12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зубова Светлана Дмитриевна138
Россия, Белгородская обл., пос. Ровеньки

Исследовательский проект на тему «Волшебница соль»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ровеньский детский сад «Радуга» Исследовательский проект «Волшебница Соль» Руководитель: Зубова Светлана Дмитриевна, воспитатель 2019год

Заявитель: дети подготовительной группы. По количеству участников: групповой. Характер контактов: среди детей одной группы. По доминирующей деятельности проект: познавательный, игровой, творческий, исследовательский. По продолжительности проект: среднесрочный (1- 3 недели) Вид проекта: - Краткосрочный (с по )

Проблема: Что может быть удивительного в обыкновенной соли? Актуальность данного проекта заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Мы выбрали соль, она есть на каждом столе, в каждом доме. Гипотеза: Мы предположили, что соль – не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для экспериментов, наблюдений и творчества. Цель проекта: Узнать как можно больше о соли и ёё свойствах. Доказать, что соль - не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов, наблюдения и творчества. Задачи: 1. Выяснить откуда берется соль? 2. Для чего она нужна? 3. Можно ли без нее обойтись? 4. Узнать о значении соли в жизни человека. 5. Провести опыты с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности. 6. Проанализировать полученные результаты. 7. Сделать выводы из своих наблюдений.

План работы над проектом «Волшебница Соль» Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный. Этот проект значим для всех его участников: Дети: исследование свойств соли, её значимость. Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников. Родители: расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания. Предполагаемое разделение ролей в проектной группе: Воспитатель: организует проектно – исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей. Дети: участвуют в исследовательской деятельности. Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте. Материально – техническое обеспечение: - Переносная мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, пипетки) - Материалы для проведения опытов (одноразовые стаканы и тарелочки, соль, вода, яйца сырые, чайные ложки, гуашь, восковые мелки, клей, ветка сосны, мука, посуда для декорирования) - Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы) - Набор открыток, иллюстраций, фотографий.

Место проведения: группа. Форма проведения: НОД, самостоятельная деятельность, наблюдение, беседа, чтение художественной литературы, словесные игры, совместная опытно- исследовательская и творческая деятельность. Ожидаемый результат: - Удовлетворение интереса  детей к исследованию соли, ее свойств, её ценности и использовании человеком в быту целях профилактики заболеваний. - Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышение уровня усвоения программного материала. - Развитие наблюдательности, любознательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи. Объект исследования: соль. Предмет исследования: свойства соли, значение в жизни человека. При организации исследовательской деятельности были использованы методы: - Изучение информации, беседы, - анализ познавательной литературы, - подбор материалов и оборудования для исследований, - экспериментальная деятельность, - исследовательская деятельность, - наблюдения, - творческая деятельность, - игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно – познавательная игры)

Дневник наблюдений и опытов в проекте «Волшебница Соль» С чего начались наши исследования? С беседы о правилах безопасности при работе с солью: не трогать руками глаза; если есть на коже ранки, стараться, чтобы соль в них не попадала. Затем мы изучили свойства и качества соли. В процессе опытов выяснили, что соль белого цвета, не имеет запаха, на вкус соленая, сыпучая и нас заинтересовало, какими еще свойствами обладает соль? После чего мы провели дополнительные опыты. 1. Соль растворяется в воде. Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, погрузили туда ложку соли и стали наблюдать. Соль исчезла. Вывод: соль растворяется в воде. ОПЫТЫ С СОЛЬЮ

2. Соль в воде разной температуры. Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей. Положили в оба стакана по одной столовой ложке соли и хорошо размешали. В стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, а в стакане с холодной водой соль упала на дно и растворялась дольше. 3. «Водоплавающее яйцо». Для проведения опыта нам понадобится: 2 сырых яйца, 2 прозрачных стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно яйцо в стакан с чистой водой – что произошло? Яйцо опустилось на дно. Растворим во втором стакане соль и опустим яйцо в соленую воду – что произошло? Яйцо осталось плавать на поверхности воды! Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль Вывод: Соль выталкивает предметы из воды. Солёная вода помогает предметам держаться на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

4. «Снежная ветка сосны». Мы для опыта взяли ветку сосны (не срезали, а взяли на земле), приготовили крепкий соляной раствор (вскипятили соленую воду в кастрюле), и опустили в него ветку на 5- 6 часов. Когда время прошло, мы вытащили ветку и положили её сушиться. После полного высыхания мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза. Вывод: когда вода испарилась, соль превратилась в кристаллы. 5. Соль – чистящее средство. Для проведения опыта мы взяли грязный стакан, насыпали на губку немного соли и помыли стакан. Он стал чистым. Вывод: с помощью соли можно мыть посуду.

СОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 1. Декорирование банки цветной солью. Для работы необходима чистая баночка, гуашь или восковые мелки, соль. С помощью гуаши и карандашей покрасить соль, затем засыпать разноцветную соль в баночку чередуя цвета. 2. Лепка из соленого теста. Для работы сделали соленое тесто (смешали муку, соль и воду по рецепту). Вылепили поделки, высушили их и раскрасили.

3. Аппликация из соли. Нужно взять готовый рисунок или набросок в нужных местах покрыть клеем и посыпать соль (белой или цветной). Когда аппликация просохнет лишнюю соль стряхнуть.

Продукт проектной деятельности  Создание презентации и стенда «Волшебница Соль», изготовление фото-отчета по проекту «Волшебница Соль», коллекция творческих работ, выполненных с применением соли: изготовление поделок, рисование акварелью, лепка из солёного теста. Результаты В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница  соль». Выводы В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам: - Существует несколько видов соли. Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве. - Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества. - Убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.