12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Односоставные предложения на практике.

«Односоставные предложения в рассказе В. Шукшина «Степка»»

Односоставные предложения в рассказе В. Шукшина «Степка» Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди советской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

Таким предстает перед ними Степка, герой одноименного рассказа. Заключённый, он за три месяца до окончания срока сбегает в родную деревню. Дома ему удаётся побыть только один вечер. За побег ему предстоит отсидеть ещё два года. Таким предстает перед ними Степка, герой одноименного рассказа. Заключённый, он за три месяца до окончания срока сбегает в родную деревню. Дома ему удаётся побыть только один вечер. За побег ему предстоит отсидеть ещё два года. После прочтения рассказа был произведен анализ предложений. Я вычленил из текста односоставные предложения и распределил их по типам.

Данные анализа приведены в Приложении №1 (фрагмент ниже)

«Количественный анализ односоставных предложений в рассказе В. Шукшина «Степка»

Определенно-личные - 26% В односоставных определенно-личных предложениях актуализируется действие. Все внимание сосредоточено на действии, возрастает динамичность фразы, ее категоричность, усиливается эмоциональная нагрузка.

Неопределенно-личные - 21% Неопределенно-личные предложения интересны тем, что в них подчеркивается действия, живые интонации. Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе - сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план независимо от того, известен он говорящим или нет.

Безличные - 16% Наиболее типичное для безличных предложений - значение общей предопределенности, которое конкретизируется как неизбежность, долженствование, вынужденность, возможность и другие оценки. Инфинитивные предложения открывают перед автором больше возможности для выражения мыслей, значений неизбежности действий, его невозможности; вопросительно-инфинитивные предложения, ставящие вопрос с оттенком обязательности, желательности, позволения.

Обобщенно-личные – 5% Обобщенно-личные предложения выделяются из всех своей экспрессией. Такие предложения содержат образное суждение.

Назывные – 3% Определяющей особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания.

ВЫВОДЫ: Роль односоставных предложений в рассказе многообразна: придают тексту красочность и лаконичность; помогают избежать неоправданных лексических повторов местоимений; дают возможность акцентировать внимание автора только на действии, не называя того, кто его производит; могут играть роль обобщения, передавать настроение автора, состояние героев и природы; создавать особый эмоциональный фон произведения.

Заключение В художественной литературе одним из способов раскрытия индивидуального отношения человека к миру является речь персонажа. Она позволяет передать его суждение, мнение, оценку по поводу какого-либо факта или события, выраженное во внешней речи, и даёт возможность писателю характеризовать героя художественного произведения посредством этой самой речи, раскрывая читателю его внутренний мир. Василий Шукшин – признанный мастер художественного слова. Соответственно поставленной цели, мной была выявлена роль односоставных предложений в рассказах Василия Шукшина. Значимость таких предложений велика, потому что они употребляются во всех стилях и типах речи, придавая тексту лаконичность, эмоциональность, краткость, динамику, дают возможность избежать излишнего повторения местоимений.