12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вялых Светлана Анатольевна44
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Синтаксический и пунктуационный анализ

Урок русского языка

Семиклассники, доброе утро. Чтобы определить тему урока, выполните задание по ссылке: https://learningapps.org/622894

Синтаксический и пунктуационный анализ Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради: число, классная работа, тему урока. Определите трудности изучения темы.

Сформулируйте цель урока Цель – систематизировать знания о языке и языковых единицах Знать: языковые единицы и явления Уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, строить монологический ответ, работать в парах, оценивать учебную деятельность Понимать: роль языка в жизни человека

Давайте посмотрим, насколько прочны наши знания о системе языка. 1. Теоретические вопросы Проверьте свои теоретические знания по теме «Синтаксис и пунктуация»: ответьте на предложенные вопросы и проверьте по схемам-образцам оформите ваши ответы в рабочей тетради условными значками (+/-)

Единицы Уровни Разделы Фонема Фонетический Фонетика Морфема Морфемный Морфемика Словообра зование Слово Морфоло гический Лексикология Морфология Предло жение Синтакси ческий Грамматика 1) Назовите единицы, уровни и разделы языка

2).Дайте определение СИНТАКСИСА Синтаксис - (от гр. syntaxis «сочетание, строение» ) раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц

3)Назовите основные единицы синтаксиса Синтаксические единицы Словосочетание Предложение

4)Укажите способы подчинительной связи в словосочетании Словосочетание Согласование Примыкание Управление

5)Укажите, чем может быть осложнено простое предложение Простое предложение Однородные члены предложения Обращение Вводные слова Обособленные члены предложения

6) Укажите виды сложных предложений Сложное предложение Союзное Бессоюзное [ ], [ ] ССП [ ], и [ ] СПП [ ], (что ) И, а, но… Что, чтобы, который, когда, где, потому что… Да (=но, =и)

Проанализируйте работу. Оцените свои знания по теме по критериям: «отлично» – я дал точный полный ответ на все вопросы «хорошо» – я дал ответ на все вопросы, но был не всегда точен в формулировках «удовлетворительно» – я дал неполный полный ответ на вопросы, мне нужна была помощь «необходимо работать!» - я не смог дать ответа на вопросы, мне нужна была помощь

Запишите в тетрадь рекомендации (1-2 предложения) по изучению теории. Внесите по необходимости правки в тетрадь для подготовки к итоговому собеседованию

Переходим к практическим заданиям Выполните задания. Осуществите самопроверку (взаимопроверку).

I.Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль текста и выполните разборы. Наступила весна и тихая дача огл...силась громким говором скрипом колес и грязным топотом людей переносящих тяжести (7). Приехали из города дачники... Первой с кем познакомилась собака была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье выбежавшая в сад. Жадно и (не)терпеливо желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое она посмотрела на ясное небо и быстро легла на траву (4). Потом так же внезапно вскочила и серьезно сказала: — Вот весело-то! Сказала и быстро закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в густых кустах крыжовника и смородины.(По Л.Андрееву )

1.Пунктуационный разбор Проверьте по образцу. [Наступила весна], и [тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, /переносящих тяжести/ ]. [– =],и [– = ,  и  ,/ ПО / ]. ССП Сущ. ПО ПГС Сущ. ПГС x x

2.Пунктуационный разбор Проверьте по образцу. [Жадно и нетерпеливо, /желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое/, она посмотрела на ясное небо и быстро легла на траву]. [  и  ,/ ДО /, – = и =]. Простое предложение Мест. ДО ПО ПГС ПГС

Сопоставьте 1 и 4 предложения по критерию «Особенности синтаксиса и пунктуации». Отметьте сходство и различие. Заполните таблицу. Общее Различное 1 предложение 2 предложение

Сделайте вывод о роли союза И в предложениях Союз И ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ [Ο и Ο]. [Ο, и Ο, и Ο]. [Ο и Ο, Ο и Ο]… [… как Ο, так и Ο]. […не только O, но и O] СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ [ ], и [ ]. ОВЧ [ ] и [ ]. [ ] и [ ]?

Напоминаю! В конце года в качестве контрольной работы – устное собеседование. Поэтому важно чётко, точно и глубоко выполнять грамматические разборы как письменно, так и устно.

Проанализируйте и оцените свою работу по критериям: «Могу без ошибок выполнить разборы как графически, так и в виде монологического высказывания» – 5 «отлично» «Могу выполнить разборы как графически, так и в виде монологического высказывания, но допускаю 1-2 неточности » – 4 «хорошо» «Могу выполнить разборы как графически, так и в виде монологического высказывания, но допускаю 3-4 неточности » – 3 «удовлетворительно» «Не могу выполнить разборы, мне нужна помощь» – «необходимо работать!»

Попробуйте продолжить текст Л. Андреева 2-3 предложениями. Попробуйте продолжить текст Л. Андреева 2-3 предложениями. Используйте разнообразные синтаксические конструкции с союзом И: простое осложнённое предложение; сложносочинённое предложение.

Определите, какую информацию о языке вы узнали, чему научились, что поняли. Определите, какую информацию о языке вы узнали, чему научились, что поняли. Укажите, с какими трудностями столкнулись. Оцените свою работу на уроке. Ответ запишите в виде 1-2 предложений. Спасибо за работу!