12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Викторовна Романовна42
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Современные формы работы с родителями

Современные формы работы с родителями Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педколлектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.

Все формы работы с родителями подразделяются на: - коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные; традиционные и нетрадиционные.

Коллективные формы. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников, к ним, прежде всего, относятся беседы, консультации, направленные на педагогическое просвещение.

Наглядно-информационные формы. Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами воспитания в ДОУ.

Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечения их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на:  1. Информационно-аналитические, 2. Познавательные 3. Досуговые.

1. Информационно-аналитические мероприятия: Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности: проведение социологических срезов, опросов, «почтовый ящик», индивидуальные блокноты.  

2. Познавательные: Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей происходит через следующие формы работы: семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, мини-собрания, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, деловые игры, мастер - класс.

3. Досуговые: Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми через совместные досуги, праздники, выставки работ родителей и детей, кружки и секции, клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы, педагогический капустник.

Новое в практике работы детского сада с семьёй — это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения? Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года. Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др. Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др. Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей. Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы. Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Коллеги, хотелось бы напомнить в заключении, что при организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями необходимо соблюдать основные принципы: -открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается -возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); -сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; -создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые -подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; -диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Желаю всем успехов в работе и особенно в работе с родителями!!!