12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хазырова Альфия Рафиковна56
Преподаватель физики-математики
Россия, Челябинская обл.

Типы уроков по ФГОС

Автор: преподаватель физики, высшей квалификационной категории, Хазырова Альфия Рафиковна Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Аргаяшский аграрный техникум» ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа обучающихся, а не преподавателя. Осуществляется практический, деятельности подход. Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных. Авторитарный стиль общения между обучающимся и преподавателем уходит в прошлое. Теперь задача преподавателя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Основные этапы уроков по ФГОС: Мотивация Актуализация знаний Построение проекта коррекции затруднений Реализации проекта Рефлексия

Требования к уроку Традиционный урок Объявление темы урока Преподаватель сообщает обучающимся Сообщение целей и задач Преподаватель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться Планирование Преподаватель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность обучающихся Под руководством преподавателя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Осуществление контроля Преподаватель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы Осуществление коррекции Преподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию Оценивание обучающихся Преподаватель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке Итог урока Преподаватель выясняет у обучающихся, что они запомнили Домашнее задание Преподаватель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Требования к уроку Урок современного типа Объявление темы урока Формулируют сами обучающиеся Сообщение целей и задач Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания Планирование Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность обучающихся Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание обучающихся Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Проводится рефлексия Домашнее задание Обучающиеся могут преподавателем с учётом индивидуальных возможностей

Типология урока Традиционные уроки Уроки деятельностной направленности Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Урок «открытия» нового знания; Урок рефлексии; Урок общеметодологической направленности; Урок развивающего контроля.

Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у обучащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Структура урока «открытия» нового знания 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Виды урока «открытия» нового знания Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока рефлексии 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Виды урока рефлексии Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Структура урока общеметодологической направленности 1) Этап мотивации к учебной деятельности. 2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3) Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 4) Этап включения изученного в систему знаний. 5) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Виды урока общеметодологической направленности Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока развивающего контроля 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Виды урока развивающего контроля Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Учебная ситуация Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть преподаватель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой обучающиеся сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования