12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крахина Татьяна Ивановна100
Россия, Тамбовская обл., Староюрьевский р-он, с.Вишневое

Презентация «Формирование культуроведческой компетенции на основе современных образовательных ресурсов»

Тема: Формирование культуроведческой компетенции на основе современных образовательных ресурсов Автор: Крахина Т. И., учитель русского языка и литературы

Актуальность « Да ,да, именно о культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий…» Н.К.Рерих Актуальность работы определяется тем, что вопрос о приобщении членов общества к родной национальной культуре стоит сегодня особенно остро. Это связано со снижением духовности, нравственности, с отсутствием ценностей культуры. В связи с этим возрастает внимание к проблеме культуры и ее трансляции в школьном образовании.

Противоречия между Низкий уровень культуроведческой компетенции Необходимость воспитания культурного человека Творческие знания Уровень орфографических и пунктуационных навыков Необходимость формирования прочных знаний Большой объём теоретических сведений Репродуктивным характером обучения Творческим самовыражением

Проблема Формирование стойкого интереса к культуре народа и языку

Цель: Создание условий для развития личности обучающегося, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций

ЗАДАЧИ изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по формированию коммуникативной и культуроведческой компетенции конкретно с учетом специфики предмета «Литература» и «Русский язык»; определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся культуроведческой компетенции; повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; повысить результативность обучения; включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

Новизна заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий.

Планируемы образовательные результаты повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности; умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах высокая творческая активность личности; повышение качества знаний в процессе преподавания предмета. Повышение уровня общей речевой культуры Расширение знаний о жизни русского народа, о русской культуре

Реализация проекта рассчитана на 1 год Возраст детей 14-17 лет Сроки реализации проекта

Подготовительный Изучение теоретических основ проблемы на основе современных педагогических технологий , анализ материалов по теме проекта, разработка модели Этапы реализации проекта

уровень культуроведческой компетенции на начало проекта

Основной Поисково-экспериментальный Апробирование модели, проведение уроков с использованием современных педагогических технологий. Определение ведущих идей и стратегий реализации проекта. Пересмотр существующих методов и приемов работы. Активизация внеклассной работы. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Механизм реализации проекта. Дидактический материал учебников Внеклассная работа Уроки развития речи Экскурсии.

Основной Поисково-экспериментальный Апробирование модели, проведение уроков с использованием современных педагогических технологий. Определение ведущих идей и стратегий реализации проекта. Пересмотр существующих методов и приемов работы. Активизация внеклассной работы. Включение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Лингвистическая игра-викторина «Вопрос на засыпку»

Мастер Творческий, ищущий Творил, любил, создал Любовь- прекрасная страна Рукописи не горят Ася (И.С. Тургенева “Ася”) Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная. Маша(А.С. Пушкин «Дубровский») Красивая, богатая Любит, прощает, страдает Мария достойна счастья Красота спасёт мир Экскурсия в с. Константиново (музей-заповедник С.А.Есенина)

Левша Косой, мастеровой Жил, работал, изобрёл Дело мастера боится Патриот своей Родины Мастер Творческий, ищущий Творил, любил, создал Любовь- прекрасная страна Рукописи не горят Ася (И.С. Тургенева “Ася”) Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная. Маша(А.С. Пушкин «Дубровский») Красивая, богатая Любит, прощает, страдает Мария достойна счастья Красота спасёт мир Экскурсия в село Лермонтово (музей-заповедник «Тарханы»)

Левша Косой, мастеровой Жил, работал, изобрёл Дело мастера боится Патриот своей Родины Мастер Творческий, ищущий Творил, любил, создал Любовь- прекрасная страна Рукописи не горят Ася (И.С. Тургенева “Ася”) Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная. Маша(А.С. Пушкин «Дубровский») Красивая, богатая Любит, прощает, страдает Мария достойна счастья Красота спасёт мир Экскурсия в литературно-мемориальный музей И.А.Бунина)

Экскурсия в Музей-усадьбу «Ясная поляна»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СИНКВЕЙНЫ презентации ЭССЕ проекты УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследовательская работа Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ в с.Вишневое Гоголь - словесный кулинар Лингвистическое исследование Автор: Кольцов Денис Витальевич Руководитель: Крахина Татьяна Ивановна Вишневое 2014год

Синквейны Левша Косой, мастеровой Жил, работал, изобрёл Дело мастера боится Патриот своей Родины Мастер Творческий, ищущий Творил, любил, создал Любовь- прекрасная страна Рукописи не горят Ася (И.С. Тургенева “Ася”) Скромная, беззащитная Любила, страдала, сбежала Готова пойти на все ради любимого человека. Загадочная. Маша(А.С. Пушкин «Дубровский») Красивая, богатая Любит, прощает, страдает Мария достойна счастья Красота спасёт мир

Маша(А.С. Пушкин «Дубровский») Красивая, богатая Любит, прощает, страдает Мария достойна счастья Красавица Левша Косой, мастеровой Жил, работал, изобрёл Дело мастера боится Патриот Синквейны в литературе

Светлое и трагическое в творчестве С. А. Есенина. Я сердцем никогда не лгу… На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за всё благодарю… С того и мучаюсь, что не пойму,- Куда несёт нас рок событий.

Презентация «Хочу представиться…»

“Гений чистой красоты” урок-мастерская Сократ говорил, что красота телесная бывает всегда изображением душевной.                                           Н.М. Карамзин

Методы и приемы Рисование образа слова Этимологические этюды Продолжи рассказ Построение полей смыслов Лингвистическая экспедиция Культуроориентированный анализ слова Творческие мастерские одного слова Концептуальный анализ

Словесный портрет слова «Красота» Выполнила: ученица 11 класса Куделина Екатерина

Культурологический анализ слова хлеб

Построение полей смыслов Построение полей смыслов Родина ► Толкование Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь. ◊ Этимология Общеславянское слово, суффиксальное образование от слова род; исходное значение «семья», далее «место рождения» и «отчизна, отечество». Родственно словам родить, родиться, место рождения, старославянского слова родити. ☻ Однокоренные слова Родной, родимая (сторона), родители. ☼ Синонимы Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

Этимологический этюд Этимологический этюд Русь. Короткое – в один слог всего – а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. У слова Русь много значений. Русь. Русские. Россия. Россияне. Иными словами, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды. Есть у слова Русь еще одно значение. Русью светлое место зовется. Где солнышко. Да всё светлое так называют: русый парень, русая девушка; русая рожь – спелая. Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя. (По С. Романовской)

ЖИВОЕ СЛОВО «ДОБРО» Учитель русского языка и литературы Крахина Т.И. Обучающиеся 8класса

Этапы реализации проекта Обобщающий Подведение итогов, оценка эффективности модели, анализ результатов и распространение опыта.

Результативность проекта .

Интерес к предмету

Результативность проекта Участие обучающихся в конкурсах

Исследовательская деятельность Урочная деятельность Внеурочная деятельность Творческие группы учителей Рост заинтересованности исследовательской работой учащихся Учебный год 2012-2013 20013-2014 Кол-во учащихся 4 11

уровень познавательной активности

Результативность проекта Уровень словесно-логического мышления

Результативность проекта Отношение к слову

Информационные ресурсы 1. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках//  «Русская словесность», 2003. - №1. 2.Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1844. 3.Виньков Ю.В. Пословицы как средство развития речи. // //«Русский язык в школе». – 2005. - №2. 4.Городецкая В.М. Лингвокультурологические задачи (10 – 11 классы). //«Русский язык в школе». – 2009. - №2. 5.Доманский В. А. Литература и культура: Культуроведческий подх Павлова Н.С.Учение с увлечением. Тамбов 2008 6. Клюева Г.Ю. Формирование культуроведческой компетенции учащихся V_VI классов при изучении лексики на уроках русского языка. Журнал РЯШ №6 2009, стр16-19. 7.Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского. Журнал РЯШ №2 2009 стр.7. 8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // М. Народное образование 1998