12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андриянова Ольга Владимировна104
4

Роль военных журналистов и фотокорреспондентов в освещении подвигов советских людей в Великой Отечественной войне.

ОГБПОУ « Рязанский колледж культуры»












Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему:


Роль военных журналистов и фотокорреспондентов в освещении подвигов советских людей в Великой Отечественной войне.








Подготовила:

Андриянова О.В.,

преподаватель общеобразовательных

дисциплин













Шацк, 2020



Цели:

формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей  Родины,

создание условий для размышления о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;    

развитие способности коммуникативного общения.


Оборудование : презентация , фото известных военных журналистов, их фотоработы .



План.


Вступление.

Роль военных журналистов в освещении подвигов советских людей в Великой Отечественной войне.

Фотокорреспонденты на войне.

Шацкая районная газета « Советская деревня» в годы Великой Отечественной войны.

Заключение.


























« Война не существует, если о ней ничего неизвестно»


В последней, самой жестокой и кровавой, за всю историю человечества, схватке с фашистками захватчиками, советские солдаты поразили мир выдающимся героизмом и подвигами, равных которым нет в мире. Эта страшная война повергла человечество в хаос, но наш народ прошел через все испытания и вышел победителем. Победа в Великой отечественной войне  - величайший подвиг советского народа. Мы, являемся потомками того военного поколения и видим прошедшую войну глазами кинооператоров и фотокорреспондентов. Хочется рассказать об этих людях, которые, как правило, оставались за кадром. Они не думали о том, что совершают подвиг, они просто выполняли свою работу.
Первые военные корреспонденты в России появились во время Кавказской войны(1817-1864 гг). Издававшаяся в Тбилиси газета «Кавказ» правдиво описывала события. Благодаря таким смелым корреспондентам, как Всеволод Гаршин, Всеволод Крестовский и знаменитый художник Василий Верещагин жители Царской России получали достоверную информацию о русско-японской войне.



На горькую и кровавую дорогу Великой Отечественной войны вступили также и писатели, поэты, публицисты и журналисты, оружием которых стало не только перо, разящее врага не мене эффективно, чем свинцовый град, но и штык. Утро первого дня ВОВ советскими жителями было встречено по- разному. Первым приняли боевое крещение работники газет приграничных соединений. Вместе с бойцами переднего края они вступили в бой с врагом, в то время как в редакциях тыловых газет заново переделывались подписанные к печати номера. Вместо мирных воскресных заголовок на газетных полосах запестрели «шапки», звавшие советских людей на священную войну: «Фашистская Германия вероломно напала на нас!», «Фашистская Германия будет разгромлена!». Одно из ведущих мест в этой области играла газета «Правда». Газета явилась мощным проводником идеологического воздействия, поскольку в стране, где идеология играла ключевую роль, очень важно было мобилизовать духовный потенциал, чтобы компенсировать неудачи первых дней войны, нехватку вооружения. Писатель Пётр Павленко говорил, что газета на фронте представляет собой тот обязательный поёк духовной пищи. Тот неприкосновенный запас бодрости, без которого советский солдат не обходится в самые безрадостные часы тяжёлых испытаний. Анализируя факты о периодической печати можно сказать, что она олицетворяла собой также один из ярчайших примеров монолитности, единства и братства народов Советского Союза. Антисоветская гитлеровская пропаганда на временно оккупированной территории еще настоятельнее требовала перестройки всей советской журналистики, укрепления ее кадров самыми квалифицированными работниками. В этой связи впервые в истории отечественных средств массовой информации, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни и сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 г. на фронт отправились первые добровольцы-писатели, в том числе Б. Горбатов - на Южный фронт, А. Твардовский - на Юго-Западный, Е. Долматовский - в газету 6-й армии «Звезда Советов», К. Симонов - в газету 3-й армии «Боевое знамя». В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, нередко рискуя собственной жизнью. В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писателя. Из них - 225 погибли на фронте, 300 - награждены орденами и медалями Союза ССР. Полная опасностей работа писателей в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для ярких художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои знаменитые «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились ставшие известными всем советским людям песни «Заветный камень» А. Жарова, «Давай закурим» Я. Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Н. Букина. Одним из наиболее известных военных корреспондентов был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Многими удивительно тонкими наблюдениями запоминаются фронтовые корреспонденции М.А. Шолохова «По пути к фронту»: «На мрачном фоне пожарища неправдоподобно, кощунственно красиво выглядит единственный, чудом уцелевший подсолнечник, безмятежно сияющий золотыми лепестками. Он стоит неподалеку от фундамента сгоревшего дома».В системе военной печати важное место занимали центральные издания. Всего в годы Великой Отечественной войны в Красной Армии и на флоте выходило 5 центральных газет. Они были рассчитаны на средний и старший офицерский состав. Ведущей в советской военной прессе продолжала оставаться «Красная звезда», редакция которой с началом военных действий была укреплена новыми силами. В газету пришли и постоянно печатались крупнейшие советские писатели П. Павленко, А. Сурков, В. Гроссман, К. Симонов, А. Толстой, И. Эренбург и многие др. За годы Великой Отечественной войны вышло 1200 номеров газеты. И каждый из них - это героическая летопись крепнувшей боевой мощи и оперативного искусства Красной армии. «Красная звезда», будучи органом Народного Комиссариата обороны, играла определенную роль в разработке и освещении важнейших вопросов тактики, оперативного искусства, организации взаимодействия родов войск, а также в помощи офицерским кадрам овладевать боевым опытом. В Военно-морском флоте центральным органом была газета «Красный флот». В сентябре 1941 г. вышла газета для личного состава Военно-воздушных сил «Сталинский сокол», а в октябре 1942 г. «Красный сокол» - для личного состава авиации дальнего действия. В годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте выходило 20 журналов. Главное Политическое управление Советской Армии издавало «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора», литературно-художественные журналы «Красноармеец», «Фронтовая иллюстрация». Издавались журналы в каждом роде войск: «Артиллерийский журнал» «Журнал автобронетанковых войск», «Военно-инженерный журнал», «Связь Красной Армии» и др.Очень часто журналисты оказывались лицом к лицу с огнём и смертью вместе с героями своих очерков и статей. Многие военные журналисты носили офицерские погоны и в трудную минуту становились на место убитых офицеров и даже рядовых. Так сотрудник «Правды» Борзенко был направлен редакцией для освещения действий Керченского десанта. Во время высадки погибли все офицеры, и журналисту, как старшему по званию, пришлось взять на себя руководство обороны захваченного «пятачка». Три дня до прибытия подкреплений он руководил боем. Он – единственный из всех военных журналистов, кто был удостоен звания «Герой Советского Союза». Когда наши войска штурмовали под Севастополем знаменитую Сапун-гору, сквозь яростный ливень огня пехотинец Иван Яцуненко первым достиг каменистой вершины и водрузил красное знамя. Золотая Звезда Героя увенчала подвиг солдата, о нём узнала вся страна, но мало кому известно, что вместе с героем взобрался на гору и молодой корреспондент Николай Воронцов, рассказавший о подвиге Яцуненко в своей дивизионной газете.

Важнейшее место в журналистике военных лет заняла фотопублицистика. Фотокорреспонденты запечатлели, донесли до современников и сохранили для потомков героику и будни того времени. С 1941 г. выходил специальный журнал “Фронтовая фотоиллюстрация” и “Фотогазета”. Военные фотокорреспонденты –это герои, благодаря которым мы с вами имеем документальные кадры кино и фототехники, которые бесстрастно повествуют нам обо всех ужасах войны, взятых и оставленных городах, передвижений войск, партизанских вылазках и героизме военных и тыловых будней, освобождении страны, а затем всей Европы.

Эти фото с выставки фотографий военных фотокорреспондентов из коллекции РОСФОТО. Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге . Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.. Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну. Корреспонденты позируют друг другу для истории. Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика. Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год. Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации». В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.

За четыре года войны кинооператоры и фоторепортеры сделали сотни тысяч фотоснимков, сняли миллионы метров кинопленки. Около полутора часов из каждых суток ужасной войны остались запечатленными. Эти люди отправлялись на передовую и снимали из окопов, из смотровой щели танка, выезжающего первым на поле боя, из кабины самолета, через амбразуру дзота, из окон горящего здания... снимали отовсюду, где шел разгул войны. В период важнейшей Сталинградской битвы фронтовые операторы впервые проводили съемку уличных боев. Они были преданы своему делу, своей цели и старались сделать свою работу более чем профессионально, понимая, что однажды, это может стоить им жизни. Вместо того чтобы лишний раз обезопасить себя, корреспонденты заботились о правильной экспозиции и техническом качестве отснятого материала. Кинооператоры рисковали собой ради крупных планов сражений, а фотокорреспонденты рисковали ради одного выразительного снимка. Благодаря им в фотолетописи войны запечатлены сотни тысяч лиц, а на пленке вечно живыми остались люди, не уцелевшие в той войне.

Главной задачей военных корреспондентов являлось запечатлеть воюющих на фронте людей - бойцов и командиров Красной Армии, хорошо владеющих военной техникой и тактикой ведения боев. Показать их инициативу, военную смекалку и хитрость в борьбе с фашистами. Выставить на обозрение их ненависть к немецко - фашистским захватчикам, подчеркнуть их стойкость, самоотверженность и дисциплину в выполнении приказов командования. Отпечатанные на страницах газет фронтовые снимки расходились по стране миллионными тиражами. К сожалению, до наших дней сохранилось катастрофически мало кадров, так как в то время люди считали кощунством снимать картины всенародного горя. Трудно было объяснить родственникам погибших, что их страдания снимаются для истории.

Роль советской журналистики, в том числе и глубоко периферийной «районки», в системе идеологического воспитания тыла в годы ВОВ была очевидна. В Шацком районе издавалась газета « Советская деревня». Сегодня газета называется «На земле Шацкой». Публикации в газете 1941-45 годов рассказывают нам о вкладе наших земляков в победу над врагом. Вот несколько заметок. Статья «Вклад Борковских колхозников» от 13 декабря 1941 года: «Колхозники сельскохозяйственной артели « Новый быт» отчисляли в фонд обороны по 3 трудодня в месяц. К концу 1941 года это составило 9750 трудодней или 292 центнера зерна, столько же картофеля и 12 187 рублей деньгами». Статьи от 27 декабря 1943 года. « Следуя примеру горячих патриотов Родины, я , колхозница сельскохозяйственной артели имени Молотова Новочернеевского сельсовета Сбродова Степанида Андреевна, вношу на строительство танковой колонны 1000 рублей». « Члены Лесно-Конобеевской трикотажной артели на своем собрании горячо одобрили предложение об отчислении средств на постройку танков. Между членами артели подлежало к распределению 47 100 рублей прибыли за 1940-1941годы. Всю эту сумму трикотажники решили отчислить на строительство боевых машин.» « Скоро Новый год, опять появятся в блиндажах и окопах посылки, любовно собранные трудящимися для дорогих защитников Родины.Наш колхоз « Победа Пятилетки» посылает бойцам 65 кг баранины, 100 кг пшеничных сухарей, 16 кг табаку. Колхоз « Красный Вочкас» отправляет 10 кг свинины и 20 кг сухарей. Кушайте, дорогие наши воины .Мария Попадьина, бригадир колхоза « Победа Пятилетки». Самая востребованная населением страница газеты была « От советского информбюро». ( Слайд 9)Долгое время редактором районной газеты Шацкого района был военный журналист Терехин Александр Петрович. Он всю свою жизнь посвятил журналистике. В 1943 году был военным корреспондентом газеты « Вперед» 178-й стрелковой дивизии ( Западный и Калининский фронты). В 1944-45годах был старшим литсотрудником армейской газеты 2-й краснознаменной армии 2-го Дальневосточного фронта. Награжден Орденом Отечественной войны, Орденом Красной Звезды, медалями « За боевые заслуги», « За Оборону Москвы», « За победу над Германией», « За победу над Японией».

Боевые заслуги и трудовая доблесть журналистов, писателей были высоко оценены советским правительством. На груди многих журналистов сверкали заслуженные ими ордена Красного Знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги». Об этих отважных и смелых мастеров слова можно говорить бесконечно. О них слагали, слагают стихи, поэмы, прозы, песни. Но нам кажется, что «Песня военных корреспондентов» есть и останется на все времена гимном всех журналистов:

«От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались

Мы в пыли.

С лейкой и с блокнотом,

А то и с пулемётом

Сквозь огонь и стужу, мы прошли».

В нынешнее время, когда в мире появляются предпосылки для возрождения нацизма и многие политики позволяют себе осквернять память наших предков, перевирая историю, особенно важно помнить уроки прошлого. Ведь пока память об ужасных событиях войны живет в сердцах людей, находит отклик в произведениях искусства, песнях, фильмах, фотографиях, передается из рук в руки нашим потомкам - такого не повторится.

Обобщающие вопросы. 1. Когда появились первые военные корреспонденты в России? 2. Кто из советских писателей и поэтов отправился на фронт в 1941г? 3. Кто автор знаменитого стихотворения « Жди меня»? 4. Какая газета была органом Народного Комиссариата обороны? 5. Назовите имя военного журналиста, штурмовавшего под Севастополем Сапун- гору. 6. Какая задача была у военных фотокорреспондентов? 7. Как называлась Шацкая районная газета в годы Великой Отечественной войны? 8. Кто из военных журналистов был её редактором?













Использованная литература:

Журналисты на войне. Коллектив авторов. Кн.2. М. Воениздат.

Интернет-ресурсы: http://waralbum.ru;
http://newreporter.org/2012frontovye-korrespondenty

« Советская деревня», орган Шацкого РК КПСС,1942 г.



t1601882714aa.jpg

Георгий Липскеров. Участвовал в боях. Был фотокорреспондентом газет 52-ой армии и 2-го Украинского фронта. С 1943 года входил в группу военных кинодокументалистов. Снимал бои под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге.



t1601882714ab.jpg

Фотокор Дмитрий Бальтерманц. Работал в «Известиях». Сотрудничество с газетой закончилось для него штрафным батальоном.



t1601882714ac.jpg
Наталья Боде одна из немногих женщин - военных фотокорреспондентов. Снимала на Юго-Западном, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Прошла всю войну



t1601882714ad.jpg
Корреспонденты позируют друг другу для истории




t1601882714ae.jpg

Спецфотокор газеты «Красная Звезда» Олег Кнорринг и кинооператор Иван Малов снимают допрос немца-перебежчика.


t1601882714af.jpg

Советские фотокорреспонденты у здания Рейхстага, 1945 год.




t1601882714ag.jpg
Аркадий Шайхет с американскими репортерами на Одере. 1945 год. Корреспондент «Фронтовой иллюстрации», автор знаменитого "Политрука". В сражении под Кенигсбергом вместе с шофером на редакционном грузовике вывез с поля боя пятнадцать раненых, был награжден орденом Красного Знамени.








Опубликовано


Комментарии (1)

Горбункова Ольга Ивановна, 05.10.20 в 14:57 1Ответить Пожаловаться
А где сама , презентация?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.