12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Дарья Владимировна518
Россия, Пермский край, Березники

Доклад «Опыт организации дошкольного образования в Японии»

Тема «Опыт организации дошкольного образования в Японии Выполнила : студентка группы – в-63 Чистякова Д.В. Проверила : Преподаватель: Третьякова Н.И.

Введение: Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В нашей стране в настоящее время пристальное внимание приковано к организации дошкольного образования, к созданию проектов, обеспечивающих условия для качественного дошкольного образования. Это связано с введением в практику стандарта дошкольного образования, которое стало первой ступенью образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подчеркивает самоценность дошкольного детства, необходимость создания условий для раскрытия потенциальных сил и возможностей каждого ребенка. Поэтому, все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом. Большой педагогический потенциал содержится в системах дошкольного образования Японии, которая имеет свою историю, традиции. Например, всех поражает организованность дошкольников в японском детском саду. Сразу возникают вопросы: «Какими приемами, методами это достигается?»  Ответ на этот вопрос я раскрою путем изучения литературы ,статей, интернет-ресурсов.

План реферата Введение Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране. Типы дошкольных учреждений. Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Наличие программ Организация педагогического процесса в ДОУ Взаимодействие детского сада с семьёй Подготовка педагогических кадров Актуальные проблемы дошкольного образования. Заключение Список литературы

1.Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране - Исследователи японского образования (Н. П. Дронишинец, 3. А. Малькова, R. Benedict, С. Lewis, L. Peak и др.) подчеркивают, что исключительно важную роль в социально-экономическом развитии Японии играло и продолжает играть образование. «Образование спасет нашу страну» - это девиз каждого японца -- Образовательные учреждения для детей дошкольного возраста стали появляться в 70-х годах 19 века. Одним из первых таких учреждений стал детский сад при педагогическом училище для девочек в г.Токио, он был создан в 1876 г. в соответствии с европейскими взглядами на образование. -В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

Детский сад в Японии выполняет функцию социализации малыша. Детский сад в Японии выполняет функцию социализации малыша. В целом образование в Японии строится так: 6 лет в начальной школе, 3 года в средней школе и столько же в средней школе повышенной ступени. Затем 4 года в университете. Обязательными являются первые 9 лет обучения. Кроме того, в стране существует система ясельных учреждений и детских садов. Все компоненты образовательной системы (дошкольное, школьное, а так же высшее обучения) взаимосвязаны и подчинены единой цели -- передать подрастающему поколению традиционные моральные и культурные ценности современного японского общества (коллективизм, уважение к человеку и природе, стремление к максимальной творческой самоотдаче) В 1947 г. был принят закон об образовании, в котором дошкольное образовательное учреждение было определено как неотъемлемая часть полной национальной образовательной структуры. Началась разработка стандартов образования для детей дошкольного возраста.

2.Типы дошкольных учреждений К дошкольным учреждениям относятся детские сады, центры дневного ухода и учреждения для детей с недостатками в развитии. специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня. Сейчас в Японии насчитывается более 15 000 государственных и частных дошкольных учреждений.

Детские сады делятся на Государственные Частные Дополнительные «Хойкуэн» - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. «Етиэн» . Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. специальные детские площадки, куда можно при необходимости отвести ребенка на часть дня.

3.Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста.   Цель обучения в японском саду больше воспитательная, чем образовательная. Основной целью, ставящейся перед детским садом, является «умственное развитие детей, укрепление их физического здоровья, обеспечение благоприятной окружающей обстановки, в которой дети могли бы чувствовать себя комфортно, безопасно, и которая способствовала бы раскрыти индивидуальных способностей в полной мере». Такова общая цель, которая ставится перед всеми детскими садами страны (разработкой воспитательной доктрины дошкольников в Японии занимается Всеяпонский центр по координации деятельности дошкольной педагогики). Эта общая цель в свою очередь распадается на вполне определенные задачи, которые перед наставниками в воспитании детей определенного возраста.

4.Наличие программ В японских детских садах нет образовательной методики. Есть годовой план мероприятий, вокруг которых вертится жизнь детского сада. В новых стандартах подчеркнуто, что дошкольное образование является частью национальной системы образования, отмечена роль детских садов в формировании личности человека, указано, что каждое дошкольное образовательное учреждение имеет свою собственную и неповторимую систему воспитания Дошкольное образование в Японии включает в себя пять направлений это: социальные отношения, здоровье, безопасность, язык, окружающая среда, выражение чувств. Детей учат общению, быть самодостаточными и развивать в себе новые навыки, изучая народные сказки и читая книги, детей приучают к языку и культуре. В детских садах предусмотрены и образовательные программы: детей учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе.

Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы).

5.Организация педагогического процесса в ДОУ Учебный год в детских садах, как и в других образовательных учреждениях, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. В течение года дети три раза уходят на каникулы: летние каникулы длятся с 21 июля до 31 августа, зимние - с 21 декабря по 8 января, весенние - с 21 марта и до начала нового учебного года, 6 апреля. Наполняемость одного детского сада составляет примерно 135 человек. Режим работы: Открывается детский сад в 7.00 Игровая деятельность детей 9.30-утренняя гимнастика Дежурство НОД Игровая деятельность

Режим работы: Открывается детский сад в 7.00 Игровая деятельность детей 9.30-утренняя гимнастика Дежурство Завтрак Игровая деятельность НОД Прогулка Полдник Тихий час Прогулка с 16.30 до 18.00 Приход родителей

6. Взаимодействие детского сада с семьёй   Вовлеченность родителей в воспитательный процесс в детских садах очень высока При этом воспитание проводится не только детей, но и родителей. В детских яслях практикуется ведение тетрадей, в которых воспитатель делает записи о деятельности ребёнка в течение дня: как спал, ел, как себя чувствовал и так далее, ответную реакцию ждут и от родителя. Педагоги и родители записывают интересные наблюдения и своё мнение о воспитании конкретного ребенка. Весь процесс воспитания детей построен на тесном сотрудничестве педагога и родителя. Проводятся родительские собрания,мероприятия Создаются родит.комитеты

7.Подготовка педагогических кадров Подготовка воспитателей для работы в детских садах ступенчатая; дипломы имеют разную ценность и длительность действия. В идеале воспитатели имеют университетское образование (требования к их подготовке определены специальным законом еще в 1949 г.). Работать педагогом в Японии почетно, поэтому в дошкольных учреждениях много мужчин - администраторов и инструкторов. В детских садах воспитателями работают в основном молодые незамужние женщины. А директором сада обычно является мужчина. Наряду с выполнением своих повседневных обязанностей, воспитатели детских садов должны реализовывать дополнительные программы: детей учат правилам поведения на дороге и безопасному поведению, организуют экскурсии, спортивные соревнования, в том числе в плавании, традиционные японские упражнения в литературном творчестве, походы для старших

8.Актуальные проблемы дошкольного образования В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов с усилением частного сектора в дошкольном образовании, поскольку это приводит к снижению качества образовательных программ Второй проблемой является повышение роли академических успехов детей (несмотря на декларируемую социальную направленность дошкольного образования) - ряд престижных детских садов принимает лишь одного из пяти трехлетних детей на основе конкурсного отбора. В результате в Японии появились учреждения, специализирующиеся на подготовке двухлетних детей к поступлению в детский сад. педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство.

Заключение В данной работе я раскрыла тему «Опыт организации дошкольного образования в Японии при помощи научно – методической литературы Вывод: в японской системе дошкольного образования , есть много общего с российской системой ,но есть и отличия, в первую очередь концептуального и содержательного характер. Посещение дошкольных учреждений в Японии не является необходимым и обязательным. Большинство детских садов - частные организации, число государственных невелико Основная особенность образования в Японии - жесткое и беспрекословное соблюдение устоявшихся традиций и сложившегося уклада.

Цель обучения в японском саду больше воспитательная, чем образовательная, социализация ребенка. Цель обучения в японском саду больше воспитательная, чем образовательная, социализация ребенка. Как показал анализ, в каждой системе есть свои особенности, плюсы и минусы, нестандартные подходы к воспитанию детей.