12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Торопова Галина Владимировна1252
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Конспект урока литературного чтения. Н. Матвеева "Солнечный зайчик". 3 класс

Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе (система Л. В. Занкова)

Тема. Новелла Матвеева. Солнечный зайчик. Цель: организация деятельности учащихся по формированию представлений о поэзии и живописи как об особом взгляде автора на мир, особом представлении мира.

1. Мотивация к учебной деятельности. Смолкли шаги в коридоре. Урок нам пора начинать. Поэзии тонкие струны Будут сегодня звучать. На улице весенний денёк. Ярко светит солнышко. Улыбается нам. А мы улыбнёмся солнышку. У нас хорошее настроение и мы готовы работать.

2. Постановка учебной задачи. Учитель: Кто внимательно слушал стихи? С каким видом литературы мы сегодня будем знакомиться на уроке? Дети: С поэзией. У: Какие литературные произведения относят к поэзии? Д: Стихотворения. У: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особым взглядом на мир поэта Н. Матвеевой.

3. Проверка домашнего задания. Чтение стихотворения С. Маршака «Ландыш» тремя учениками. У: Давайте оценим, чьё исполнение вам понравилось больше всего. Итак, получается, что исполнение … вам понравилось больше всего. Аргументируйте. Д: Выразительно, эмоционально, правильно делает логические ударения, паузы, знает текст.

4. Открытие нового знания. У: Дома вы учили стихотворение С. Маршака. А следующее стихотворение, которое мы будем читать, написала Новелла Матвеева и посвятила памяти Самуила Маршака. Дело в том, что Самуил Яковлевич был литературным учителем Новеллы Матвеевой и принял большое участие в её судьбе.

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребёнком, во время войны. У неё – счастливая творческая судьба. Свои стихи она положила на музыку. Её песни зазвучали на любительских магнитофонных записях, её трогательный голос, нежные и остроумные стихи покорили читателей и слушателей.

Каждый автор-поэт – настоящий волшебник и чародей – придумал для вас такие тексты, которые помогут найти ответы на самые неожиданные вопросы. Вот и Новелла Матвеева хочет видеть в своих читателях думающих людей. Как мы будем читать её стихотворение, чтобы понять его смысл? Чтобы открыть для себя мир поэта, полный чудес? Д: будем читать и раскрывать тайны стихотворения.

Первичное восприятие прочитанного. У: Понравилось вам стихотворение? Какие чувства вызвало оно у Вас? Какое настроение? - Вы знаете К. И. Чуковского? Кто это такой? Какие его произведения вам известны? Когда ему прочитали «Солнечного зайчика», он даже прыгал от радости через стул. - От чьего имени ведется повествование? (От имени зайчика)

Самостоятельная работа (частично-поисковый метод). У: Самостоятельно прочитайте произведение и отметьте слова, которые вам непонятны. Проводится словарная работа.

Создание устной картины. У: Представьте, что вы – художник-иллюстратор. У вас есть возможность сделать иллюстрацию к стихотворению. Сейчас будете читать стихотворение по строфам и отмечать те строчки, к которым сделаете иллюстрации. - Что у вас получилось? (несколько учеников читают текст) - Давайте прочитаем последнюю строфу (ученик читает)

- Давайте поразмышляем. Какие невзгоды могут посетить малышей? Какое настроение бывает у вас, когда болеете? Или вас наказали? (скучно, грустно) - А теперь представьте, что в оконной раме появляется солнечный зайчик. Что он с собой принесет? (хорошее настроение) - Давайте посмотрим, как зайчик может поднять настроение.

5. Физминутка «Солнечный зайчик». (гимнастика для глаз) (Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении) Зайка вправо поскакал, каждый зайку увидал. Зайка влево поскакал, каждый взглядом увидал. Зайка вправо, зайка влево. Ах, какой зайчонок смелый! Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись. (поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое плечо) Зайчик спрятался от нас. Открывать не надо глаз (закрывают глаза на несколько секунд)

6. Проблема. У: Давайте перечитаем стихотворение и подумаем, в чем видит поэт предназначение солнечного зайчика? Д: Приносить людям радость. У: Почему же тогда Матвеева посвятила это стихотворение Маршаку? Предположите. Давайте вспомним его произведения. (Рассматриваются картинки – иллюстрации к произведениям Маршака) Делаем вывод. Все стихи Маршака веселые, жизнерадостные, заразительные, такие, как этот солнечный лучик.

7. Работа над образно-выразительными средствами. У. Что помогает сделать это стихотворение радостным, весёлым? (художественно-изобразительные средства) У: Какие из них вам знакомы? Д: Эпитеты, олицетворение, метафоры. У: Сейчас вы поработаете в группах: первая группа поищет и запишет эпитеты, вторая – метафоры. Но для начала вспомним, что обозначают эти термины (вспоминают, работают в группах)

Поэты при написании стихотворений используют еще один прием, который помогает услышать действия, происходящие в стихотворении. Что это за прием? Д: Звукозапись. У: В этом стихотворении он есть? Д: В первой строфе много шипящих, которые передают шелест, шуршание зайчика, во второй – много твердых звонких согласных, кажется, что ускоряется ритм стихов. Благодаря художественному миру автора неживой предмет ожил и дал жизнь другим. И вот уже солнышко потянуло к нам свои лучи.

У: Поймайте лучик! (Дети ловят луч своими зеркальцами) Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы слушатели прониклись любовью к солнечному зайчику.

8. Творческая работа в группах. У: А сейчас я предлагаю вам совершить чудо. Дело в том, что у вас в учебнике помещено не все стихотворение. Здесь оно дано в сокращении. Представьте, что каждый из вас – солнечный зайчик. Я раздам вам тексты, а в придумайте свои 2-3 строчки продолжения и запишите их.

Я зайчик солнечный, снующий По занавескам в тишине. Живой, по-заячьи жующий Цветы обоев на стене. На грядке стрельчатого лука, Насквозь проткнувшего зарю, Из полумрака, полузвука Рождаюсь я – и говорю…

9. Рефлексия урока. У: Наш урок подошел к концу. Что нового мы узнали? Как мы это сделали? Д: Мы читали, искали в словарях секретики – прямое и переносное значение. Мы находили необычные слова, помогающие представить мир, который придумал и описал поэт ярко, необычно.

Самоанализ урока. Оцените свою работу на уроке. Памятка для учащихся. Мне больше всего понравилось… За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что я приобрел? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что… Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Все этапы и дидактические компоненты урока взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый последующий подготовлен предыдущим. Рефлексия урока помогает детям оценить свои действия по восприятию текста, своих одноклассников, выразить свое отношение к уроку.

Современный урок предполагает следующие планируемые результаты: предметные: обучающиеся получат возможность научиться правильно анализировать поэтические тексты, находить литературные приемы, с помощью которых автор передает свои впечатления от обычных явлений;

личностные: дети показывают знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке ответов одноклассников, сохраняют интерес к учебному материалу;

коммуникативные: ученики формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания, адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач;

регулятивные: дети владеют основами смыслового анализа текста, оценивают совместно с учителем и одноклассниками результат своей деятельности;

познавательные: учащиеся анализируют средства образно-выразительной лексики, умеют находить их в литературном тексте.

Для того, чтобы ребенок сознавал важность выразительного, правильного чтения, ему необходимо увидеть слово в разных его проявлениях, почувствовать, как и с помощью чего автор создает образ. С этой целью в урок включаются разные виды и формы деятельности (исследование, анализ текста, работа в группах)

Урок литературного чтения выстраивается как диалог, который является наиболее эффективным методом и формой изучения произведения. У детей в ходе диалога возникают образы, открытия, рождаются новые смыслы и разные мнения. Подобную работу с учениками следует начинать с 1 класса.