12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Еськова Татьяна Михайловна169
Россия, Белгородская обл., Белгород

Урок по теме «Звуковые волны»

Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Преподаватель физики Еськова Татьяна Михайловна ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Тема урока:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1.Что такое упругая волна? 2.Какие характеристики волны вы знаете? 3.От чего зависят скорость и длина волны? 4.От чего зависят период и частота волны? 5.Какие виды упругих волн вы знаете? 6.В каких средах распространяются упругие волны?

Звуковые волны – это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде (твердой, жидкой и газообразной) и воспринимаемые органами слуха. Человеческое ухо воспринимает колебания частотой от 16 до 20000 Гц. Звуковые волны – это механические колебания, распространяющиеся в упругой среде (твердой, жидкой и газообразной) и воспринимаемые органами слуха. Человеческое ухо воспринимает колебания частотой от 16 до 20000 Гц. Инфразвук – звуковые волны с частотой ниже 16 Гц, ультразвук – волны с частотой более 20000 Гц.

ШКАЛА ЗВУКОВЫХ ЧАСТОТ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКА ЧЕЛОВЕКОМ 1. Возрастные особенности (физиологические). 2. Профессиональные особенности. 3. Географические особенности.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА Интенсивность звука или сила звука – это энергетическая характеристика звука, которая зависит от энергии, ежесекундно переносимой через единичную площадку, расположенную перпендикулярно направлению распространения звуковой волны ([I]= Вт/м2). Порог слышимости - величина интенсивности звука, ниже которой звук человеческим ухом не воспринимается (соответствует величине – 10-12 Вт/м2). Болевой порог соответствует интенсивности 1 Вт/м2.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА Логарифмическая шкала интенсивности звука:

ТОН - звук, издаваемый телом, которое колеблется с одной, строго определенной частотой Звуковые колебания непериодического характера (не связанные между собой частоты) — шумы.

Звуки с периодическими колебаниями, т.е. с одинаковыми и правильно повторяющимися волнами называются музыкальными тонами. Ф.И.Шаляпин (бас - 80-350 Гц) В.С.Высоцкий (баритон - 110-149 Гц) И.С.Козловский (тенор - 130-520 Гц) Дискант высокий детский певческий голос - 260-1000 Гц Г.П.Вишневская (сопрано - 260-1050 Гц) (колоратурное сопрано - до 1400 Гц)

СКОРОСТЬ ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ СРЕДАХ Скорость звука в воздухе - 340 м/с. Скорость звука в воде — 1500 м/с. Скорость звука в металлах, в стали — 5000 м/с.

СВОЙСТВА ЗВУКА Отражение Эхо (эхолокация) Поглощение Акустический резонанс

ТЕСТ Вариант 1 1.Какой диапазон частот имеют звуковые волны? а) 16 - 20Гц б) 20 - 30кГц в) 16Гц - 20кГц 2. В вакууме звуковые волны а) распространяются б) не распространяются в) распространяются только при определенных условиях 3. Громкость звука определяется… а) амплитудой колебаний источника звука б) частотой колебаний источника звука в) периодом колебаний источника звука 4. Когда возникает эхо? а) звуковые волны поглощаются телами б) звуковые волны проходят сквозь тела в) звуковые волны отражаются от тел, находящихся на их пути. 5.Почему комар пищит, а шмель жужжит? а) частота колебания крыльев комара большая б) частота колебаний крыльев шмеля большая в) частота колебаний одинаковая. Вариант 2 1.Какой диапазон частот имеет ультразвук? а) 16 - 20Гц б) >20 кГц в) <16 Гц 2. Скорость звуковой волны зависит а) от температуры среды и не зависит от упругих свойств среды б) только от упругих свойств среды в) от температуры и упругих свойств среды 3. В какой среде из перечисленных скорость звука будет наибольшей? а) воздух б) вакуум в) свинец 4.Явление необратимого превращения энергии звуковой волны в другой вид энергии – это… а) эхо б) отражение звука в) поглощение звука 5. Почему бабочки летают беззвучно? а) крылья покрыты звукопоглощающим веществом б) частота колебаний крыльев меньше частоты звуковой волны в) звук рассеивается

РЕФЛЕКСИЯ 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Материал урока мне был 6.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно