12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Владимировна Казарцева28568
Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008).
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Конспект урока «Крохотка А.И. Солженицына «Колокольня», подготовка к ЕГЭ

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ. А.И. Солженицын «Колокольня»

Структура сочинения - рассуждения Вступление Проблема ( в какой форме можно записать проблему?) а). в повествовательной форме: проблема чего? СОВЕСТИ б). В форме вопроса (нужна ли человеку совесть?) 3. Комментарий а). На каком материале автор раскрывает проблему? б). Для чего он это пишет? Позиция автора Ваша позиция Аргументы (какие аргументы и сколько мы можем использовать в сочинении?) а). 1 аргумент (лит) + 1 аргумент (литературный) б). 1 аргумент (лит) + 1 аргумент (из жизненного опыта) 7. Вывод

Словарная работа Окоём – о·ко-ём. 1. поэт. пространство, которое можно окинуть взглядом, горизонт. Хляби - (устаревшее выражение), бездна , водные глубины. Затопить - 1. Залить (водой) поверхность чего-н. Затопило (безл.) луга в поймах. 2. Погрузить в воду, в глубину (о больших предметах). Затопленцы – те, кого затопили. Дюжина - старинная мера поштучного счета, равная двенадцати, применявшаяся до введения метрической Системы (двенадцать метров, двенадцать свечей). Сажень - старинная русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м)

Словарная работа МОЛОГА и вся на дне! – Молога – Древний город, затоплен в 1935 году при строительстве Рыбинского и Углического гидроузлов. 130 тысяч человек выселено с территории города. Некоторые жители нашли здесь смерть: добровольно ушли из жизни со своим домом при наполнении водохранилища 294 человека. На дне Рыбинского водохранилища покоятся 600 деревень и сел, кладбища, церкви. Уровень воды в водохранилище колеблется: раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются улицы, фундаменты домов, кладбища с надгробиями.

Какова тема крохотки «Колокольня»? (изображение Калязинской колокольни)

Калязин - один из старинных русских городов. На берегах Волги. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку Что вы знаете о Калязине и калязинской колокольне?

В 15 веке в этом городе был построен Троицкий Калязинский монастырь. Монастырь стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни

При монастыре была построена колокольня в 16 веке. Высота ее более 74 метров. Это была колокольня с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства Полежаевых, жителей этого города

Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и гражданскую войну

Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1932 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища

Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня… Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина

К сожалению, многие великие стройки советской страны много горя принесли на берега Волги. Калязин затоплен большевиками, которые поскупились на строительство второй плотины. В этом районе в зону затопления вошло 65 населенных пункта. Почти все они скрылись под водой полностью. Тогда же отзвонили навеки 15 церквей, в том числе и калязинская колокольня

Какие проблемы ставит автор в предложенном тексте? а).уничтожение русских городов, русской старины; б).разрушение объектов культуры; в).историческая память, национальные ценности; г).судьба России, русских людей; д).безответственное отношение власти к народу, историческому прошлому страны; е). сохранение духовно – исторической памяти народа.

Многие писатели, историки, ученые оставили свое отношение к происходящему. В том числе и А.И. Солженицын

Выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970г), академик Российской академии наук (1997г), лауреат Государственной премии (2007г). Автор многих замечательных произведений: «Архипелаг Гулаг», «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки» и других Александр Исаевич Солженицын (1918 – 2008 гг)

«Крохотки» – сборник миниатюр, которые писались с 1958 по 1960 годы под впечатлениями от поездок по Средней России. Одна из них «Колокольня». В ней он рассказал о затоплении города Калязин и о символе этого города – калязинской колокольне

Проблема: сохранение духовно – исторической памяти народа Комментарий: А.И. Солженицын обращается к истории нашего Отечества, показывает, сколько пережила наша Родина (войны, набеги, смена власти, бунты, революции…). Но она не пала, стойко выдержала все, оставалась на плаву. И утопить ее не смог никто! Именно поэтому писатель обращает внимание на калязинскую колокольню, она олицетворяет Россию и является символом надежды для людей. Колокольня – это православный христианский символ. Образ несломленной, непокоренной России ассоциируется автором с образом колокольни. Тоже несломленной и непокоренной. Духовное возрождение России автор усматривает в тесной связи человека с православной культурой.

Найдите в тексте авторскую позицию. Как А.И. Солженицын относится к происходящим событиям? а).А.И. Солженицын верит в будущее России, в ее духовное возрождение; б).Он призывает к бережному отношению к истории своего Отечества, к духовному единению нации; в).Он считает, что пренебрегать духовно – историческим опытом прошлого безнравственно; г).Осквернение памятников культуры – это преступление против Родины;

Согласны ли вы с мнением автора? Почему? Какие аргументы вы могли бы привести, чтобы доказать свою точку зрения? Из литературы: Валентин Распутин «Прощание с Матерой» Роман Сечин «Затопленная зона» Владимир Солоухин «Время собирать камни», «Черные доски», «Письма из Русского музея» Дмитрий Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Из жизни: История Храма Христа Спасителя История православных церквей нашего города.

Валентин Распутин «Прощание с Матерой» Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они не были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определенном смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матеру уже вернуться нельзя: остров затопило. Очевидно, придется вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый поселок и посмотреть, что станет с ними там»

Роман Сенчин «Зона затопления» Страна принимала грандиозные планы: строить заводы, реки поворачивать вспять, стране нужна была электроэнергия

При строительстве Богучанской ГЭС уйдут под воду десятки деревень, сотни километров пашенной земли, с ними и русская, сибирская культура, копившаяся веками

Значительное место в творчестве Владимира Солоухина занимают художественно- публицистические очерки «Письма из Русского музея», «Черные доски», «Время собирать камни». В них подняты проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Борьба за спасение памятников, находящихся под угрозой разрушения и полного исчезновения, стала делом его жизни Владимир Солоухин

Дмитрий Сергеевич Лихачев Историческая память – основа совести и нравственности, основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство, наша связь с прошлым…

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя (1968-1994 год) 1837 год Храм Христа Спасителя 1931 год

1797 - 1809 1940 Первоначальная деревянная кладбищенская Троицкая церковь существовала с 1770 года. В 1940 году Свято-Троицкую церковь закрыли. В здании храма расположился склад кинопроката. Кладбище было снесено в 1949 году и переоборудовано в городской сад. К церкви пристроили танцплощадку. Это был горсад, любимое место развлечения горожан 

 29 сентября 1971 года Совет Министров Бурятской АССР принял здание Свято-Троицкой церкви на государственную охрану. В 1988 в храме начались ремонтные и реставрационные работы. Первое богослужение было проведено 28 декабря 1991 года. В 1992 был установлен крест, а колокола — 14 сентября 1994 года 1991

Свято-Одитриевский собор. Начатое в 1741 году строительство собора длилось более чем 40 лет. Храм стал первым каменным зданием города. 1930 году храм закрыли и стали использовать здание собора как склад. В этом же году сняли колокола. Позже в этом здании разместился музей истории Бурятии. В 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории

Сей Поклонный крест освещен и установлен в память о Спасской церкви – первом храме г. Верхнеудинска, стоявшем здесь с 1696 года и разрушенном в 1930-х годах

Забота о памятниках истории и культуры: каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (часть 3 статья 44 Конституции РФ)

Затонувшие церкви служат доказательством тому, что люди могут создавать невероятные строения, но также обязательно найдутся другие люди, которые все могут в один момент уничтожить. Мы топим целые города и деревни ради создания дамб и резервуаров, но церкви стоят непобедимыми над поверхностью воды. Они стоят и напоминают нам о нашей обязанности: сохранить прошлое ради будущего, сохранить в себе человека…