12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Зубова Светлана Дмитриевна138 Россия, Белгородская обл., пос. Ровеньки |
Исследовательский проект на тему «Волшебница соль»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад «Радуга» Исследовательский проект «Волшебница Соль» Руководитель: Зубова Светлана Дмитриевна, воспитатель 2019год
Заявитель: дети подготовительной группы. По количеству участников: групповой. Характер контактов: среди детей одной группы. По доминирующей деятельности проект: познавательный, игровой, творческий, исследовательский. По продолжительности проект: среднесрочный (1- 3 недели) Вид проекта: - Краткосрочный (с по )
Проблема: Что может быть удивительного в обыкновенной соли? Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль, она есть на каждом столе, в каждом доме. Гипотеза: Мы предположили, что соль – не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для экспериментов, наблюдений и творчества. Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и ёё свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдения и творчества. Задачи: 1. Выяснить откуда берется соль? 2. Для чего она нужна? 3. Можно ли без нее обойтись? 4. Узнать о значении соли в жизни человека. 5. Провести опыты с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. 6. Проанализировать полученные результаты. 7. Сделать выводы из своих наблюдений.
План работы над проектом «Волшебница Соль» Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Этот проект значим для всех его участников: Дети: исследование свойств соли, её значимость. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания. Предполагаемое разделение ролей в проектной группе: Воспитатель: организует проектно – исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в исследовательской деятельности. Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте. Материально – техническое обеспечение: - Переносная мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, пипетки) - Материалы для проведения опытов (одноразовые стаканы и тарелочки, соль, вода, яйца сырые, чайные ложки, гуашь, восковые мелки, клей, ветка сосны, мука, посуда для декорирования) - Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы) - Набор открыток, иллюстраций, фотографий.
Место проведения: группа. Форма проведения: НОД, самостоятельная деятельность, наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, словесные игры, совместная опытно- исследовательская и творческая деятельность. Ожидаемый результат: - Удовлетворение интереса детей к исследованию соли, ее свойств, её ценности и использовании человеком в быту целях профилактики заболеваний. - Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышение уровня усвоения программного материала. - Развитие наблюдательности, любознательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи. Объект исследования: соль. Предмет исследования: свойства соли, значение в жизни человека. При организации исследовательской деятельности были использованы методы: - Изучение информации, беседы, - анализ познавательной литературы, - подбор материалов и оборудования для исследований, - экспериментальная деятельность, - исследовательская деятельность, - наблюдения, - творческая деятельность, - игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры)
Дневник наблюдений и опытов в проекте «Волшебница Соль» С чего начались наши исследования? С беседы о правилах безопасности при работе с солью: не трогать руками глаза; если есть на коже ранки, стараться, чтобы соль в них не попадала. Затем мы изучили свойства и качества соли. В процессе опытов выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус соленая, сыпучая и нас заинтересовало, какими еще свойствами обладает соль? После чего мы провели дополнительные опыты. 1. Соль растворяется в воде. Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, погрузили туда ложку соли и стали наблюдать. Соль исчезла. Вывод: соль растворяется в воде. ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
2. Соль в воде разной температуры. Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Положили в оба стакана по одной столовой ложке соли и хорошо размешали. В стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, а в стакане с холодной водой соль упала на дно и растворялась дольше. 3. «Водоплавающее яйцо». Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 прозрачных стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно яйцо в стакан с чистой водой – что произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором стакане соль и опустим яйцо в соленую воду – что произошло? Яйцо осталось плавать на поверхности воды! Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль Вывод: Соль выталкивает предметы из воды. Солёная вода помогает предметам держаться на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
4. «Снежная ветка сосны». Мы для опыта взяли ветку сосны (не срезали, а взяли на земле), приготовили крепкий соляной раствор (вскипятили соленую воду в кастрюле), и опустили в него ветку на 5- 6 часов. Когда время прошло, мы вытащили ветку и положили её сушиться. После полного высыхания мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза. Вывод: когда вода испарилась, соль превратилась в кристаллы. 5. Соль – чистящее средство. Для проведения опыта мы взяли грязный стакан, насыпали на губку немного соли и помыли стакан. Он стал чистым. Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.
СОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. Декорирование банки цветной солью. Для работы необходима чистая баночка, гуашь или восковые мелки, соль. С помощью гуаши и карандашей покрасить соль, затем засыпать разноцветную соль в баночку чередуя цвета. 2. Лепка из соленого теста. Для работы сделали соленое тесто (смешали муку, соль и воду по рецепту). Вылепили поделки, высушили их и раскрасили.
3. Аппликация из соли. Нужно взять готовый рисунок или набросок в нужных местах покрыть клеем и посыпать соль (белой или цветной). Когда аппликация просохнет лишнюю соль стряхнуть.
Продукт проектной деятельности Создание презентации и стенда «Волшебница Соль», изготовление фото-отчета по проекту «Волшебница Соль», коллекция творческих работ, выполненных с применением соли: изготовление поделок, рисование акварелью, лепка из солёного теста. Результаты В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль». Выводы В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам: - Существует несколько видов соли. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве. - Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества. - Убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.