трассе, команда выполняет стрельбу по мишени из пневматической винтовки (1 выстрел). При промахе, вся команда бежит маркированный штрафной круг. 5. Лесной воин – команда общими усилиями маскирует одного из участников, используя упавшие ветки, листья, траву. (Оценивание по общему впечатлению).
6. Транспортировка пострадавшего – используя подручные средства и известные способы транспортировки пострадавшего, пронести попарно или в группе всех участников команды попеременно. (Оценивание по правильности выполнения).
7. Перестрелка – двигаясь по маркированному коридору, участник старается преодолеть его так, чтобы судьи, выполняющие метательные действия в него, не попали. (Оценивание по наименьшему попаданию во всех участников команды).
8. Цепочка – выстроившись в шеренгу, команда передаёт по цепочке 15-20 предметов в одну и другую сторону. (Оценивание по лучшему времени).
9. Художества – команда общими усилиями рисует на асфальте рисунок по выбранной теме. (Оценивание по общему виду).
10. Боевой квадрат – команда выдвигаясь в определённый участок выполняет задачу данную судьёй (физическое упражнение) и возвращается на исходную позицию. (Оценивание по правильно выполненному заданию).
11.Рукопашный бой – синхронное выполнение всеми участниками команды ката рукопашного боя на 10 счетов. (Оценивание по синхронности выполнения).
12. Знатоки – команда общими усилиями отвечает на вопросы из разных областей знаний. (Медицина, ОБЖ, физкультура).
Определение победителя: команда-победитель определяется по наименьшей сумме мест занятых во всех конкурсах.
Награждение: Команды победители и призёры в общем зачёте награждаются грамотами и сувенирами. Команды, занявшие 1 места в отдельных видах грамотами.
Порядок проведения мероприятия
1. Построение
2. Вступительное слово
3. Проверка количественного состава и доклад
4. Раздача учётных карт и карт плана местности.
5. Доведение до капитанов команд основных условий выполнения заданий.
6. Выпуск групп согласно маршрутным листам
7. Контроль выполнения состязаний
8. Сбор в точке старта
9. Проверка количественного состава и доклад
10. Подведение итогов и награждение.
Заключение
Данный проект прошёл апробацию на учащихся школ и студентах колледжа. Возраст участников от 8-18 лет. Виды испытаний были высоко оценены участниками проекта. При выполнении испытаний требовалось применить не только навыки и умения, полученные на занятиях по физкультуре, но и ряд знаний по другим: гуманитарным и техническим дисциплинам. Многие из видов состязаний, включают в себя основные параметры комплекса ГТО, это основные способы передвижения: ходьба, бег, прыжки, метание, ориентирование на местности, а также основные физические качества: ила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Каждая из возрастных групп отмечает приближенность состязаний к военной тематике, причём каждое из состязаний с удовольствием выполняли как юноши, так и девушки. Данные внеклассные мероприятия крайне важны для привлечения молодёжи к занятиям физкультурой и спортом, а впоследствии и плавному переходу по введению комплекса Готов к труду и обороне на всей территории России.
№ п/п |
Испытание |
Результат |
Балл |
Место |
1 |
Шифровка |
|||
2 |
Телефонисты |
|||
3 |
Строевая песня |
|||
4 |
Беготлон |
|||
5 |
Лесной воин |
|||
6 |
Транспортировка пострадавшего |
|||
7 |
Перестрелка |
|||
8 |
Цепочка |
|||
9 |
Художества |
|||
10 |
Боевой квадрат |
|||
11 |
Рукопашный бой |
|||
12 |
Знатоки |
|||
Приложение № 1
Учётная карта группа
Форма 1. Опись документов и материалов
Субъект РФ: Тверская область
Образовательное учреждение (тип, вид, номер):
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
№ п/п |
Наименование документа |
|
Представление руководителя образовательного учреждения |
|
Военно – спортивная игра: «Готов к труду и обороне |
|
Справка об авторах конкурсной работы |
|
Справка об образовательной организации |
Руководитель
образовательного учреждения Ю.В. Скворцов
/ФИО (полностью)/
Подпись, печать
Форма 2. Представление руководителя образовательного учреждения
Номер и название номинации |
Проекты, описывающие инновационные |
Название конкурсного проекта |
Военно – спортивная игра: «Готов к труду и обороне» |
Краткая аннотация проекта |
Военно–спортивная игра с элементами различных форм передвижения, с выполнением заданий для совершенствования двигательных качеств, навыков и умений. Подготовка студентов к действиям в экстремальных условиях. |
ФИО автора или авторов проекта |
Егоров Сергей Валерьевич |
Название образовательной организации |
Федеральное агентство по государственным резервам Торжокский политехнический колледж |
Почтовый адрес, телефон и E-mail образовательной организации |
ул. Студенческая, д.3, г. Торжок, |
ФИО руководителя образовательной организации |
Скворцов Юрий Владимирович |
Руководитель
образовательного учреждения Ю.В. Скворцов
/ФИО (полностью)/
Подпись, печать
Форма 4. Справка об авторах конкурсной работы
№ п/п |
ФИО |
Место работы |
Должность |
Основное образование |
Почетное звание/ученая степень/ученое звание/квалификационная категория |
Данные о повышении квалификации (ПК) и профессиональной подготовке за последние 5 лет |
Педагогический стаж (лет) |
Участие в конференциях/симпозиумах/проектах по тематике формирования культуры здорового образа жизни за последние 5 лет |
Название Адрес Контакт (тел., e-mail) |
Специальность Период обучения Учреждение |
Название Год присвоения |
Название программы Продолжительность обучения Учреждение ПК Период обучения |
Название Тип (конференция/проект) Уровень (учреждения/региональный/федеральный/международный) Дата |
||||
1. |
Егоров |
Федеральное агентство по государствен-ным резервам
ул. Студенчес-кая, д.3, г. Торжок,
Тел. (48251) 9-22-57, 9-20-56, 9-24-57 |
Преподава-тель физичес-кой культуры |
Специалист по физической культуре и спорту |
I категория |
ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» |
17 |
- |
Руководитель
образовательного учреждения Ю.В. Скворцов
/ФИО (полностью)/
Подпись, печать
Форма 5. Справка об образовательной организации
Полное наименование образовательного учреждения:
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Торжокский политехнический колледж
Директор:
Скворцов Юрий Владимирович
Тип образовательной организации:
СПО
Вид образовательной организации:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Язык преподавания (обучения):
Русский
Учредитель:
Федеральное агентство по государственным резервам
Адрес:
172008, ул. Студенческая, д. 3, г. Торжок, Тверская обл.
Телефон (факс):
(48251) 9-22-57, 9-20-56, 9-24-57
Факс (48251) 9-86-37
Адрес электронной почты:
E-mail: tpkrezerv@mail.ru
Историческая справка (наиболее яркие моменты, которые характеризуют организацию)
Торжокский политехнический колледж учебное заведение с особенным предназначением. Его учредитель - Федеральное агентство по государственным резервам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление единой системой государственного резерва Российской Федерации.
Колледж ведет свою историю с 1938 года, когда при Совнаркоме СССР был образован Новоторжский политехникум Главного управления государственных материальных резервов. Основной задачей нового учебного заведения являлась подготовка квалифицированных кадров для системы Госрезерва:ду Торжокский политехникум преобразован в Торжокский политехнический колледж.
В настоящее время Торжокский политехнический колледж обладает значительным кадровым потенциалом, мощными информационными ресурсами и развитой материально-технической базой. Оставаясь ведомственным, в выборе направлений подготовки специалистов, колледж руководствуется кадровыми потребностями отрасли – системы Росрезерва и одновременно работает в интересах региона.
Сегодня в стенах колледжа получают образование более тысячи студентов из 40 регионов страны. Колледж реализует программы среднего профессионального образования по девяти специальностям:
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
«Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»;
«Прикладная информатика» (по отраслям);
«Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»;
«Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (повышенный уровень);
«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;
«Право и организация социального обеспечения»;
«Операционная деятельность в логистике»;
«Коммерция» (по отраслям).
Обучение ведется в очной и заочной формах. На заочном отделении обучаются 600 студентов, из которых более трети – работники системы Росрезерва. Следуя тенденциям современного образования, основными чертами которого становятся гибкость и мобильность, с 2008 года колледж внедряет технологии дистанционного обучения.
Высокое качество подготовки будущих специалистов подтверждает участие в российских, региональных и городских научно-практических конференциях, выставках научно-технического творчества, олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства: 1 и 2 места на I Международной (IV Всероссийской) научно-практической конференции «Глобальные проблемы современности» в номинации «Химия, биология, биохимия», 1 место на Всероссийской олимпиаде «Правоведение», победа на областном этапе олимпиады по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» и в номинации «Оригинальный информационный подход к решению практического задания» на всероссийском уровне; 2 место на областной олимпиаде профессионального мастерства по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» и многие другие успехи.
Два года подряд студенты колледжа успешно выступают в областной олимпиаде профессионального мастерства по информационным технологиям. В 2011 году - 5 призовых мест, в их числе победы среди программистов-профессионалов и в секции пользователей, в 2012 году уже другие студенты повторили блестящий результат, заняв 1-е места в обеих секциях олимпиады.
Высокий профессионализм преподавателей подтверждают призовые места, дипломы, грамоты на конкурсах и конференциях различного уровня, среди которых: победа во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Преподаватель года химических дисциплин - 2011 года», 2 место в областном конкурсе «Преподаватель 2010 года» и победа в номинации «Профессиональная компетентность», участие и призовое место в областном конкурсе методических разработок; участие в областной научно-практической конференции преподавателей «Педагог XXI века: инновации как условие подготовки конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда» и т.д.
Наряду с основными специальностями Торжокский политехнический колледж реализует дополнительные образовательные услуги, среди которых учебные курсы по маркетингу и менеджменту, бухгалтерскому учету и финансам, компьютерным технологиям, иностранным языкам; подготовительные курсы для школьников и многие другие.
С 2010 года на базе колледжа осуществляют повышение квалификации специалисты Федерального агентства по государственным резервам. В 2012 году слушателями курсов стали руководящие работники Государственного агентства по чрезвычайным ситуациям Монголии. Руководство Государственного агентства по чрезвычайным ситуациям Монголии высоко оценило уровень и качество преподавания в колледже.
11. Кадровый состав:
всего педагогов (количество человек) - 59
по возрасту (%) - 55
по уровню образования (%) – 94,8 высшее образование
по квалификационному уровню (%) – 46,6
Форма обучения:
Очная, заочная
Образовательные программы:
Уровень (ступень) образования |
Направленность (наименование) |
Вид программы (основная, дополнительная) |
СПО |
базовый |
основная |
Руководитель
образовательного учреждения Ю.В. Скворцов
/ФИО (полностью)/
Подпись, печат
1
Елена Лыскина
Нагорная Светлана Петровна
Егоров Сергей Валерьевич