12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна3035
Павлюченко Татьяна Сергеевна
Россия, Красноярский край, Канск

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей в ДОУ "проявляющие выдающиеся способности"

«Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …» Ф.И. Шаляпин

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Лесная сказка» Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей в ДОУ «проявляющие выдающиеся способности»

Цель: создание условий для внедрения целостной системы психолого-педагогического сопровождения по выявлению и развитию способных и талантливых детей, в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами для реализации их возможностей, сохранения психического и физического здоровья.

Задачи: Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей. Создать единый банк данных одаренных воспитанников. Создать банк данных по сопровождению одаренных детей. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности. Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности, через кружковую сеть. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.  

Нормативно-правовое обеспечение: «Конвенция ООН о правах ребенка»; Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Локальные акты ДОУ (Положение о работе с одаренными детьми в МБДОУ №8 «Лесная сказка», Положение о рабочей группе с одаренными детьми. Приказы «О создании рабочей группы по работе с одаренными детьми в МБДОУ №8 «Лесная сказка». Планы работы рабочей группы по работе с одаренными детьми в МБДОУ №8 «Лесная сказка». Планы кружковой работы и т.д.)

Взаимосвязь способностей, одаренности и таланта ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТИ ОДАРЕННОСТЬ ТАЛАНТ ГЕНИАЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ: художественные музыкальные артистические литературные - спортивные ОБЩИЕ: хорошая память творческое воображение креативность мышления глубина ума гибкость ума наблюдательность Интеллектуальная Творческая Коммуникативная Психомоторная

Одаренные дети могут не сразу проявить высокие достижения, но могут иметь высокий уровень развития способностей в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): Общие интеллектуальные способности; Творческие способности (литературные, художественные, артистические, вокальные (музыкальные); Коммуникативные способности; Психомоторные способности (спортивные, хореографические).

Ожидаемые результаты: На уровне ДОУ На уровне ребенка На уровне педагогов На уровне семьи выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей; формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения; создание модели и алгоритма действий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей; разработка индивидуальных программ развития одаренных детей; повышение качества образования в ДОУ; обогащение развивающей предметно-пространственной среды. выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности; своевременное оказание психолого-педагогической помощи (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации); самореализация детей через участие в конкурсах, фестивалях, квестах и т.д. - совершенствование профессионального мастерства педагогов, овладение современными педагогическими технологиями, сопровождения и развития одаренных детей рост педагогической компетентности родителей, повышение уровня включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ; удовлетворенность образовательной деятельностью ДОУ.

Модель психолого-педагогического сопровождениядетей в МБДОУ №8 «Лесная сказка» «проявляющие выдающиеся способности» Организационные формы Участники Содержание, виды деятельности Развивающая предметно- пространственная среда Администрация (заведующий, старший воспитатель) Создание благоприятных, развивающих условий для одаренных детей Индивидуальные и групповые занятия в игровых формах Педагог-психолог Диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, профилактика, просвещение Реализация программы развития одаренных детей Воспитатели Развитие ярко выраженных интеллектуальных, музыкальных, артистических, спортивных, художественных, литературных, способностей Дополнительные образов. услуги, участие в конкурсах, фестивалях, выставках Музыкальный руководитель Инструктор по физ. культуре Посещение театра, художественных выставок, музеев, концертов, библиотек; приобретение книг, игрушек, игр, музыкальных инструментов, спортивного оборудования Родители Домашние условия «Музыкально-хореографическая студия», развивающие центры, сотрудничество с музеем, с детско-спортивной школой

Мониторинг эффективности работы с одаренными детьми, личных достижений, промежуточная диагностика; разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. VI этап – заключительный Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам, построение перспективы дальнейшей работы; составление индивидуальной программы для каждой категории специальной одаренности V этап – аналитико-рефлексивный

Диагностический этап 1 этап – обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы психолого-педагогической диагностики примерной основной образовательной программы «Детство» А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева (разработано и дополнено творческой группой ДОУ), отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего. 2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Карта одаренности» по А.И. Савенкову). По оценке взрослых выделяются одаренные дети. 3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности. Психодиагностический комплекс для выявления детской одаренности на разных возрастных этапах

Результаты методики «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову) Интеллектуальная - 8 детей 22,9% Спортивная – 16 детей 45,7% Лидерская – 18 детей 51,4 % Техническая – 9 детей 25,7% Артистическая 21 ребенок 60% Литературная - 18 детей 51,4 % Музыкальная – 14 детей 40% Художественно-изобразительная – 17 детей 48,6% Академическая (научная) - 8 детей 22,9% Творческая – 24 ребенка 68,6 %

Банк данных «Одарённые дети» № п\п Ф.И. ребенка, группа Дата рождения Вид деятельности Посещение кружков, студий и т.д. 1. София М.(подготовительная к школе группа) Спортивная Лидерская Артистическая Научная Творческая Интеллектуальная Театральный кружок «Веселый балаганчик» Вокальный кружок «До-ми-солька» Интеллектуальный кружок «Вундеркинд»

Банк данных по сопровождению одаренных детей (заполняется ежегодно) Вид деятельности: Спортивный; Лидерский; Технический; Артистический; Литературный; Музыкальный; Художественно-изобразительный; Научный; Творческий; Интеллектуальный. № п\п Ф.И.О. Дата рождения Вид деятельности Социальное развитие (адаптация) Достижения 1. София М. Артистическая Музыкальная Интеллектуальная Легкая степень адаптации Конкурс чтецов к 100-ю Б. Заходера – 1 место Вокальный конкурс «Песенка звени» – лауреат 1 степени

Спортивный ружок «Азимут»

Театральная студия «Веселый балаганчик»

Всероссийский конкурс детских утренников, театрализованных постановок и концертных программ «Юные звезды сцены. Любимый Андерсен» - 1 место по Красноярскому краю. «Дюймовочка» Победитель II этапа городского фестиваля «Театральные пробы 2018» «Мойдодыр»

Вокальный кружок «До-ми-солька»

Муниципальный вокальный конкурс «Песенка звени» 2017-2018 г. – диплом 1 степени 2018-2019 г. – диплом 1 степени

Кружок «Мастерилка»

Кружок «Дошкольная флористика»

Кружок «Бумагопластика»

Кружок «Вундеркинд» 5-6 лет

Кружок «Вундеркинд» 6-7 лет

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Знаток дошколенок» - дипломы I, II, III степени; Открытый всероссийский турнир способностей «Росток –UniкУм» в три этапа дипломы I, II, III степени