12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

«Сюжетно ролевые игры в детском саду»

МАДОУ о/в, д/с. «Антошка» село Зудилово Консультацию подготовила воспитатель: Серебренникова Татьяна Александровна Сюжетно –ролевая игра в детском саду

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра –наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Влияние игры на становление личности ребенка • Умственное развитие детей; • Воображение; • Коммуникативные умения

 Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.  - Значение игры для развития ребенка. Субъективное, внутреннее ощущение свободы .Наличие внутреннего эмоционального комфорта .Развитие способности к воображению, образному мышлению .Освоение правил взаимодействия. 

3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.  Развивающие функции игры Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. 2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.

Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.   Цель педагогических воздействий

Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») . Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.  Принципы организации сюжетной игры

Одно-темные одно –персонажные. Одно-темные много - персонажные. Много-темные много-персонажные сюжетные игры. Средство формирования игровых умений Условия активизации самостоятельной игры 1. Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. 2. Создание условий для самостоятельной детской игры. 

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ.  Задача педагога : 1. Развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры . Педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. 2.Стимулирование ребенка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами. 3. Формировать умение детей играть рядом, а затем и вместе.

ВТОРЯ МЛАДШАЯ Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.  -Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.   

Формирование ролевого поведения использование дополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)  - Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель играет вместе с детьми. Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера. 

 Задачи. Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.  - Условия развития игры 1. Использование много - персонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).  -  СРЕДНЯЯ

- Принципы формирования сюжетной игры 1. Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие. 2. Активизирует ролевой диалог. 3. «Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.

  Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями). 

-  СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ. Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным ,сюжетно сложением (игра- придумывание).  - Этапы работы над игрой 1. Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. 2. Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя.  3.  Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 4.Развертывание нового сюжета с разно-контекстными ролями . 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.  . 

Сюжетные игры –это та область действительности которая воспроизводится детьми в игре

Сюжетно-ролевая игр «ПАРИКМАХЕРСКАЯ Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской. Формировать умение самостоятельно развивать сюжет игры, согласовывать тему, распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Ножницы возьмем у мамы -подстригаться будем сами Срежем волосы с макушки, оголим немножко ушки.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно. Дайте ножницы, расчёску -он вам сделает причёску

Сюжетно-ролевая игра «Школа» Задачи : Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными.

-Сколько ушей у трёх мышей? -Сколько лап у двух медвежат?

Сюжетно-ролевая игра «МАГАЗИН» Задачи: Формировать умение детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Сюжетно-ролевая игра «КАФЕ» Задачи: Формировать умение детей самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимую среду, закреплять навыки доброжелательного, вежливого общения. Побуждать детей более широко использовать знания об окружающей жизни

Сюжетно-ролевая игра «БОЛЬНИЦА» Задачи: формировать умение детей отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

Буду ездить я повсюду и спасать больных детей! Я врачом, наверно, буду, стану я лечить людей!

Заболела детка корью? Это вовсе и не горе – Врач поможет, поспешит, нашу детку излечит.

У меня теперь простуда, и она не от верблюда. Целый день ходил без шапки, и теперь не все в порядке.

Сюжетно-ролевая игра «АВТОСАЛОН» • Задачи: формировать умение детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знание правил дорожного движения. Развивать память, речь детей.

Мне нужны такие вещи: молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, а всего нужней –сноровка!

Сюжетно-ролевая игра «СТРОИТЕЛИ» Задачи: Закреплять в игре знания о труде строителя, формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Знает каждый в доме житель -этот дом возвёл ... (строитель)

Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем. И она зовется… (дом)

Пусть не сердятся родители, что измажутся строители, Потому Что тот, кто строит тот чего- Ни будь да стоит!

Сюжетно-ролевая игра «ШОФЁРЫ» • Задачи: создать условия для закрепления знаний детей о профессии шофера. Формировать умение детей устанавливать взаимоотношения в игре

Точно, вовремя и ловко подъезжаю к остановке. Все вошли, закрылась дверь, -пассажиры вы теперь. Всё! Приехали! Ура ! Выходите, вам пора! Пассажирка юных лет, предъявите ваш билет!

Сюжетно-ролевая игра «СЕМЬЯ» •Задачи: формировать умение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи

В детсаду решили дети в дочки-матери играть: Саша будет в роли папы, Настя -мамочка опять.

Кушай, дочка, не спеша, каша очень хороша.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе… А. С. Макаренко

Список использованной литературы: Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. –№3. Маркова А. К. Психологические проблемы повышения квалификации // Педагогика. –1999. –№ 9 –10. Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. -2006. - №2. -С. 84 -87 Короткова Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. -2006. - №3. -С. 81 -85 Н. А. Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников.// Ребёнок в детском саду. -2006. - №4. -С. 79 -87 Мацкевич М. Изобразительное творчество и игра в пространстве музея// Дошкольное воспитание. - 2006. -№6. -С. 90 -95 Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. -С. 70 -74