12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мамонтова Э. Г.29

Статья «Механизмы развития читательской среды в общеобразовательной организации»

Решение учебных задач/ситуаций на уроках литературного чтения на родном языке, литературного чтения Составители: Мамонтова Элеонора Геннадьевна, Габова Элина Валерьевна учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15»

Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его. Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации.

Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом: – возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка); – специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений); – меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Решение учебных задач/ситуаций Учебная задача/ситуация «Обложка книги»

Учебная задача/ситуация «Изучаем автора» Учебная задача/ситуация «Драматизация»

Учебная задача/ситуация «Пересказ» Учебная задача/ситуация «Предлагаем версии» Учебная задача/ситуация «Берем интервью у героя» Учебная задача/ситуация «Рекомендации по выбору книги»

Учебная задача/ситуация «Идем в библиотеку» Экскурсия в школьную библиотеку

Учебная задача/ситуация «Дискуссия о книге» Учебная задача/ситуация «Пишем рассказ» Учебная задача/ситуация «Сортируем тексты»

Литературные игры

Восстановление текста с пропусками слов (по летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»). Чтение с подсказками (герои или часто повторяющие предметы нарисованы). Составление плана пересказа по рисункам. Слушание литературных произведений в исполнении мастеров слова (н/п, литературно-музыкальной композиции «Детство святого преподобного Сергия Радонежского») Применение диафильма при чтении произведения (н/п, «Ашик-Кериб», «Сказка о потерянном времени») . Выставка книг на одну тему, одного автора (при знакомстве или при завершении изучения раздела). Составление аннотации, отзыва по книге, по произведению, по обложке книги. Сравнение художественных произведений с мультфильмами и художественными фильмами для детей.

Сравнение схожих произведений (н/п, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов»; «Теремок» и «Варежка»). История создания произведения. Литературная игра, викторина по разделу (приложение). Сравнение произведений по теме, но разных по видам, жанрам, авторам. Сравнение репродукции картин с произведением. Проект «Любимый детский журнал» (ребята рекламируют свой любимый детский журнал, пытаются заинтересовать одноклассников, в конце урока спрашиваем ребят, какой журнал им захотелось прочитать, почему). Составление синквейнов по изученным произведениям. Реклама произведения или книги. «Что? Где? Когда?»: Универсальная игра для всех “Да – нетка” Заглавие сказки     Главные герои     События     Задачи жанра     Вид сказки     Определи, к какому виду относится эта сказка? Докажите своё мнение. Заполните таблицу. (Работа в группе, паре)

Межпредметные связи При изучении темы «Обращение к природе. Герои произведения, их характеристика. Чтение текста про лося.» Работали над сравнением произведений разного жанра о лосе: текста в «Азбуке» (с.11), стихотворение В.А. Брагина «Лоси». В группе продлённого дня мы прочитали статьи о лосях в книгах А. А. Плешакова «Зелёные страницы», В. В. Зотова «Лесная мозаика». После чтения обсудили, что интересного учащиеся узнали об этих обитателях наших лесов, в завершении работы ребята поработали с раскрасками, на которых были изображены лоси. Надо было определить по раскраске, лось или лосиха изображены (обосновать свой ответ), какие цвета потребуются, чтобы выполнить работу, попробуйте рядом нарисовать лосёнка. Таким образом, происходит межпредметная связь предметов «Литературному чтению на родном языке», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». При проведении промежуточной аттестации по технологии в 3 классе учащиеся изготавливают игрушки для пальчикового театра и затем защищают свою работу, представляя небольшую инсценировку. Таким образом происходит межпредметная связь уроков литературного чтения и технологии. В 1 классе мы используем данную театрализацию на уроках «Литературного чтения на родном языке» при прохождении темы «Знакомство с русскими народными сказками «Теремок» и «Репка».

Внеурочная деятельность Проведение тематических новогодних мероприятий, проектов, викторин, посвящённых определённым произведениям писателей – юбиляров

«Праздник Букваря»

Конкурс выразительного чтения наизусть произведений поэтов Республики Коми

Конкурс команд юных чтецов, посвящённый юбилейным датам писателей и поэтов

Участие в муниципальных, Всероссийских и Международных конкурсах