12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Шадрина Наталья Владимировна1256
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Конспект урока и презентация «Вводные и вставные конструкции»

Что это?

Вводные конструкции - Что это? - Какие они? - Как их отличить от "двойников"? Зачем их знать? Решаем А22, В5

Что это? Конструкции, грамматически не связанные с предложением (не являются членами предложения), содержащие отношения говорящего к речи или заключающие в себе добавочные замечания.

Степень уверенности//неуверенности Да, я, пожалуй, странный человек, Другим - на диво. М. Цветаева

Порядок оформления мысли Ведь, если звезды зажигают- Значит-это кому-нибудь нужно? Значит- это необходимо, чтобы каждый Вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! В.В.Маяковский

Привлечение внимания Дни осени - баней воняют, а мне цветут, извините, - розы, и я их, представьте, обоняю. В.В. Маяковский

Разъяснение, добавочный комментарий И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?) , ... А.А. Блок

Какие они?

Слова (1 слово) На московских изогнутых улицах Умереть, знать, судил мне Бог... С.А. Есенин

Словосочетания (2 и >более слов) И когда с другим по переулку Ты пройдёшь, болтая про любовь, Может быть, я выйду на прогулку, И с тобою встретимся мы вновь. С.А. Есенин

Предложения (условно есть грамматическая основа) Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота,- летите, в звезды врезываясь... В.В.Маяковский

Вставные конструкции Вижу я ночь твоей родины дальней, Яркое небо в пылающих звёздах! (Ах, там созвездия блещут кристальней, Ах, там живей и томительней воздух!) В. Брюсов

Подсказка №1: вставные конструкции можно легко узнать, т.к. они выделяются тире или скобками

Как отличить от "двойников"?

Подсказка №2: Вводные конструкции можно убрать без ущерба для смысла

1) Снегопад, казалось, не кончится никогда. 2) И всем казалось, что радость будет... А.А. Блок Как отличить ? + + + + + + +

Подсказка №3: никогда не бывают вводными: Буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы, большей частью, весьма.

Подсказка №4: Однако вв. слово Стоит - в конце - в середине простого предложения НЕ вв. слово = НО Стоит - в начале самостоятельного предложения -в начале одной из частей сложного предложения

Вводное слово Туманные полосы начинали, ОДНАКО, алеть. М.Ю. Лермонтов + + + + + + + + + + + + + +

НЕ вв. слово = НО Мы не надеялись никогда более встретится, однако встретились. М.Ю. Лермонтов

Подсказка № 5: Наконец вв. слово - указывает на порядок оформления мыслей = и ещё, да и наконец НЕ вв. слово имеет пространственное или временное значение = после всего, напоследок, в конце концов

Вводное слово Наконец, последнее, на что удалось обратить внимание... + + + + + + + + + + + + + +

НЕ вводное слово В ближайшее время этот проект наконец будет завершён. Как скоро?

Как отличить от "двойников"?

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово - часть сказуемого (искать продолжение сказуемого) Земля мне кажется верней... А.С. Пушкин

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово - дальше следует придаточная часть СПП

Подсказка №6: Кажется (казалось) НЕ вв. слово Кажется , что сейчас грянет гром . [ ] ЧТО? ( )

Подсказка №6: Сравним Кажется , что сейчас грянет гром . [ ] ЧТО? ( ) Он, кажется , уже пришёл. + + + + + + +

Зачем это знать ? Готовимся к ГИА и ЕГЭ

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Готовимся к ГИА и ЕГЭ Ответ ? Огромный пустырь простирался (1)напротив (2) дома. Неподалёку в пыли купались дворовые собаки, жители не прогоняли их и (3) напротив (4) с удовольствием наблюдали эту картину. Ответ: 3, 4

Шаг №1 Как решить ? Проверьте, связано ли слово с предложением ГРАММАТИЧЕСКИ (отвечает ли на ВОПРОС?)

Шаг №2 Как решить ? Убедитесь, что слово (с|c) не входит в группу слов, которые НИКОГДА не являются вводными словами.

Шаг №3 Как решить ? Опустите КОНСТРУКЦИЮ, посмотрите: изменится ли смысл?

Шаг №4 Как решить ? Помните о словах-двойниках ОДНАКО, НАКОНЕЦ и др.

Тестовые задания 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? За ближайшими холмами (1) как доложил наблюдатель (2) передвигались немецкие войска. Однако (3) идти им до нашей высотки (4) примерно (5) около часа. а) 1, 2, 3, 4, б) 1, 2 в) 1, 2, 3 г) 1, 2, 4, 5

Тестовые задания 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Ты (1) должно быть (2) мечтатель. Однако (3) попробуем поработать — может быть (4) удастся что-нибудь из тебя сделать. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 4 г) 2, 3, 4

Тестовые задания 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Мандельштаму (1) почему-то (2) нравилось (3) по-моему (4) бессмысленное упрямство Брюсова. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, в) 3,4 г) 3

Тестовые задания 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Эту поэму Иван Николаевич сочинил в очень короткий срок, но (1) к сожалению (2) ею редактора нисколько не удовлетворил. Редактор (3) напротив (4) был чрезвычайно разгневан. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2 в) 3, 4 г) 2, 3, 4

Тестовые задания 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Его другом я (1) конечно (2) не была. Но у Гумилева (3) вообще (4) не было друга. а) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2 в) 3, 4 г) 1, 2, 4

Тестовые задания 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Тёмное небо над освещённой улицей (1) казалось (2) чёрным, тяжёлым пологом. Солнце и (3) казалось (4) само небо прятались за скалами. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? За дальним лесом стало (1) видно (2) озеро. Около него было пустынно. Жители деревни (3) видно (4) не очень любили это глухое место. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Как гласит народная мудрость (1) правда (2) ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Не все люди (3) правда (4) осознают глубокий смысл этой пословицы. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 1, 3, 4; г) 2, 4

Тестовые задания 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы. а) 1, 2, 3, 4; б) 1, 2, 3; в) 3, 4; г) 1, 4

Тестовые задания 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Сегодня (1) кажется (2) будет дождь. Небо перед дождём (3) кажется (4) подёрнутым серой дымкой. а)1, 2, 3, 4; б) 1, 2; в) 3, 4; г) 2, 4

Проверь себя: 1 - б; 2 - в; 3 - в; 4 - а; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - в; 9 - в; 10 - б