12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Дарья Владимировна518
Россия, Пермский край, Березники

Презентация «Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста»

«Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста» Выполнила: воспитатель старшей группы №4 «Краевой детский санаторий для больных туберкулезом № 4» г.Березники, Пермский край Чистякова Д.В.

Границы возраста, ведущий вид деятельности Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В 4-5 лет она становится образно-ролевой,т.е эта игра, в которой ребенок выделяет в выбранном образе, определённое действие или специфическую позу, позволяющую удерживать воображаемый образ, и воспроизводит его. В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками Появляются гендерные роли – девочки в игре выбирают роли женщин, а мальчики – мужчин.. Роли распределяются еще до начала игры, нет дублирования ролей, как это случалось в три-четыре года, увеличивается продолжительность игры до 40–50 мин. Ребенок развивается активно и при выполнении других видов продуктивной деятельности, которые дополняют ведущую деятельность – это конструирование, творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация и т.д.), а также трудовая деятельность. В четыре-пять лет ребенок способен к общему труду в коллективе под руководством взрослого.

Особенности физического развития В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год. В плане физического развития ребенок на пятом году жизни уже более скоординирован, легче держит равновесие. Все его действия становятся более уверенными, малыш становится быстрым, ловким, нуждается в постоянном движении. Основные физиологические особенности ребенка пятого года жизни: быстрый, но неравномерный рост мышечной массы, что приводит к быстрой утомляемости; гибкость, поскольку окостенение скелета еще не завершено (поэтому силовых упражнений следует избегать); развитие детской дальнозоркости из-за того, что хрусталик приобретает плоскую форму; увеличивается объем легких, брюшной тип дыхания уступает место грудному, из-за чего потребность в кислороде у детей этого возраста резко возрастает; повышается чувствительность к резким звукам и сильному шуму. Физиология детей этого возраста требует от взрослых внимания к осанке ребенка, дозирования нагрузок, чередования их с отдыхом.

Особенности психического развития Отличительной чертой психического развития ребенка 4-5 лет является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия. В целом психическое развитие характеризуется следующими чертами: -Первоначальное развитие волевых качеств; -Преобладание наглядно-образного мышления; -Выполнение действий, носящих практическую ориентацию, основанных на опыте; -Начальные задатки развития словесно-логического мышления; Расширение объема и возможностей памяти; Внимание становится более стабильным и сосредоточенным. Дети способны заниматься какой-то одной деятельностью в течение двадцати минут; -Преобладание эгоцентрической позиции в мыслительной деятельности и поведенческих процессах; - Развитие интеллектуального общения.

Особенности социального развития Ребенок – Взрослый. Интерес к миру взрослых. Познание мира человеческих отношений. На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребёнка со взрослым. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребёнок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый. Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре.

Основные новообразования возраста 1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения (высказывания детей о солнце, луне, звездах …). 2. Возникновение первых этических инстанций (Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).). 3. Возникновение соподчинения мотивов (В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.). 4. Возникновение произвольного поведения (т.е. поведение, опосредованное определенным представлением. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.). 5. Возникновение личного сознания (возникновение сознания своего места в системе отношений со взрослыми).