12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитриенко Вера Николаевна2409
Люблю учеников, люблю читать, нравится придумывать. С удовольствием делюсь своими знаниями и умениями.
Россия, Московская обл., Одинцово

Истинное и ложное лицо полковника (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)

Истинное и ложное лицо полковника (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») Дмитриенко Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовская СОШ №5

Варианты названия рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему писатель остановился на названии «После бала»?

  На балу На плацу Рассказчик Полковник Варенька Татарин

Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П.В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка…в блестящих глазах и губах». Петр Владиславович (Полковник Б.) – отец Вареньки, возлюбленной Ивана Васильевича. Он «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». П.В. красив, статен, высок. У него румяное лицо, белые усы и бакенбарды, «ласковая радостная улыбка…в блестящих глазах и губах». П.В. привык и на службе, и в свете делать все «по закону». Танцуя с дочерью, полковник соблюдает все правила этикета. На плацу он, со знанием дела, контролирует экзекуцию беглого татарина. Держать рукой в замшевой перчатке талию дочери и бить той же рукой в замшевой перчатке по лицу солдата, - для П.В. не имеет особой разницы. В представлении Ивана Васильевича образ полковника Б. раздваивается: ангельские черты героя (его облик на балу) начинают переплетаться с демоническими чертами (сцена наказания татарина), проявляя истинный облик П.В.

  На балу В поле, на плацу Рассказчик Счастлив, блажен, добр Испытывает ужас, тоску, стыд Полковник Очень красивый, статный, с ласковой, радостной улыбкой, самоуверенный и благородный, николаевской выправки. С румяным лицом, статной фигурой. Грозный, злобный, гневный, самоуверенный. Варенька Красивая, в белом платье, розовый пояс, белые перчатки, белые башмачки ----- Татарин ----- Сморщённое от страдания лицо; спина пёстрая, мокрая, красная, неестественная

  О каких чертах характера Петра Владиславовича (Полковника Б.) позволяет судить данный эпизод? (5-10 предложений)  

Черты характера Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа черты характера, которые являются основой личности: принципиальность честность, мужество, преданность, надежность, гражданственность смелость, малодушие, неискренность, выдержка и самообладание черты характера, в которых проявляется отношение к другим людям: общительность, замкнутость, доброта, жестокость, недоброжелательность внимательность, равнодушие высокомерие. черты характера, которые выражают отношение человека к самому себе: гордость, самомнение, тщеславие, заносчивость, самоуверенность неуверенность черты характера, которые отражают отношение человека к труду: трудолюбие лень боязнь трудностей, настойчивость активность ответственность безынициативность

  О каких чертах характера Петра Владиславовича (Полковника Б.) позволяет судить данный эпизод? (5-10 предложений)   – наличие прямого ответа на вопрос, – соответствие ответа авторской позиции, – обоснование высказанных тезисов на основе анализа текста, – соблюдение фактологической точности.

2. В каких произведениях русской классики представление о персонаже в ходе событий меняется, и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом Л. Толстого «После бала»? – указание названий и авторов произведений, выбранных экзаменуемым для сопоставления . – обоснование выбора этих произведений с опорой на тексты; – сопоставление произведений с исходным текстом в указанном в задании направлении. – наличие /отсутствие искажений авторской позиции и фактических ошибок.

Черновой вариант «Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я».

Итоговый вариант «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», — думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился. Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет.