12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлина Виктория Владимировна321

Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов

Обследование у первоклассников навыков ориентирования на листе бумаги, определение понимания и употребления в речи предлогов На основе методик: И.Н. Садовниковой, Л.С. Цветковой, А. В. Семенович, О. Б. Иншаковой, А. М. Колесниковой, Н. Я. Семаго ПОДГОТОВИЛА: учитель-логопед ЮЛИНА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА Омск 2016

У детей с речевыми нарушениями (с ОНР) умение ориентироваться на плоскости (листе бумаги) вызывает значительные трудности (Бурачевская О. В.) А для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями, усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания учителя. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности. У детей с речевыми нарушениями (с ОНР) умение ориентироваться на плоскости (листе бумаги) вызывает значительные трудности (Бурачевская О. В.) А для того, чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться  в пространстве и владеть основными пространственными понятиями, усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди, вверху, внизу, сверху; обозначать словом положение определенного предмета относительно себя или другого предмета; знать, как выглядит тетрадь, ориентироваться на листе бумаги; выполнять задания учителя. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и многим другим дисциплинам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных возможностей. Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. Работа в тетради  требует жесткой дисциплинированности. Умения ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, направлений обогащает речь ребенка, делает ее более точной, конкретной, грамматически правильной. Поэтому важно уметь определить уровень ориентировки ребенка на бумаге, понимания и употребления в речи предлогов.

Оборудование: чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши, компьютер, проектор, экран. Оборудование: чистый лист бумаги формата А4, цветные карандаши, компьютер, проектор, экран. Ребёнку предлагается следующая инструкция – нарисовать: в центре листа - дом. в правом верхнем углу- солнце. в левом нижнем углу листа – кошка. в правом нижнем углу листа – мяч. в левом верхнем углу листа – тучка. над домом летит птичка. за домом растёт ёлка. из трубы идет дым. перед домом стоит забор. из-под забора выглядывает трава. из-за забора выглядывает собака. с правой стороны дома находится дорога. с левой стороны дома стоит машина.

После ребёнку задаются следующие вопросы: « Покажи, что ты нарисовал…» в левом верхнем углу? в правом нижнем углу? в правом верхнем углу? в центре листа? в левом нижнем углу? и т. д. В заключении ребёнку можно предложить проверить и оценить себя (Слайд 4). Анализ полученных материалов предполагает учет следующих критериев: * понимание различных пространственных характеристик без самостоятельного называния (выполнение действий, показ картинок); *  самостоятельное употребление слов, отражающих пространственные характеристики; * латентный период ответа; * точность, самостоятельность выполнения действий; *  использование помощи взрослого.

Проверь себя!