12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Букин Станислав Борисович2028
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителя как фактор повышения эффективности учебного процесса

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у учителя как фактор повышения эффективности учебного процесса

Летом, когда окружают счастье и покой, многим педагогам о школе и об учениках и вспоминать не хочется. Другие продолжают готовиться к занятиям, даже не пытаясь отдохнуть. Именно во время отдыха неплохо спокойно подумать и о том, как сделать работу после отпуска более комфортной. Чтобы она приносила радость, чтобы не было стремления поскорее все бросить и спрятаться от нее, сбежать, скрыться.

Выгорание – это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К. Фреденбергер в 1974 году при оценке работы специалистов, которые вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.

Личностные факторы Ситуативные требования Профессиональные взаимодействия Переживание несправедливости Социальное сравнение и оценки других Сложные взаимодействия Хроническое переживание одиночества Несправедливость, неравенство отношений Эмоционально насыщенное деловое общение Переживание социальной незащищённости Негативные или холодные, бесчувственные взаимоотношения между коллегами и подчинёнными Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессионализма Переживание социально-экономической нестабильности «Трудные ученики» Поиск новых решений Переживание социальной и межличностной изоляции Отсутствие корпоративной сплочённости, низкая организационная культура Высокая ответственность за дело и за других Неконструктивные модели преодолевающего поведения Межличностные конфликты Самоконтроль и волевые решения Высокая мотивация власти Ролевые конфликты, ролевая неопределённость Неинтересная или нелюбимая работа «Трудоголизм» Дефицит административной, дружеской, социальной и других видов поддержки Бюрократизм и «бумажная» работа Низкая самооценка. Низкая профессиональная мотивация. Перегрузки Отсутствие готовых решений. Необходимость творческого поиска Эмоциональная неустойчивость Недогрузки

Признаки проявления СЭВ Стадия эмоционального истощения Стадия деперсонализации Редукция личностных достижений

Внешние и внутренние признаки СЭВ 1. Физические изменения 2. Эмоциональные изменения 3. Поведенческие симптомы 4. Интеллектуальное состояние 

Роль индивидуальных особенностей учителя в развитии или блокировании СЭВ фактор «личностной выносливости объяснение причин своих успехов и неудач тактика поведения учителя в трудной профессиональной ситуации « трудоголизм»

Определение типа поведения 1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно? 2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности? 3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете? 4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника? 5. Пребываете ли вы в постоянной спешке? 6. Трудно ли вам терпеливо ждать? 7. Склонны ли вы скрывать свои чувства? 8. Вы говорите выразительно и громко? 9. Трудно ли вам доверять часть работы другим? 10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.? 11. Раздражают ли вас бездельничающие люди? 12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение? 13. Трудно ли вам понять интересы других людей? 14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой? 15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?

Профилактика синдрома эмоционального выгорания определение для себя краткосрочных и долгосрочных целей использование «тайм-аутов» овладение умениями и навыками саморегуляции профессиональное развитие и самосовершенствование уход от ненужной конкуренции эмоционально-личностное общение поддержание хорошей физической формы умение рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Причины возникновения усталости Напряжение мышц Неприятные эмоции Ненужные дела

Научитесь сбрасывать мышечные напряжения. Не «кормите» ненужные отрицательные эмоции. Пресекайте пустые «интересы». Прекращайте болтовню. Практикуйте внутреннее молчание.

Жизнь – это поток нейтральных событий Ваши переживания – результат вашего выбора Свобода-это возлюбленная жизнь Проснитесь! Стоп! Остановитесь. Вокруг вас мир, и он прекрасен Смотрите свежим взглядом на живой мир Научитесь отделять своё «Я» от переживаемого состояния Будьте внимательны и просто смотрите Работайте «на перехвате» Кризисы естественны как болезни роста Не разрешайте себе плохое настроение

Технология нейтрализации отрицательных эмоций ( страх, гнев, раздражение) I. Психологический минимум Осознать- почувствовать-заметить Принять эмоцию и себя со знаком «+» II. Физический минимум Сбросить мышечные зажимы «Продышать» эмоции