12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лепихина Светлана Иосифовна81

Статья «Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики»

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики Лепихина С.И., учитель математики ГОБОУ Мурманская КШИ №3

Формирование УУД: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, находить в тексте требуемую информацию; преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её недостоверность.

Решение текстовых задач на уроках математики Стратегии смыслового чтения   Этапы решения задач   Что должен уметь ученик   Поиск информации и понимание прочитанного   Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения   Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл находить в тексте требуемую информацию   Преобразование и интерпретация   Осуществление плана решения задачи.   Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации   Оценка информации   Проверка решения задачи.   Подвергать сомнению достоверность получаемой информации, обнаруживать её  

Приём: составление краткой записи задачи Катер проплыл 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2 часа. Найдите собственную скорость катера, если скорость течения реки 3 км/ч.

Краткое условие задачи

Работа с текстом учебника: 1 этап: работа до чтения (стадия вызова): - игра «Попробуй найти!», - приём «Корзина идей (гипотез)», - приём «Верите ли Вы?»

Тема: правильные многоугольники Верны ли утверждения: если стороны многоугольника равны, то он правильный; если углы многоугольника равны, то он правильный; квадрат – правильный четырехугольник; правильный четырехугольник – это ромб; правильный треугольник – равносторонний; если стороны многоугольника равны и углы многоугольника равны, то он правильный.

Работа с текстом учебника: 2 этап: работа с текстом учебника (стадия осмысления): - приём «Инсерт» V (уже знал); + (новое); – (думал иначе);? (не понял, есть вопросы) - приём «Чтение в парах – обобщение в парах» Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?)        

Работа с текстом учебника: приём: «Тонкие» и «толстые» вопросы   «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Работа с текстом учебника: приём «Учимся задавать вопросы разных типов»: простые;  уточняющие («Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о ...?»); интерпретационные (объясняющие) («Почему?»); творческие («Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?»); оценочные («Чем …… отличается от ……?»); практические(«Где вы в обычной жизни могли наблюдать симметрию?»).

Работа с текстом учебника: 3 этап: работа после чтения (стадия рефлексии): «дерево знаний»; игра «Угадай - ка!».

Задания для развития и проверки навыков чтения: «множественного выбора»; «на соотнесение»; «на дополнение информации»; «на перенос информации»; «на восстановление деформированного текста».