12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демкина Марина Владимировна54

Рабочая программа по русскому языку, 8 класс

Мир дворянской усадьбы Выполнила Дёмкина М.В., учитель литературы МОУ СОШ №66

Цели работы Русская помещичья усадьба — это удивительная «страна в стране», замечательное явление истории и культуры. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев в архитектуре усадебного дома, разбивке садов и парков, создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и Цель работы- понять, что значит этот «мир дворянской усадьбы» , узнать, как показана усадьба в литературных произведениях 19 века. библиотек. И конечно, усадьба — это прежде всего мир детства русских дворян.

Дворянское жилище в первой половине XIX века Усадьба - это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий. В XIX веке русские дворяне жили в родовых усадьбах.

Как жили дворяне? . Каждую весну начиналось «великое переселение» дворян из города в сельскую местность. Помещики спешили отправить письма приказчикам с требованием выслать за ними лошадей. Дети собирали свои книги и игрушки. Прислуга укладывала сундуки. Так начинался «дачный сезон». Любой зажиточный дворянин стремился иметь особняк в городе и в деревне. Пора тепла, цветов, работ, Пора гуляний вдохновенных И соблазнительных ночей. В поля, друзья! скорей, скорей, В каретах, тяжко нагруженных, На долгих или на почтовых Тянитесь из застав градских. А.С.Пушкин “Евгений Онегин” Существовали и поместные дворяне Они жили в деревне круглый год.

Как строились дворянские особняки? Классицизм демонстрировали колонны главного дома, античные росписи, скульптура и мраморные статуи перед домом. Дома декабристов в Москве В XIX деревенские и городские особняки дворян строились в стилях классицизм и ампир. Ампир- это массивные монументальные формы , богатые украшения, строгость линий. Важным элементом ампира являются скульптуры.

«У Харитонья в переулке» Москва –город церквей . В московских адресах после указания района следовало название церковного прихода. «Живет у Симеона»,- пишет А.С. Пушкин о Москве в романе «Евгений Онегин» Адрес в Петербурге начинался указанием на улицу или полицейскую часть, к которой относится дом.

У дворянского особняка В саду играли крепостные музыканты, давались театральные представления. перед дворянским особняком разбивали палисадник, сад с оранжереями и фонтанами, в которых расхаживали павлины и фазаны Вид с балкона усадьбы Останкино Парк в усадьбе В Петербурге, в Москве ,в крупном городе

Внутри петербургского дома Петербургский дом начинался с вестибюля, куда выходили двери из швейцарской. Онегин во время последнего свидания с Татьяной в Петербурге также проходит все помещения : прихожую, залу, гостиную: Отсюда лестница вела в бельэтаж, где располагались основные комнаты: передняя, зала, гостиная. Из гостиной шли двери в спальню и кабинет. Такова планировка дома графини в "Пиковой даме". Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше : никого. Дверь отворил он.

Пейзажи московских дворов Московские дома стояли не в единую линию. Характерная черта московского пейзажа – деление города на отдельные , замкнутые мирки : части города, церковные приходы, городские усадьбы с домами-особняками. Каждый дом был отдельной архитектурной плеядой ,был окружен зеленью. «Вот окружен своей дубравой, Петровский замок» А.С.Пушкин Дворяне , переселившиеся в Москву, обстраивали её великолепными зданиями. На Воздвиженке, Тверской, Басманной, Покровке, Мясницкой выросли роскошные дворцы вельмож, построенные знаменитыми зодчими – Растрелли, Казаковым, Баженовым, Кваренги.

Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Но вот уж близко. Перед ними Уж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, братцы! как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг. «Евгений Онегин». У Пушкина пейзаж Москвы рассыпается на картины, здания, предметы. Улицы распадаются на дома, будки, колокольни

Фантазии зодчих Один из характерных домов 19 века. Вход отнесен во двор. Фасад имеет трехчастное деление с портиком, несущим пологий фронтон. Высокие парадные комнаты расположены вдоль улицы. Жилая половина дома обращена во двор. Комнаты расположены в двух этажах, соединенных внутренней лестницей. Второй, мансардный этаж занимала прислуга. В подвальной части дома размещались кухня, кладовые. Дом А.В.Лопухина - старинный дворянский особняк Усадьба открывала огромные возможности для проявления вкусов владельцев в архитектуре и интерьере усадебного дома Существовали и роскошные поместья с грандиозными дворцами , с театрами, парками, лабиринтами дорожек, статуями, прудами. Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Усадьба Останкино, принадлежала графу Шереметьеву

Провинция В провинции состоятельные люди не отстают от столичной архитектурной моды. В селе Великое Гаврилов -Ямского района Ярославской области Здание создано известным архитектором 19 века Ф.О Шехтелем. Фасад здания представляет собой дворец в стиле ампир с крышей – смотровой площадкой, с которой открывался чудесный вид на парковый ансамбль особняка. В архитектурном облике есть и отзвуки средневекового замка и грановитой палаты. Особняк купца А.В.Локалова

Богатое убранство комнат Голубой зал в особняке Лепнина и бронзовые люстры и светильники освещали не требующий портьер зал – окна и дверные проёмы самодостаточны и не требуют драпировок.

Детали архитектуры и интерьера городских и деревенских особняков Деревня . Дом помещика: «…легче тени Татьяна прыг в другие сени…» «В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц…» «…для гостей Ночлег отводят от сеней До самой девичьи…» « Нет ни одной души в прихожей. Он в залу; дальше; никого». Их показывает А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» Москва . Особняк дворянина: дворянина: Садится Таня у окна. Редеет сумрак; но она Своих полей не различает: Пред нею незнакомый двор, Конюшня, кухня и забор. Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле

Деревенский дом. Усадьба Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые.(2,1) Мелькали сёла; здесь и там Стада бродили по лугам, Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, И сени расширял густые Огромный, запущённый сад... (Дом Лариных) Типичное описание помещичьего дома можно встретить в исторических и литературных источниках: «Входное парадное крыльцо, с огромным навесом и двумя боковыми стенами в виде пространной будки» Читаем у Пушкина: Почтенный замок был построен Как замки строиться должны (дом Онегина) Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный,

Хозяева Уклад жизни городского дворянина и сельского барина был различен, но развлечения были схожи Например ,в селе по воскресениям и церковным праздникам родители с детьми отправлялись в церковь или в монастырь. Вернувшись домой, наносили визиты соседям. Набор светских занятий городского дворянина к началу 19 века включал официальные и семейные визиты, обязательные балы в течение зимы, поездки в театр , гулянья в парках, катания в праздники.

Усадьба — это мир детства дворян «Переношусь мысленно в старый флигель с бревенчатыми стенами. Вот моя детская кроватка под кисейным занавесом … Рядом кровать няни, а в углу шкаф с образами Между двумя окнами шкаф с разными домашними припасами». Из воспоминаний помещицы Т. Толычевой Маленькие дворянки любили играть в куклы, няни часто водили детей на луг играть в горелки Значительную часть кругозора дворянской девушки определяли книги.

Дом на лоне природы Аллеи лип сада в Останкине были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки . Парк состоял из Увеселительного(перед дворцом) и Прибавочного садов с несколькими живописными прудами. Хозяева усадеб проявляли фантазию в разбивке садов и парков.

Усадьбы демонстрировали достаток хозяев И в Петербурге , и в Москве дворцы и особняки высшей аристократии располагались на набережных рек Невы и Неглинной

Двухэтажный барский дом Первый этаж дома: После парадных комнат- длинный зал с семью окнами в двух стенах . В зале было двое дверей: первая - в коридор, ведущий к девичьей, и черный выход на двор. Вторая - в гостиную; третья -из гостиной в кабинет или в спальню. Эти две комнаты и часть зала были обращены к цветнику или к саду. . Дом был окружён огромным садом. Непременная деталь - балкон. Дом ставился на склоне. С одной из сторон открывался вид на скат холма, на спуск к реке , на луга, поля, перелески. Она любила на балконе Предупреждать зари восход…

«Во вкусе умной старины» была обстановка первого этажа Часто стены и потолки в парадных комнатах затягивали холстом, который расписывали краской домашние художники Затем в гостиную …А вот камин; Здесь барин сиживал один… Здесь с ним обедывал зимою Покойный Ленский, наш сосед. …Везде высокие покои, В гостиной штофные обои, Царей портреты на стенах, И печи в пестрых изразцах.

Жилые помещения на втором этаже обставлялись просто. Комната Татьяны же обставлена совсем иначе. Когда Татьяна осматривается вокруг себя, она видит стол с лампадой, груду книг, кровать, стоящую под окном, портрет Байрона на стене и столик со статуэткой. Так Онегин поселился не в «высоких покоях», а в задних жилых покоях В комнате, которую занял Онегин, было всё просто: "пол дубовый, два шкафа, стол, диван пуховый".

Набор: зала, гостиная, спальня, кабинет, столовая, детская , девичья, кладовая, сени был в каждом помещичьем доме. Планировки сельских домов были похожи

В интерьере хозяева проявляли индивидуальность вкусов

И изысканность В зажиточных домах стояла мебель, обитая кожей и украшенная золотыми гвоздиками, на окнах – шторы из парусины , на потолках- хрустальных люстры. Останкинский дом по убранству и представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор.

Картины Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Являясь атрибутом хорошего вкуса, они идеально вписываются в интерьера особняка. Почти обязательная принадлежность усадьбы - это фамильные портреты. Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Лучшие творения художников попадали в коллекциях вельмож, академии художеств. Портреты семьи Пушкиных Два замечательных портретиста того времени,

Даже в самых заурядных усадьбах собирались библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Художественные вкусы помещиков демонстрировали книги по ведению хозяйства, по строительству. Даже в самых заурядных усадьбах собирались библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Художественные вкусы помещиков демонстрировали книги по ведению хозяйства, по строительству. Оазис высокой культуры и духовного аристократизма был изящным сборным местом всех замечательных личностей современного общества, - вспоминал С. П. Шевырев. Поколение Татьяны - барыня уездная, "с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках". «В Москве дом княгини Зинаиды Волконской

Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались. ВА.С.Пушкин Особые масштабы принимало музыкальное творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая даже в Москве и Петербурге. Дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами

Выводы: Историческая и художественная литература свидетельствуют о том, что русская усадьба - огромный пласт отечественной истории и культуры, с которым тесно связаны литература, музыка, живопись, различные виды искусств. Обмен новостями, модами, знаниями из самых разных областей науки и искусства делали усадьбу одним из замечательных явлений русского общества 19 века