Басни писателей Ставрополья
и Северного Кавказа
Умар Хапхалович Берсей
Первый адыгский баснописец Умар Хапхалович Берсей родился в 1807 году в одном из абадзехских аулов, недалеко от Майкопа. В раннем детстве он был продан египетскому паше, который обратил внимание на его способности и тягу к знаниям, дал домашнее образование и отправил в Париж для продолжения учебы.
Через несколько лет Умар Берсей вернулся на родину и принял русское подданство. Находился на службе в русской армии в качестве переводчика азиатских языков при начальнике правого фланга войск Кавказской линии. Уйдя в отставку, преподавал в Ставропольской губернской гимназии черкесский язык. В гимназии он занимался и подготовкой национальных кадров.
Умар Берсей был не только лингвистом, но и писателем-баснописцем. К его букварю черкесского языка было приложено двенадцать басен на адыгейском языке, арабские варианты некоторых из этих басен и словарь к первым четырем басням.
Игорь Степанович Романов
(1927-2010)
В 1953 году И. Романов поступил на отделение филологии Ставропольского пединститута. В годы учебы проявился его талант сатирика. Вскоре в краевой молодежной газете стали появляться басни И. Романова, а первая книга «Корень зла» вышла сразу после получения диплома о высшем образовании.
После окончания института его профессией надолго стала журналистика. Он работает корреспондентом республиканской газеты «Советская Калмыкия», затем «Молодого ленинца». Параллельно с корреспонденциями, репортажами, очерками продолжает писать сатирические стихи. В своих баснях в образах Кота-дилетанта, Шакала, Петуха поэт подвергает осмеянию невежд, глупцов, сплетников, кляузников, клеймит человеческие пороки.
В последующих изданиях И. Романова кроме традиционных басен появляются литературные пародии как в стихах, так и в прозе, эпиграммы, сатирические эпитафии. Он выбирал для пародирования стихи широко известных поэтов: Владимира Солоухина, Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной.
Весь последующий творческий путь Романова — нелегкий путь сатирика. В его арсенале и басни, и «пилюли», и сатирические стихи, и эпитафии, и пародии. В своих баснях он поучительно высмеивает явления, порожденные системой окружающей действительности, но для него важно не свалить вину за порок на эту самую действительность, а подчеркнуть ответственность человека за свое дело и поведение.