12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Дарья Владимировна518
Россия, Пермский край, Березники

Доклад на тему «Опыт организации дошкольного образования в Германии»

«Опыт организации дошкольного образования в Германии» Выполнила: воспитатель старшей группы №4 «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4» г.Березники, Пермский край Чистякова Д.В.

Цель работы: рассмотреть состояние и перспективы развития дошкольного образования в Германии .

1.Взаимоотношения дошкольного воспитания с общей системой образования в стране Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten»- в английском. Известно, что Германия является родоначальницей ДС и дошкольной педагогики(первый детский сад, как некое педагогическое понятие, появился в Германии в 1840-ом году), поэтому система Ф. Фребеля в какой—то мере сохранилась до сих пор. Название «детский сад»придумал сам Фрёбель, имея ввиду, что каждый ребёнок похож на молодое деревце, о котором надо постоянно заботиться, ухаживать, в общем, растить. 

Современная Германия - федеративное государство, состоящее из 16 самостоятельных земель, каждая из которых располагает разнообразной по формам системой образования, предоставляя учащимся возможность выбора модели обучения. В настоящее время в Германии сосуществует 2 системы дошкольного образования (одна – в Западной Германии, вторая – в Восточной Германии). Низкую, так называемую, элементарную ступень системы образования Германии образуют детские сады. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 - 5 лет. Дошкольные детские сады, подготовительные классы и вводные группы принадлежат к первой ступени школьного образования.

2.Типы дошкольных учреждений Традиционные детские сады в Германии до сих пор работают по модели, созданной Ф.Фребелем сложилось пять основных типов дошкольных образовательных учреждений: 1.детские сады с полным и неполным пребыванием(3-6 лет) -частичное посещение (Teilzeitbetreuung) когда ребенок находится в детском саду до или после обеда -продленное утреннее время (Verlängertes Vormittagsangebot) ребенок находится в садике с утра, обедает, а потом его забирают. -полное время (Ganztagsbetreuung) с утра до вечера. Все, что касается немецких детских садов решают местные власти. Спонсорами могут выступать различные организации, фонды и частные лица. 

- группы-сады для детей одной возрастной группы(старший дошкольный возраст) - пришкольные группы(5 лет); - подготовительные классы начальной школы(5 лет); - интернаты(3-6 лет) материнские центры. (В них мамы, вместе с ребятами, занимаются необходимой деятельностью, общаются между собой и экспертами по педагогики и психологии). Также детские сады делятся на государственные, частные и сады, которые относятся к церковным общинам.

3.Цель и основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Детские дошкольные учреждения понимаются сегодня как неотъемлемая составная часть системы образования Германии. В соответствии с законом 1990 года целью детских дошкольных учреждений является в основном развитие ребенка в самостоятельную и социально-ориентированную личность посредством ухода за ребенком, его воспитания и образования. Концепций воспитания детей в дошкольных учреждениях Германии очень много, единой государственной программы (концепции воспитания) не существует. Это могут быть:

1.Bauernhofkindergarten (от немецкого Bauernhof – крестьянский двор, подворье Кindergarten – детский сад). «Крестьянские садики», где во главу угла поставлено общение с животными;  2.Freinet-Kindergarten. Главный принцип - полная свобода и самостоятельность ребенка. Дети сами решают, что и когда они будут делать, во что играть, чем заниматься, когда кушать и спать. Ребята сами устанавливают правила поведения в пределах детского сада.  Большое внимание в таких учреждениях уделяется творчеству, сюжетно- ролевым играм, экспериментам, экскурсиям на природу или предприятия и организации города. 

3.Reggio-Kindergarten. Напоминают строением небольшой городок с «ярмарочной площадью»-главным холлом посередине и выходами в другие комнаты. Среду, в которой находятся дети, называют главным воспитателем. Воспитатель в таких садах лишь помогает ребенку осваивать пространств 4.Экологические садики, где дети проводят большую часть времени на воздухе и общаются с природой. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. Такой сад располагается в лесу и называется Waldkindergarten. Детки постоянно находятся на природе, изучают деревья и другие растения, мастерят поделки из природного материала. 

5.Интеграционные детские сады. Такого рода ДОУ предполагают совместное нахождение здоровых детей и детей с физическими или психическими отклонениями.  6.Интернациональные детские сады. Это вид ДОУ создан для эмигрантов и, чаще всего, самими эмигрантами для своих детей. В Германии очень много турко-немецких, еврейских, русско-немецких детских садов. Концепция этих учреждений основана на принципах билингвальности. В группах с детьми постоянно находятся два воспитателя, один, носитель родного для детей языка, и второй, разговаривающий на немецком языке

4.Наличие программ Программа современных массо­вых детских садов отличается структу­рированностью содержания и вклю­чает в себя следующие разделы: -социальное воспитание; - ознакомление с окружающим ми­ром (жизнью, природой, предметами); - формирование способов дейст­вия с мерами, числами, формами; -эстетическое воспитание; - музыкальное воспитание; -двигательно-моторное воспи­тание; - воспитание участника уличного движения. Каждый из разделов подразделя­ется на 10—11 конкретных тем. Например: «Я иду в есть свой дом», «Мы знакомимся с соседями детского сада», «Что мы де­лаем дома, если мдетский сад», «Мы зна­комимся друг с другом», «Наша груп­па детского сада», «У каждого из нас ы не в детском са­ду», «Люди живут здесь и в других странах», «Скоро мы идем в школу» [15]. Вывод: Единой государственной програм­мы воспитания и обучения детей в дет­ских садах нет.

5. Организация педагогического процесса в ДОУ Занятия разрабатывают воспитатели по следующим направлениям: Развитие речи, Занятия на логическое мышление, Знакомство с природой и Окружающий мир Режим дня: 7.00 – Прием детей в группу 8.30 – Завтрак 9.00 – Morgenkreis «Утренний круг». Приветственная песня – Занятия в группах/подгруппах – Прогулка – Обед – Дневной сон (1 группа) Чтение вслух (2 группа) – Прогулка – Игры, самостоятельная деятельность – Уход домой – Закрытие детского сада

6.Взаимодействие детского сада с семьёй. В немецких садах, в отличие от России, гораздо теснее сотрудничество с родителями, с которыми воспитатели ведут активную работу, задействуют их воспитательный потенциал, в том числе по передаче ценностей. Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями. И.А. Корепанова подробно останавливается на следующих формах работы с родителями: – родительские собрания; – индивидуальные встречи с родителями; – посещение семьи на дому; – совместное проведение свободного времени; – регулярные встречи (родительские вечера, родительские кафе); – совместные прогулки и поездки; – письма; – родительский комитет (совет) и т.п. Автор относит к формам самоорганизации родителей родительское собрание и работу родительского комитета. Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями.

Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Приведем нескольких вариантов присутствия родителей в детском саду: − завтрак с родителями. Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры; -родительское кафе, родительский вечер. Такие встречи — родительская инициатива. Иногда они называются Elternstammtisch (встреча родителей-завсегдатаев). Регулярность встреч различна: один-два раза в месяц, перед большими праздниками, в начале и в конце года. Детский сад в данном случае предоставляет лишь помещение (во всех детских садах предусмотрена отдельная комната, для встреч родителей). В этой же комнате родители находятся в период привыкания ребенка к детскому саду.

- праздники. Ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т.п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители; − дни рождения. В некоторых детских садах есть возможность бесплатно или за незначительную сумму в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры. После активной части всех ждет легкий перекус. − экскурсии детей на рабочие места родителей. Родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями. Таким образом, можно сделать вывод о том что, родители принимают участие в образовательной процессе.

7.Подготовка педагогических кадров Педагоги получают среднее образование, являются универсалами, владеющими педагогическим ,психологическими, медицинскими, музыкальными(также иметь начальное музыкальное образование, поскольку педагог ДОО должен играть на одном музыкальном инструменте),творческими навыками( в их основах, но не глубинно). В Германии предоставлено право самостоятельно определять уровень профессионализма,заниматься самообразованием. Вывод: воспитатели должны иметь педагогическое образование.

8.Актуальные проблемы дошкольного образования Сегодня в Германии, лишь 60 % педагогов имеют элементарной ступени имеют соответствующее образование, и сложно поверить, но среди них доля сотрудников с высшим педагогическим образованием оставляет менее 3%. Другой проблемой современного перехода на академизацию подготовки дошкольных педагогов в Германии стала незначительная доля профессорско-преподавательского состава, занимающегося со студентами, и необходимость повышения их дидактических компетенций. Полтора года назад ситуация изменилась, так как рождаемость резко выросла, и возникли проблемы с местами в детском саду. Теперь нельзя самому выбирать детский сад. Через несколько месяцев после рождения ребенка надо вставать в электронную очередь, чтобы к трем годам ребенок мог точно получить место в садике. Но здесь активно работают над этой проблемой, открывают новые сады.