12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Алла Геннадьевна725
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Центр онлайн-обучения» Леонтович Александр Владимирович Кандидат психологических наук Председатель ООД «Исследователь»

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС Если хочешь воспитать в детях смелость ума,  интерес к серьёзной интеллектуальной работе,  самостоятельность как личностную черту,  вселить в них радость сотворчества, то  создавай такие условия, чтобы искорки  их мыслей образовывали царство мыслей,  дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.  Ш.А. Амонашвили. 

Ученик- субъект Научить ученика учиться Системно-деятельностный подход Основная цель образования в нач.школе-это развитие личности обучающегося путём усвоения УУД (Личностные; Регулятивные; Когнитивные (познавательные); Коммуникативные)

В каких разделах  Федерального государственного стандарта основного общего образования упоминается учебно-исследовательская деятельность? Программа развития универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации. Предметные результаты изучения предметной области «Естественно-научные предметы» и условия реализации основной образовательной программы. Предметные результаты изучения предметной области «Технология» и программа развития универсальных учебных действий. Условия реализация основной образовательной программы и программа коррекционной работы. Описание личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы и целевой раздел основной образовательной программы.

ФГОС ООО Исследовательская деятельность – основа для формиро-вания коммуникативных навыков и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Объекты исследования заложены в предметных результатах. В предметной области «Технология» - цель и предметная направленность. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу формирования УУД как учебно-исследовательская деятельность; фиксированы все элементы исследовательской деятельности. Учитывается необходимость условий для реализации

ФГОС СОО Часть портрета выпускника – способность осуществ-лять учебно-исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность – основа для форми-рования навыков сотрудничества и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Предметные результаты включают проведение учебно-го исследования в рамках всех предметных областей. Обязательность выполнения индивидуального проекта. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу развития УУД как компетенцию в области учебно-исследовательской деятельности.

Джон Дьюи Суть метода – стимулировать интерес учеников к определенным проблемам, а через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

1.Реферат – компиляция(cоставление какого-либо текста, произведения путём использования чужих текстов) знаний из разных источников 2.Экспериментальная работа 3.Описательно-натуралистическая работа 4.Проект 5.Исследование Виды творческой работы:

Исследовательское обучение (А.И.Савенков) Специфическое личностное образование в основе исследовательской деятельности – исследовательские способности: видеть проблемы; вырабатывать гипотезы; наблюдать; проводить эксперименты; давать определения понятиям…

Исследовательское обучение (А.И.Савенков) Подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося с самостоятельному изучению окружающего. Цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере Проектная деятельность учащихся деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных; совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Исследование – получение нового знания про известные предметы (правильность, результативность определяется экспериментальным путём) Например: Исследование температуры воды на разной глубине. Вред и польза от одуванчиков. Проект – создание новых предметов (практическая значимость). Например: Сделать модель самолёта. В какие игры играли наши бабушки и дедушки.

Стадии работы над проектом — это «пять П»:  1.Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4.Продукт 5. Презентация.  6 «П» проекта — его Портфолио ( папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации)

Алгоритм проектирования: 1. Подготовка    выбор темы проекта;    актуальность проекта, постановка цели, задач; подбор рабочей группы 2. Планирование Определение источников необходимой информации Определение способов сбора и анализа информации Определение способа предоставления результатов Установление процедур и критериев оценки результатов проекта Распределение задач (обязанностей между членами рабочей группы) 3. Исследование планирование и разработка исследовательских действий;   сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;       

5.Представление (выступление, защита) проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач и причин этого) Поэтапное выполнение исследовательских задач 4. Выводы Анализ информации Формирование выводов

Популярные формы проектов среди обучающихся: Учебный проект, информационный, экологический, социальный проект(объект: курение, отношение к старикам, места выгула собак…), видеофильм (поздравление для мам) учебная предметная презентация сценарий мероприятия творческий проект ( альбом, словарь, выставка, газета) Костюм (показ собственных моделей)

•по содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; •по количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); • по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта; Виды проектов

КОМПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УРОКА • обнаружение проблемы • исследовательское задание • обсуждение результатов • фиксация новой информации • задания на формирование умения • задания на использование умения

Пропавшая экспедиция Каждая команда получает письмо с обрывками дневника геолога: «…Здесь, 26 августа, мы поставили наш чум на побережье, у конечного утеса правого берега, у места, богатого воспоминаниями давно прошедших времен. … 24 ноября …Ребята не возвращаются восьмые сутки. Начинаю волноваться. Продуктов осталось совсем немного, да та солонина, что оставили местные. Не хотелось бы брать, да видать придется …Карандаш заканчивается. Отмечу, что мы здесь обнаружили, а то…Все. Привет на Большую Землю! Люблю тебя, Маша! Прощай…» Также к «письму» прилагаются значки (без подписей) полезных ископаемых. В задачу учеников входит, пользуясь картами атласа и полученными значками, определить регион, в котором пропала экспедиция, составить описание этого региона, попытаться определить закономерности размещения полезных ископаемых

Повторение изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел (Мельникова В. Н., Васильева Л. М., 2 класс) Цели урока: Деятельностная цель: - формирование у уч-ся способностей к структурированию и систематизации изучаемой темы Содержательная цель: - построение обобщенно – деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии урока. Для повторения необходима система заданий, которая записана на доске: 385 390 395 Прочитайте числа. Что у них общего? Как назвать одним словом? Откуда появилось такое название? Какое число лишнее? Работаем с первым числом: - Назовите цифру в разряде десятков, в разряде сотен, в разряде единиц. Найдите сумму цифр этого числа (Ту же работу проводим со вторым и третьим числом) Третье число представьте в виде суммы разрядных слагаемых. -В каком порядке записаны числа? (В порядке возрастания ) Продолжите закономерность, запишите еще 3 числа, расскажите все о числе 410 ( Соседи, кол-во сотен, дес. и ед., сумма цифр)

- Увеличьте 410 на 62, уменьшите на 50, на сколько 410 меньше 428, на сколько 410 больше 0; -Как вы считали? (Устно) -А какой способ необходимо тренировать? (Письменный) - Что помогало при письменном приеме вычисления?(Алгоритм) -Прочтите алгоритмы. Почему их два? Как их назовем? –(Сложение и вычитание с переходом через разряд и без перехода) -Найдите эталоны, к какому из алгоритмов они относятся? Работа в парах: соотнесение алгоритма и эталона (проверка на доске) Работа с проговариванием по алгоритму с применением эталона каждого ученика сначала вслух, а затем в парах

Поднимите руку те пары, которые выполнили задание без ошибок, в каких парах ошибки были допущены, но исправлены? Сделаем вывод: Что мы делали на этом этапе? – (Повторяли) Кто справился с работой без ошибок? Вывод: Смогли ли применить знание алгоритма во всех заданиях? Кто смог – поднимите руку. Домашнее задание (творческое) Зашифровать название города при помощи примеров, которые решаются с помощью изученного алгоритма.

1. Изучение теоретического материала 2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования 3. Формулировка рабочей гипотезы 4. Освоение методики исследования 5. Сбор собственного экспериментального материала 6. Обработка собранного материала 7. Обобщение, анализ, выводы 8. Представление исследовательской работы Структура исследования

При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы: Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование? Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы? Цель. Что я хочу исследовать? Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование? Задачи исследования. Дата и место проведения моего исследования. Методика работы. Каким образом я проводил исследование? Описание работы. Мои результаты исследования. Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить. Использованная литература.  Обычно в исследовательской работе: 1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики; 1/3 времени затрачивается на сбор материала; не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.

Формы организации исследовательской и проектной деятельности учащихся Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента Элективные курсы – школьный компонент Группы дополнительного образования Экскурсия Общешкольный исследовательский проект Поход или экспедиция Профильная смена или выездная школа Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение

Темы детских исследований 1гр. Фантастические (н-р, проект волшебной машины, Космического корабля…) 2гр. Эмпирические-темы, связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. (н-р, книга рекордов нашего класса) 3 гр. Теоретические(самые сложные)- темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. (н-р, собрать в разных справочниках информацию об определен.группе собак.Обобщив информацию, можно найти интересные закономерности)

Соответствие содержания работы заявленной теме Четкость формулировки проблемы исследования и ее обоснованность Четкость и содержательность формулировки цели и задач исследования Обоснованность и адекватный подбор методов исследования Глубина анализа литературы по исследуемой теме Наличие собственных эмпирических данных или использование первичных источников и их достаточность Глубина самостоятельного анализа полученных результатов Четкость выводов, обобщающих исследование и связь их с результатами Соблюдение требований к оформлению работы Высокий уровень сложности исследования (по доступности материала, по последовательности этапов исследования и анализа, по методам сбора материала или обработки данных и т.п.) Критерии оценки исследовательской работы

• наличие литературного обзора, осведомленность в проблематике избранной области; • соответствие результата поставленным целям и задачам; • реализуемость проекта (оптимальность планирования, необходимость и достаточность привлекаемых ресурсов, их доступность); • оригинальность решения, разнообразие привлекаемой для решения информации и решений; • наличие функциональной технологии самооценки результата; • последовательность и доступность презентации проекта, качество презентационных материалов. Критерии оценки проектной работы

Примерный состав слайдов презентации • Название доклада, ФИО автора, ФИО руководителя, название организации (текст, фото автора, фото организации, фото объекта исследования). • Цели и задачи работы (текст, рисунок объекта исследования или проектирования). • Блок-схема выполнения работы (гипотеза – методика – эксперимент массив данных – обработка анализ – выводы). • Демонстрация хода работы. Фото автора или коллектива, выполняющих работу. Карта или схема местности • Демонстрация объектов (фото образцов, информантов и т. д.) с подписью. • Таблица полученных данных (или массив данных в иной форме) • Выводы (текст – 3-5 пунктов). • Благодарности руководителю и помощникам (текст, рисунок, фото).

Конкурс образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся • образовательные программы различного • методические разработки и пособия по организации исследовательской деятельности учащихся в учебных заведениях различного типа; в полевых и лабораторных условиях; с детьми различных возрастов и т.д. • дидактические и практические материалы, используемые при проведении исследовательских работ; • учебные пособия и разработки для школьников по самостоятельной организации исследовательской деятельности; • проекты и программы исследовательских мероприятий (конференций, экспедиций и др.) со школьниками. http://irsh.redu.ru/projects.html «Я исследователь» Всероссийский Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников Сайт http://www.ctrigo.ru/soo/1/84/110.

Учебно-методический комплект «Я - исследователь» Автор комплекта – доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А. И. САВЕНКОВ Рабочая тетрадь для младших школьников «Я – исследователь» Предлагаемая рабочая тетрадь поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях в ходе основного обучения. Тетрадь разработана специально для диалога с ребенком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.