12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117556
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай

Образовательный ресурс «Задания для учащихся по наблюдению за деревьями»

Задания для учащихся по наблюдению за деревьями Подготовила: Трефилова Раиса Поликарповна, учитель биологии, МБОУ «Карагайская СОШ № 2», с.Карагай, Пермский край, 2018

Цель и задачи Цель: Организация исследовательской работы учащихся в природе. Задачи: 1. Способствовать расширению и углублению у обучающихся базовых эколого-биологических и исследовательских компетенций; 2. Формировать навыки экологически грамотного поведения обучающихся в природе; 3. Развивать исследовательскую активность обучающихся, бережное отношение к природе.

Организация работы Предмет, УМК: Биология, 6 класс, УМК любой. Деятельность учителя: подготовка и распечатка карточек с инструкцией для исследовательской работы, проверка выполнения работы, организация консультаций для учащихся Деятельность учащихся: выполнение заданий по карточкам, подготовка сообщения по результатам исследований.

Задание 1 1.1. Определите, какие древесные растения высажены на пришкольном участке. 1.2. Установите, какие деревья преобладают, каково их значение для озеленения пришкольного участка? 1.3. Заведите дневник наблюдений. В таблицу занесите следующие сведения: дата; погода (температура, ветер, осадки); дерево; начало распускания листьев, массовое распускание листьев; бутонизация; начало, массовое цветение и окончание цветения; опылители цветков, начало плодоношения, окончание плодоношения, как распространяются плоды.

Задание 1 1.4. Цветение и плодоношение оценивается в баллах: 5 – обильно, 4- хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – слабое, 1 – единичное, 0 - цветение или плодоношение отсутствует. 1.5. В отчёте сделайте вывод о влиянии погоды на рост и развитие растений, влияние опылителей на плодоношение декоративных культур и урожай плодовых растений. 1.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии деревьев за весь вегетационный период. 1.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 2 2.1.Найдите тополь в микрорайоне проживания или микрорайоне школы. В рекомендованной литературе прочитайте информацию о тополе, выпишите в свой дневник наблюдения сведения об этом дереве. Отметьте, какие растения: мужские или женские, обитают в микрорайоне наблюдения. 2.2. Отметьте следующие фенологические фазы тополя: распускание цветочных (генеративных) и листовых (вегетативных) почек и сроки их вегетации. Далее отметьте сроки цветения, созревания плодов, пожелтения листьев, листопада. 2.3. Заполните таблицу, как в задании 1.

Задание 2 2.4. Сделайте вывод о темпах развития мужских и женских деревьев. 2.5. Найдите в дополнительных источниках информацию об определении женских растений и решении проблемы распространения пуха у женских растений. 2.6. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии тополя за весь вегетационный период. 2.7. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Задание 3 3.1. Выберите дерево по своему усмотрению и проведите наблюдения по плану, отмеченному в заданиях 1 и 2. 3.2. Заполните таблицу. 3.3. Отметьте взаимные приспособления растений и насекомых к опылению. Сделайте вывод об участии разных групп опылителей в опылении разных видов деревьев. 3.4. Сделайте фоторепортаж о росте и развитии дерева за весь вегетационный период, участии опылителей в опылении. 3.5. Составьте сообщение о результатах своих наблюдений.

Литература Верещагина В.А., Колясникова Н.Л. Растения Прикамья: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001. Иллюстрированный определитель растений Пермского края/ С.А. Овеснов, Е.Г.Ефимик, Т.В.Козьминых и др./ под ред. С.А.Овеснова. – Пермь: Книжный мир, 2007. – 743 с. Каплан Б.М. Научно-методические основы учебного исследования флоры: Методическое пособие. Часть 1: Теория, проблемы и методы флористики. – М.: Лесная страна, 2010. – 179 с. Козьминых Е.В. Конспект флоры подзоны южной тайги Пермской области (экология и современное состояние). – Пермь, 1999.- 181 с. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР.- Л.: Колос, 1964. Методы школьного эколого-биологического исследования / сост. Е.Л.Щепина. – Пермь, 2006. – 32 с. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель. Дикорастущие растения.- М.: Дрофа, 2002.- 416с.ил. Овеснов С.А. Конспект флоры Пермской области. – Пермь: Изд-во Перм. Ун-та, 1997. 252 с. Петров В.В. Мир лесных растений. – М.: Наука, 1978. с. Школьный экологический мониторинг/ под ред. Т.Я. Ашихминой. - М., 2000.