12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Керус Анастасия Владиславовна50
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Изучение темы "Понятие творчества" в помощь учителю Технологии

«Понятие творчества» Презентацию разработала: Керус А. В. Учитель технологии ГБОУ СОШ№ 398 По материалам учебника Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10-11 классы

Феномен творчества присущ человеку и очень важен как для отдельной личности, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым идеям, которые несут научные открытия, технические изобретения, философские мировоззренческие концепции и т. д. Давно подмечено, что новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень.

Творческий процесс Существует множество различных определений понятия «творчество». Например, по мнению американского ученого П. Хилла, творчество - «это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Процесс творчества - весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее, эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.

Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапом, которые являются типичными для творческого процесса: 1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения. 2. Инкубация (вызревание) - отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами. З. Озарение - возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком. 4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация идеи.

Существуют различные виды творчества: художественное, научное, техническое. Техническое творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идеи, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает процедуры проектирования и конструирования.

Проектирование - разработка и обоснование проекта какого-либо объекта, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта, первоначально представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей и т. д. Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.

Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия. Отдельным явлением в рамках технического творчества является изобретательство. Изобретательство в современном значении этого слова - это творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.

Упражнения для развития творческого мышления Задание № 1. Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.

Задание № 2. Игра «Потерпевшие кораблекрушение». Инструкция: Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Предположительно, на расстоянии 1000 миль к северо-востоку от Вас находится ближайшая земля. Вам дан список 15 предметов, которые уцелели и остались неповрежденными после пожара. В дополнение к этим предметам Вы располагаете прочными надувными спасательными плотами (с веслами), способными выдержать Вас, экипажи все перечисленные выше предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек, пять однодолларовых банкнот. Ваша задача – проранжировать 15 перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и т.д. до 15-го – наименее значимого из всех предмета

После того, как завершена индивидуальная работа со списком, группе дается 5 минут на выполнение общего задания: «Ваша группа, руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из 15 предметов. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти. Используйте следующие рекомендации для достижения согласия: 1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически. 2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклоняться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми Вы можете согласиться хотя бы отчасти. Избегайте таких методов «ухода от конфликта» как голосование, компромиссные решения. После оглашения группового решения, руководителю следует привести контрольный список, содержащий оптимальный порядок предметов.

Задание № 3. «Применение предметов» Цель: развитие творческого интеллекта. За две минуты найдите как можно больше применений для канцелярской скрепки и запишите их.

Если вновь созданная конструкция является изобретением, т. е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Каждый изобретатель, дабы не «открывать Америк», должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в области приложения его интеллектуальных усилий. И, кроме того, он должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность.

Защита интеллектуальной собственности Конституция Российской Федерации статья 44 Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность Информация, идеи, знания, которые могут быть представлены на материальном носителе и распространены в неограниченном количестве копий

Объекты авторского права Объекты авторского права (произведения науки, литературы, искусства) Объекты смежных прав (исполнения, фонограммы, телевизионные и радиопередачи) Объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) Средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования) Нетрадиционные объекты (селекционные достижения, открытия, рационализаторские предложения)

Патентный закон РФ 14 октября 1992 года Правовая охрана изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Охрана осуществляется патентом. Действует в течение 20 лет, свидетельство – 5 лет, промышленный образец – 10 лет.

Патентный поиск Не повторяет ли изобретение уже сделанное. Были ли аналогичные решения. Когда, кем и какой документ закреплен за тем или иным техническим решением. Каковы достижения в той или иной области техники.

Рационализация Действия, направленные на то, чтобы усовершенствовать, сделать более разумными машину, способ или процесс. «Рацио» (лат.) – «разум».

Задание. Разработайте варианты товарного знака для предприятия, выпускающего любой выбранный вами объект.

Логические и эвристические методы решения задач

Решая любую задачу, человек может идти двумя путями: 1) применить известные типовые решения, общепринятые схемы — эта исполнительский уровень; 2) изобрести (создать, спроектировать) новый своеобразный способ достижения цели — это творческий уровень. Очевидно, что творческий процесс предполагает решение неординарных, не типовых, но творческих задач.

Творческую задачу можно определить как возникающую в любом виде деятельности или в повседневной жизни ситуацию, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска объективно или субъективно (для конкретного человека) новых, не известных ранее методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии и т. п. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, имеющегося и желаемого.

Все известные методы решения творческих задач по признаку преобладания в них интуитивных или логических процедур и соответствующих им правил деятельности условно можно разделить на две группы: логические и эвристические.

Логические (рациональные) методы — это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д. Данная группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или какого-либо другого совершенствуемого или исследуемого объекта. Эти методы применяются повсеместно в науке и в жизни, их преподают в школе. Наиболее ярким примером сферы применения логических методов является математика.

Эвристические (интуитивные, или иррациональные) методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности человека, решающего творческую задачу. Они стимулируют интуитивное мышление, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышают эффективность решении определенного класса творческих задач.

Методы эвристики начали разрабатываться сравнительно недавно и первоначально предназначались для решения чисто технических задач. Однако сегодня они находят применение в различных областях управления и бизнеса, в рекламе, дизайне, даже в искусстве, например при подготовке театральных постановок. Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководители любого ранга. Проведение совещаний, деловых игр с использованием данных методов открывает принципиально новые подходы к решению управленческих проблем, задач в области коммерческой деятельности, а также в сфере услуг.